«Творческий подход к бизнесовым задачам». Интервью с основателями Brainstorm.fm

Интервью

Вроде бы сначала хочешь изменить свою жизнь на 180 градусов и записать об этом подкаст, а вот уже и бренды ломятся в двери, появляется команда и собственная студия — Brainstorm.fm.

В этом материале мы поговорили с основателями подкаст-студии Костей Колосковым и Аней Ковалевой о них самих, функционале Brainstorm.fm и их проектах.

Аудиоверсия интервью уже доступна на всех платформах.

Костя Колосков

Главный редактор и линейный продюсер подкаст-студии brainstorm.fm

Аня Ковалёва

Генеральный директор, генеральный продюсер и генеральный креативный продюсер подкаст-студии brainstorm.fm

Костя Колосков

Главный редактор и линейный продюсер подкаст-студии brainstorm.fm

Закончил бакалавриат МГИМО. Учился во французской бизнес-школе, где изучал азы стратегического менеджмента корпораций.
Вернулся в Россию и занимался налоговым консалтингом, потом в сфере Supply Chain Management, потом работал в сфере слияний и поглощений в технической компании при крупной нефтяной российской компании.

Аня Ковалёва

Генеральный директор, генеральный продюсер и генеральный креативный продюсер подкаст-студии brainstorm.fm

Закончила бакалавриат МГИМО. Магистратура была в Лондоне, в медиа и коммуникациях.
Вернулась в Россию и начала корпоративную карьеру в коммуникационном агентстве, а потом пришла в Яндекс, где проработала приблизительно пять лет и занималась международными коммуникациями. То есть я рассказывала иностранным журналистам, что классного делают российские программисты.

Наша история с подкастами началась года три назад…

Аня: Наша история с подкастами началась года три назад. Костя очень увлекался ими, а я человек, лёгкий на подъём и открытый ко всему новому. Плюс, могу двигать идеи, которые нравятся другим.

Так начался наш первый подкаст «180 градусов», и из него выросла студия. Я не планировала делать студию: хотела один проект, и мне он очень нравился.

В какой-то определённый момент к нам стали приходить компании, которые просили сделать, как «180 градусов». Мы очень долго отнекивались, я говорила: «Ребят, это невозможно – там же мы. Это же только про нас и так далее».

А потом мы с Костей подумали и решили, что если предложения поступают, то это же классный путь для развития. И, наверное, это был первый раз, когда мы действительно взглянули на подкастинг как на полноценную работу. До этого момента подкасты всегда были хобби: у Кости продолжалась его корпоративная карьера, я ушла из Яндекса, но у меня были проектные дела.

Студия выросла органически из нашего популярного подкаста «180 градусов».

Костя: Сейчас мы оба только этим занимаемся. В сентябре 2020 года я ушёл с корпоративной работы, и теперь полноценный предприниматель, стопроцентный подкастер. Всё время уделяется студии, созданию подкастов, придумыванию чего-то.

Как вы поняли, что ваши скилы в продюсировании и редактуре достигли необходимого уровня для создания студии?

Костя: Мне кажется, это понимание приходило сразу. Когда подкаст «180 градусов» разросся и стал одним из топовых на российском рынке, нам приходили новые идеи того, что можно реализовать в аудио. Так у нас появился ещё «Мамакаст» – второй проект, чтобы попробовать себя в чём-то новом.

Просто грех было не попробовать. Что нам стоит запустить ещё один подкаст? А когда люди нам стали помогать, мы поняли, что можем запустить ещё больше.

Почему вы назвали студию brainstorm.fm?

Костя: Я подкастами стал увлекаться лет пять или шесть назад, когда работал в Подмосковье. Чтобы добраться до работы, нужно было сделать две пересадки, и это занимало полтора часа. Мой плейлист мне очень быстро надоел, и мне посоветовали послушать подкасты. Зашёл в фиолетовое приложение на телефоне, и не нашёл в русскоязычном подкастинге ничего интересного. Мне посоветовали западные: первый был Serial, потом Startup. Так я погрузился в это и понял, что я – стопроцентный аудиал.

Захотелось сделать что-то своё, на день рождения мне друзья подарили оборудование, мы собрали студию у меня дома и стали обсуждать, как можно назвать этот медиапроект. Мне понравилось сочетание brainstorm.media, и я даже приобрёл домен, чтобы сделать потом сайт.

В итоге, пока ничего не делал, срок аренды домена истек. Когда же мы с Аней стали более активно сотрудничать, я решил его снова приобрести, но он был уже занят, свободный был только brainstorm.fm, что в целом в моём сознании тоже сочетается и хорошо звучит. Так исторически сложилось, что brainstorm.fm остался с нами.

Аня: Я приняла эти правила игры.

Чем brainstorm.fm отличается от других студий?

Аня: Я люблю думать, что в первую очередь работают не с какой-то компанией или с каким-то продуктом, а с людьми.

Если говорить о позиционировании, то я, правда, считаю, что наше преимущество – наша команда и то, что именно мы занимаемся этим проектом.

Мне хочется верить, что нам и им в кайф. Я думаю, это видно в наших продуктах, потому что если ты горишь тем, что делаешь, то рядом с тобой зажигаются и другие глаза, уши, которые тебя слушают.

Костя: Нам не очень интересно повторять то, что уже есть, и мы всегда пытаемся придумать новый ход, новую фишку, чтобы изменить и перепридумать то, что уже даже сами делаем.

Мы запустили первый подкаст-дебаты, попробовали себя в аудиовикторине, мы даже сделали первый подкаст про логистику и первый иммерсивный подкаст «Музы».

Аня: У нас нет опыта работы в медиа, но мы знаем, как работает изнутри бизнес. Для брендовых и корпоративных подкастов – ценное качество, потому что ты можешь подойти к решению их проблем и задач, если бы ты работал с ними.

У нас есть такая присказка: творческий подход к бизнесовым задачам. Мы поняли, что соединяем в себе эти две вещи достаточно органично.

Расскажите, как у вас распределяются обязанности?

Аня: Моя сильная сторона и бэкграунд – коммуникации. Я больше занимаюсь именно пиаром, общением с клиентами, с потенциальными заказчиками, слушателями.

А у Кости есть способность – внимание к деталям. И это счастье – иметь в партнёрах такого человека, который может выстроить работу команды так, чтобы команда занималась своим делом. Самое главное – мы друг друга поддерживаем и стараемся культивировать сильные стороны друг друга.

Сколько людей с вами работают и по какому принципу: постоянные или проектные?

Аня: Я понимаю, что если говорить о больших компаниях, то это песчинка в океане, но для нас это много людей – 10 человек. Мы начали с ребят на парт-тайм, то есть привлекали на конкретные проекты. Сейчас продолжаем иногда эту историю, но вот эти 10 человек работают постоянно. Это редакторы, продюсеры, звукорежиссёры, композитор, два дизайнера – все люди, которые нужны в креативной команде. Мы занимаемся не только подкастами, но в принципе креативным контентом.

Но мы недавно с Костей поняли, что ни разу не размещали вакансии, потому что люди оказываются с нами в команде по их желанию. Например, с нами работает продюсер и редактор Диана. Она писала диплом в ВШЭ по подкастам и брала у нас интервью в рамках своей магистерской диссертации. Потом пришла к нам на бесплатную стажировку, и, мне кажется, недели через две мы сделали её оплачиваемой. Теперь она работает с нами на фулл-тайм.

В какой-то момент мы поняли, что нам очень нужен второй монтажёр. Мы открыли почту, на которую нам пришло письмо от монтажёра Никиты, который хотел бы поработать с нами. И мы такие: «Вау, это знак!»

Ксюша, которая ведёт наши соцсети, обратилась ко мне как к человеку, который может дать индивидуальные консультации по запуску подкаста. И мы в итоге стали продюсировать её подкаст «Картины говорят» у нас в студии. Потом мы поняли, что хотим расширить наше сотрудничество, и теперь она работает фулл-тайм на нас.

Костя: Всегда, когда мы отправляли запросы в космос, что нам кто-то нужен, нам писали на почту, Ане в директ, или мы видели объявление в Facebook.

Аня: Когда ты стартап, нужно внимательно относиться к тем, кто хочет с тобой работать.

Ещё одно важное правило: мы стараемся нанимать людей, которые лучше разбираются в чём-то, умеют то, чего мы не умеем.

Команда – про синергию.

Бренд, а какая у вас задача?

В каком порядке вы работаете: к вам приходит бренд, и вы придумываете ему проект, или вы сами предлагаете подкаст?

Аня: И так и так. Были какие-то вещи, которые очень хотелось реализовать и нужно было найти спонсора. Были кейсы, когда мы выигрывали тендер, или к нам приходил партнёр с запросом. Дальше мы подкручивали его идеи, помогали найти оптимальный формат.

Мне кажется, когда ты работаешь на новом и не всегда понятном рынке, нужно уметь адаптироваться.

Бренды ориентируются друг на друга, и хорошие притягивают друг друга. Мы за этот год проделали достаточно большую работу: сделали проекты с Яндексом, МТС, Мерседес Бенц, NAOS (Bioderma & Institut Esthederm). И когда бренды видят в нашем портфолио реализованные кейсы хороших клиентов, то они с большим доверием относятся к студии и к нашим идеям.

Когда к вам приходят бренды, какие параметры успеха кейса ставятся?

Аня: Всё зависит от задач бренда: у кого-то есть задача позиционирования, построения новых взаимоотношений с инфлюенсерами, эмоциональных связей с аудиторией, у кого-то задача на приток новых клиентов.

Поэтому здесь самый главный вопрос, на который бренды должны себе ответить – какая задача?

По каким критериям вы выбираете, будете ли делать подкаст бренду или нет?

Аня: Очень важно, с кем ты работаешь. Если я на первых звонках или на первых встречах вижу полный тупик в коммуникации, если я вижу, что меня не слушают, а вопросы игнорируют или задают мне вопросы вообще из другой сферы или агрессивно реагируют, то обычно практика показывает, что потом ещё хуже.

Костя: Важно, когда бренд приходит в подкаст-студию, чтобы его представители были заинтересованы в том, чтобы подкаст вышел, что это не просто для галочки. В студии приходят за экспертизой, поэтому если бренд не хочет тебя слушать, то здесь есть недопонимание, которое лучше сразу нейтрализовать.

Аня: Плюс, у нас совершенно нет задачи делать все подкасты на русском языке. Так много студий и других подкастеров – мы всегда можем посоветовать кого-то еще.

Как вам кажется, почему бренды стали приходить чаще?

Костя: Мне кажется, что стало больше брендов, которые понимают, потому что люди, которые отвечают за коммуникации в этих компаниях, открыли для себя подкастинг, поняли, что это клёво, и как бренд может встроиться. А те, которые давно слушали и понимали, давно пришли.

Аня: Не без участия студий, потому что они, и в том числе мы, делаем огромную просветительскую работу. Очень часто к нам обращаются после конференций, где я выступаю или после прочтения колонок, которые мы с Костей пишем.

«Вам слово» и «Основательный квиз» – эксклюзивы для Яндекса. Как вы договаривались?

Аня: У Яндекса, как и у любой площадки, которая заинтересована в привлечении уникальных посетителей, был запрос на то, что будет отличаться. Был длинный питчинг, и обсуждалось много идей. Идея с «Вам слово» понравилась больше всего Яндексу, и, которую мы уже докручивали.

Костя: Мне кажется, мы общались месяцев пять, прежде чем одобрили дебаты «Вам слово». С квизом было сложнее: сама идея нравилась, но мы сделали пилотов семь, прежде чем утвердить финальную концепцию.

«Основательный квиз» – аудиовикторина, где всегда присутствуют два основателя компаний или стартапов, и они соревнуются между собой в школьной программе, смекалке, интересных фактах.

Сложные признания

Аня говорила, что: «Создание комьюнити— это отдельный большой блок работы, на который у нас не всегда хватает времени и сил». Как вы пытаетесь исправить это?

Костя: В начале, когда вы вдвоём тащите огромную студию, времени на какие-то отдельные вещи не хватает. Сейчас, как мне кажется, вокруг нас собралось комьюнити людей, которым с нами интересно, которым хочется общаться.

Может быть мы никогда нигде целенаправленно не собирали этих людей, но они собираются вокруг нас сами, потому что они с нами на одной волне, им нравится, что мы делаем.

Аня: Удивительным образом подкасты дали нам ощущение комьюнити: мы каким-то образом стали частью сообщества тех самых предпринимателей, с кем мы раньше общались в подкасте «180 градусов».

Я не очень люблю чаты на тысячу человек. При этом я безумно уважаю ребят, которые это делают. Мне просто кажется, что самое главное – найти то, что тебе делать в кайф.

Я точно знаю, что наши подкасты знакомят людей между собой, которые потом общаются, дружат.

Основа ваших проектов – креатив. Что вы делаете, если наступает апатия или творческих кризис?

Костя: В этом большом плюс, что мы работаем в тандеме, потому что у нас настроение, апатия и творческий кризис происходят по синусоиде. Когда у меня дикий упадок сил, и я уже хочу всё бросить, то Аня поднимает меня своим оптимизмом и тем, что: «Да нормально, прорвёмся!». А когда Аня устаёт, тогда уже я вытягиваю.

В этом и сила тандема: когда вы можете меняться, и каждый выполняет свою роль. Условно мы взаимозаменяемые иногда.

Аня: Мы, как и многие, прошли путь от хобби до фулл-тайм работы. И, конечно, это отличается, потому что когда ты занимаешься этим для души, то это совершенно другое, нежели когда ты постоянно общаешься с клиентами, получаешь отказы, бесконечные правки, регулярно скатываешься в переработки, недовольство собой и коллегами.

Костя: Я много читал о том, что на самом деле музы нет, и весь креатив – работа, просто надо спокойно сесть и заставлять себя потихоньку делать.

Аня: Мне нравится, как это сформулировала Лена Ненашева, театральный режиссёр: «Не так-то просто жить, когда пришёл к своей мечте: станет труднее, потому что возрастает ответственность. Ты до этого как будто черновик пишешь и думаешь: «Это же всё ладно, это не призвание, ерунда какая-то». А вот потом мечта случилась, и тебе тяжело, больно, трудно. Всё время как будто ты голый ходишь. Тебе ужасно обидно от каких-то вещей, они начинают тебя ранить. Вот это нужно понимать: не нужно думать, что сложен только сам переход. Жить станет круче, но будет тяжелее. Нужно понять для себя, готовы ли вы к этому».

А какие самые сложные моменты у вас были за эти три года, что вы делаете подкасты как студия?

Костя: Первый сложный момент – признаться себе, что мы студия, и, что это теперь наша полноценная работа. Нужно время, чтобы перейти с корпоративного мышления на то, что наша ответственность на наших плечах, что мы друг друга поддерживаем, и от нас многое зависит: от наших решений и действий.

Аня: Самое сложное – быть честным в моменте, честным с собой с точки зрения «А то, что я делаю, продолжает меня драйвить или нет?».

Сложно не просто признаться, что ты – студия, а каждый день говорить, что у тебя тут факап, тут не получилось – быть честным с собой.

Костя: И честным с партнёром, потому что, когда вы работаете в тандеме – довольно сложно разговаривать друг с другом. Мы с Аней стали общаться друг с другом открыто и откровенно тоже не сразу, потому что притирались, смотрели.

Аня: Плюс, мы не дружили до этого. Это тоже отдельный момент трансформации, когда ты начинаешь работать со знакомым, он становится твоим другом, но ты всё равно боишься обидеть. И вот это момент притирки – очень важен, и то, чему мы научились за эти три года совместной работы – разговаривать друг с другом и озвучивать, если что-то идёт не так.

Мне кажется, такие фидбек-сессии полезны для того, чтобы понять, куда двигаться. Например, когда мы с Костей разговаривали, я для себя услышала важный совет, который я не могла понять сама, хотя он на поверхности.

Он сказал, что его идеям иногда не хватает моей энергии и деятельности. У него клёвые мысли в голове, но он нуждается в моей поддержки, чтобы я в это поверила.

Фишка нашей студии: если Аня не верит в какой-то проект, то он вряд ли случится.

Например, подкаст «Музы» – Костина идея. Он хотел сделать художественный подкаст и давно рассказывал про такой подкаст на английском языке. Я это слушала, но не понимала, что он намекает на то, что хочет сделать что-то подобное на русском. И когда только я поняла, то сразу нашла сценариста, актрис, и пошла работа.

С «Музами» у вас была сложность в том, чтобы найти финансовую поддержку подкаста?

Аня: Да. Завет номер один: найти деньги на подкаст не всегда легко. А найти деньги на арт-подкасты и на художественные проекты – вдвойне сложно.

Мы многих партнёров пытались склонить на художественною сторону. Но если ты можешь корпорациям объяснить ценность подкастов о бренде или о компании, то понять, почему им нужно влезть в историю, которая про искусство, не очень понятная по прослушиваниям, новая – сложно.

«Музы» полгода у нас лежали, надеялись, что бренды проспонсируют, но в итоге мы решили выпускать своими силами, потому что классный проект. Ему нужно было дать свет таким образом.

Например, подкаст «Музы» – Костина идея. Он хотел сделать художественный подкаст и давно рассказывал про такой подкаст на английском языке. Я это слушала, но не понимала, что он намекает на то, что хочет сделать что-то подобное на русском. И когда только я поняла, то сразу нашла сценариста, актрис, и пошла работа.

С «Музами» у вас была сложность в том, чтобы найти финансовую поддержку подкаста?

Аня: Да. Завет номер один: найти деньги на подкаст не всегда легко. А найти деньги на арт-подкасты и на художественные проекты – вдвойне сложно.

Мы многих партнёров пытались склонить на художественною сторону. Но если ты можешь корпорациям объяснить ценность подкастов о бренде или о компании, то понять, почему им нужно влезть в историю, которая про искусство, не очень понятная по прослушиваниям, новая – сложно.

«Музы» полгода у нас лежали, надеялись, что бренды проспонсируют, но в итоге мы решили выпускать своими силами, потому что классный проект. Ему нужно было дать свет таким образом.

Живые проекты

Сколько у вас сейчас подкастов?

Аня: У нас всего 15 проектов: часть из них закончена, часть ждёт своего часа на вторые и третьи сезоны.

Костя: У нас была очень активная весна: мы запустили подкаст с МТС «Это не работает», с Мерседес Бенц «Двигатели прогресса» и недавно запустили про благотворительность «Чем помочь?».

С «Чем помочь?» произошла интересная история. К нам пришла Наташа, генеральный продюсер подкаста, и сказала, что хочет сделать что-то про благотворительность. Мы на совместном созвоне придумали концепцию, где мы бы в каждом эпизоде рассказывали о том, каким образом можно помогать, потому что в голове у людей перечислить деньги и всё.

Это мой любимый проект, потому что его делает команда. Мы с Аней выступаем там креативными продюсерами, которые придумали идею, я выступаю редактором, а так всё реализуется не нашими силами наконец-то.

Сколько подкастов вы готовы взять в разработку на данный момент?

Костя: Это не зависит от количества. Команда есть, всегда можно найти ещё больше людей, которые будут готовы с нами создать что-то. Вопрос, если нам понравятся идеи, если нам будет интересно их реализовать, то здесь, мне кажется, неограниченное количество того, чтобы мы могли запустить.

У вас были и другие аудиопроекты. Как вы их делали?

Аня: Мы иногда шутим, что занимаемся креативным аудио. Мы делали, например, аудиоспектакль вначале карантина. Этот проект получился на стыке театра и подкастов. Мы вместе с Леной Ненашевой его реализовали.

Это был живой экспириенс, когда ты звонишь актёру или актрисе по телефону, и у вас импровизационный, интерактивный формат, когда 30 минут вы разговариваете. Темы ты можешь моделировать сам. Особенно это было очень в новинку на карантине, когда все вдруг оказались разобщены, разделены в квартирах и т.д. И вот возможность поговорить даже с незнакомым человеком, с которым у тебя вроде как отношения по нашему спектаклю, было очень интересно.

Мы делали спецпроекты для «Esquire» про кино и для «Buro 24/7» про искусство. Также делаем обучающие курсы для компаний про внутренние вещи. Они могут быть в виде подкастов или видео. Мы делали курс по soft skills для подкастеров и не только.

Заключение

Аня: Мне кажется, что если подкасты, которые уже набрали свою аудиторию, в том числе на разговорных форматах, вдруг начнут выпускать более сложные и интересные, это будут слушать. На рынке подкастов очень тяжело разрекламировать совсем новый продукт, но аудитория самом по себе готова к более сложному. Просто самое сложное иногда – узнать про подкасты.

Мы верим в будущее, иначе бы этим не занимались. Конечно, это в разы сложнее, чем разговорные подкасты с популярными инфлюенсерами. Но такие задачи – это же интересно.

Но мы любим разговорные подкасты тоже. Зависит от настроения: зачем ты слушаешь, в какое время.

Костя: Ниша пока еще свободна и нужно её занять. И тогда будет разнообразие, и больше слушателей придёт, потому что человек узнает, что есть развлекательный контент, есть интересно-необычный контент.

Самый популярный подкаст от brainstorm.fm. Какой он?

Сделать самый популярный подкаст, который послушают – прикольно, но надо что-то другое.

Мы очень верим в детский контент. Это не то, что слушают сейчас, но то, что будут слушать завтра.

На русском языке очень мало художественных подкастов, а российский рынок готов к этому. У нас такое богатое наследие. Все радиостанции, которые делали аудиоспектакли, достаньте, вы, эти архивы, кассеты, пилите в диджитал. Можно сделать аудиосказку классно, у нас же богатый опыт радиоспектаклей для детей СССР.

И тогда можно привлекать инфлюенсеров и блогеров, например, Настю Ивлееву, Ксюшу Собчак и т.д., чтобы они озвучивали.

У нас подростковый подкаст-мюзикл. Художественная былина с Моргенштерном и Бузовой, а Слава Марлоу напишет нам биты. Ещё Манижа нужна. И песни будут, причём оригинальные. Там будет несколько серий, герои будут куда-то двигаться.

Кому на Руси жить в кайф.

В старорусском стиле, в сказочной иллюстрации. И надо стильно, фэшн: какой-нибудь фотосет в деревне с колодцем в стильной одежде. Но это скорее для Инстаграма. QR-код будет на кокошниках.

На всех платформах, но мы можем делать какой-то дополнительный контент под Apple и Spotify, если нужно.

У нас будет конференц-звонок с Моргенштерном. Пообщаемся с теми, кто действительно умеет привлекать внимание к своим действиям.

Ещё клип надо снять красивый: если мы позовём ребят с раскрученным YouTube-каналом, то мы можем там пустить трейлер.

Телеграм точно нужен будет. Инстаграм хорошо, потому что много визуала, который можно сделать.

Костя: Как обычно осталось запустититься.

Костя: Осталось запустититься.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущее интервью
«Снится, как ты монтируешь». Интервью с Ильдаром Фаттаховым о срывах, монтаже и записи подкастов
Следующее интервью
«Подкастерская» начиналась как я один». Интервью со Львом Пикалёвым
Меню

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: