Жанна Немцова о подкасте Another Russia

 

После 24 февраля западный мир заинтересовался Россией. На этот интерес отреагировали и подкасты. Фактчекеры из Science Vs студии Gimlet цитировали в эпизоде про пропаганду подкаст журналиста Петра Рузавина «Х*й в***е» и перевели на английский первые три эпизода. This American Life 25 февраля выпустил эпизод про Путина, а в апреле собрал эпизод из историй простых украинцев.

В ответ на интерес все больше российских студий запускают подкасты на английском языке. А отдельные журналисты сотрудничают с западными студиями: летом 2022 года Crooked Media* и журналистка Жанна Немцова выпустили 6-серийный подкаст Another Russia о современной России через призму семейной истории.

*Crooked Media — американская медиакомпания, основанная в 2017 году Джоном Фавро, Джоном Ловеттом и Томми Виетором, бывшими сотрудниками кабинета Барака Обамы и соведущими подкаста Keepin 'it 1600. У студии есть миссия: вовлекать больше людей в политические процессы. Один из самых известных подкастов студии — Pod Save America.

Координаторка студии подкастов «Радио Свобода»* Полина Галуева поговорила с Жанной Немцовой о ее первом подкасте и опыте работы с Crooked Media.

*иноагент и нежелательная организация в РФ

Как появилась идея подкаста и возможность поработать с Crooked Media?

Я всегда была телевизионным журналистом. С 2011 года работала экономическим обозревателем на телеканале РБК, в 2015-м, из-за убийства отца, переехала в Германию, где устроилась на Deutsche Welle в качестве ведущей телепрограммы «Немцова.Интервью». В 2020-м ушла, чтобы развивать «Фонд Бориса Немцова».

Я не могла постоянно работать в медиа, но уходить навсегда не хотела, поэтому у меня возникла безумная идея: если что-то и делать в медиа, то только на английском языке, несмотря на то, что я не носитель. Я стала искать такие возможности.

Выйти на американский рынок русскоязычному журналисту почти невозможно. У меня были разные переговоры, и в результате все закончилось тем, что я написала Бену Роудсу — это бывший спичрайтер Барака Обамы, глава коммуникаций и автор знаменитой «Каирской речи», за которую Барак Обама получил Нобелевскую премию мира. Бен, после того, как ушел из Белого дома, занимается журналистикой, он брал у меня интервью для своей книги After the Fall и, как оказалось, сотрудничает с Crooked Media. Он предложил мне сделать что-то про современную Россию и Бориса Немцова, какую-то личную историю.

Я тогда первый раз услышала про Crooked Media, потому что я вообще не думала про формат подкастов. Я послушала, что ребята делают — очень вдохновилась. И где-то в конце 2020 года мы ударили по рукам и решили делать подкаст.

Я написала питч того, что стало потом Another Russia. Идея была простая: рассказать об истории России после развала СССР через историю моей семьи. Потому что то, как Россия сначала пришла к демократии, а затем скатилась в тоталитаризм лучше всего иллюстрируется через историю моего отца.

Как шла работа над сценарием подкаста?

Для начала мы сделали таймлайн с даты моего рождения по 2015 год, чтобы понять, какие события стали ключевыми в каждом из периодов для меня, для моего отца и для страны. То есть у нас три разных нарратива: мы рассказываем про Бориса Немцова и его карьеру, мы рассказываем о том, что происходило в стране, и мы рассказываем о том, как я это воспринимала в разные этапы моей жизни, и что я делала после того, как его убили.

Дальше меня научили, что подкаст — это не про аналитику, а про хорошо рассказанную историю по всем правилам сторителлинга. Для того, чтобы построить такую драматическую структуру, нужен набор историй.

Не нужно говорить, что 26 апреля 1986 года в четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции произошел взрыв… а надо говорить: произошла авария, ее замалчивали, но люди узнали и вот моя бабушка была в ужасе, что все заражено радиацией, поэтому она купила счетчики Гейгера и ходила с ними на рынок. Более того, еще и моей маме один выдала, все мы с ними ходили. А когда приходили на рынок и продавцы уже знали про нас, то на вопрос: «откуда помидоры» шутили, что из Чернобыля.

И вот таких сцен нужно было очень-очень много, и я вспоминала какие-то конкретные истории для иллюстрации знаковых событий. Для этого я много прочитала и сделала бэкграунд интервью, на основании которых писала короткие истории на английском языке. Они легли в основу сценария.

Но потом мы решили, что мы не будем все это читать, а построим подкаст на длинных интервью между мной и Беном, и для каждого эпизода мы возьмем интервью у одного человека, который бы хорошо описал этот период и еще рассказал бы классную историю.

Это была долгая работа, мы созванивались каждую неделю с сентября 2021 года по март 2022 года.

Расскажите о команде, работавшей над подкастом?

Подкасты в России и подкасты в Америке — это небо и земля. В США — это гигантский и коммерческий рынок и возможность привлекать хороших специалистов, поэтому у нас была довольно большая команда.

Бен Роудс стал соведущим подкаста. Если меня спросят, с кем мне в паре было лучше всего работать за мою долгую журналистскую карьеру — я скажу, что лучше Бена Роудса никого нет. Мы прекрасно работаем вместе и понимаем друг друга. Слушатели оставляли нам отзывы, о том, что чувствуется, что у ведущих хорошие отношения.

Также Crooked Media нашла для меня редактора — Дарью Лисицину, она родилась в России, но достаточно быстро переехала вместе с родителями в Англию, где окончила Кембридж, а затем поступила в Колумбийский университет на магистерскую программу по радиожурналистике. У нее уже был опыт в продюсировании подкастов, а сейчас она создала свою студию Samizdat.

В какой-то момент, когда мы решили, что не будем зачитывать готовый текст, а используем формат живого интервью, к команде присоединились журналисты Джо Сайкс и Ася Фукс, которые готовили брифы для Бена, на которые он ориентировался, задавая мне вопросы. Они же брали интервью у гостей подкаста.

Где проходила запись подкаста?

У нас было три записи в трех разных местах и, конечно, мы подстраивались под очень плотный график Бена Родса. Первый раз мы записывались в Амстердаме, три дня подряд, от 6 до 8 часов в день. Это было очень тяжело, и некоторые вещи приходилось повторять. Например, я отвечаю на какие-то вопросы Бена, а потом приходит Джо Сайкс и говорит, что задаст мне еще раз эти двадцать вопросов, потому что нужно еще больше деталей.

Потом мы два дня провели в Копенгагене, и третий раз мы дописывали эпизод — я в Праге, а Бен в США.

Когда запись была готова, редакторы отмечали моменты, которые нужно переговорить еще раз, или если где-то не хватало краски. Очень кропотливая работа.

Когда что-то описываешь на английском, иногда не хватает словаря, прилагательных, хотя я занималась языком с британским актером. Нельзя же постоянно повторяться, я иногда спрашивала, как лучше сказать. Однажды Бен сказал, что мол вы в России когда про тюрьму говорите, для вас это какая-то обыденность, а я вспомнила пословицу «от тюрьмы и от сумы не зарекайся» и пыталась ее по-английски объяснить, у них, конечно, такой пословицы нет.

Как появилось название Another Russia и обложка подкаста?

Это был долгий креативный процесс: несколько мозговых штурмов, причем, основатели студии тоже принимали в нем участие. Мы сделали гугл-документ и каждый из нас написал 20 разных названий.

Для российского слушателя «другая Россия» ассоциируется, в первую очередь, с коалицией Гарри Каспарова, но в Америке, конечно, такой ассоциации нет, а нам нужна была именно англоязычная аудитория. На Западе, когда говорят про Россию, вспоминают словосочетание Mother Russia, что очень созвучно с  Another Russia.

Дизайн обложки тоже долго придумывали — дизайнеры нам сначала предлагали какие-то темы, а потом мы уже выбирали фотографии. Если вы посмотрите на обложку — это фотография моего отца на выпускном в школе. Он там очень молодой и не очень узнаваемый, но мы хотели сказать, что образ другой России неразрывно связан с новым поколением.

Как Crooked Media продвигала подкаст?

Рецензии на подкаст были размещены в ряде крупных СМИ. Когда я увидела рецензию в Financial Times — я была в шоке, никогда не думала, что то, к чему я имею отношение, может появиться на страницах Financial Times!

Также нас всех очень просили написать о подкасте в социальных сетях (у Бена, например, больше полумиллиона подписчиков в твиттере), а еще отлично сработали кросс-промо в их флагманских подкастах Pod Save America и Pod Save the World.

Что работа над подкастом дала лично вам?

В работе над подкастом много положительных эффектов. Очень много читаешь и смотришь. Я стала бóльшим специалистом по отцу, чем я была до того, как сделала подкаст. Привыкаешь к довольно тяжелой работе, которая не приносит быстрых плодов. Английский учишь, понимаешь как работают западные медиа. Все это ужасно интересно.

***

Подкаст Another Russia добился почти идеальной оценки 4.9, высоко забрался в рейтингах в США, Великобритании, Канаде и Австралии, вошел в ТОП-50 американского чарта и ТОП-20 новостных подкастов США. Все отзывы на подкаст положительные — единственный минус, который нашли слушатели — слишком громкая музыка, которая иногда мешала слушать нарратив.

Жанна не оставляет свой план прорваться на американский рынок и уже начала переговоры с Crooked Media о втором сезоне подкаста.

Ждем!

Меню
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: