Подкасты «Кинопоиска» находятся в чартах стримингов уже много лет, но его команда не перестает находить новые темы для запуска проектов. Таким образом она повышает интерес аудитории как ко всей киноиндустрии, так и к проектам самого сервиса.
Мы поговорили с редактором видео и подкастов «Кинопоиска» Даулетом Жанайдаровым и звукорежиссеркой Лерой Кусто и узнали, как говорить о кино, чтобы это слушали.
Зачем «Кинопоиску» подкасты
Даулет Жанайдаров, редактор видео и подкастов «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «500 дней Даулета»: У «Кинопоиска» кроме подкастов есть медиа с подборками, кинорецензиями и новостями. В 2017 или 2018 году стало понятно, что нам, как каждому модному медиа, нужны подкасты: они были новым направлением, чтобы повысить присутствие медиа в разных форматах.
Для медиа «Кинопоиска» подкасты — еще одна форма общения с аудиторией, более личная, чем мы можем позволить себе в статьях или даже в видеоэссе.
У многих онлайн-кинотеатров есть свои подкасты, так что мы тут не уникальны. Мы стараемся охватить не только проекты нашего онлайн-кинотеатра, а в целом экспертно анализируем современный кинопроцесс: разбираем новинки проката, классические фильмы и современные сериалы.
А еще подкасты нужны для роста индустрии, потому что они в удобной форме осмысляют кино. Мы рассказываем, как смотреть фильмы и как о них говорить, удобряем зрительскую почву, чтобы потом люди всё больше смотрели кино, слушали и интересовались.
Как «Кинопоиск» выбирает свои голоса
Даулет Жанайдаров: Не у всех ведущих подкастов «Кинопоиска» есть кинообразование. У меня, например, его нет. Чтобы работать в «Кинопоиске», ведущий должен соответствовать нескольким пунктам:
- Экспертность. Важно, чтобы у ведущего была экспертиза в тематике подкаста: свой блог, статьи в медиа, выступления.
- Своя аудитория. Когда вы — большое медиа, у вас уже есть технические ресурсы, чтобы обеспечить подкаст прослушиваниями. Далее важно, чтобы он вызвал интерес и у людей со стороны, — а его, кроме темы выпуска, может подстегнуть личность ведущего. Мы берем ведущих с небольшой аудиторией, чтобы и им, и нам было куда расти. Например, Алексей Луцай — один из ведущих подкаста «Министерство поп-культуры», также ведет канал в телеграме и ютуб-канал.
- Химия. Нам важно, чтобы между ведущими случилась химия. Обычно мы совмещаем пары и смотрим, насколько они друг с другом сходятся. Идеальная пара — когда люди уже знакомы. Например, Лиза Сурганова, экс-главред «Кинопоиска», и Иван Филиппов*, продюсер, писатель и автор телеграм-канала «Запасаемся попкорном», были друзьями до подкаста «В предыдущих сериях».
*признан иноагентом в РФ
- Дружба с сервисом. Нужно, чтобы ведущие сходились во взглядах и настроениях не только друг с другом, но и с «Кинопоиском». Потому что мы даем человеку большую платформу для трансляции мыслей, но при этом существуем в определенных рамках как сервис.
Почему два ведущих лучше, чем один
Даулет Жанайдаров: В идеале ведущие должны как-то контрастировать: люди с разным голосом, опытом и перспективами. Разница во мнениях приветствуется, потому что так можно охватить больше аудитории и сделать искру живого общения.
У нас есть исключения. Например, подкаст «Шум и яркость». Его ведет один ведущий — Лев Ганкин. Этот подкаст вырос из радиопередачи Льва. У ведущего уже есть отработанная схема анализа музыки и крутые ораторские навыки, а сами эпизоды построены так, что слушатель не заскучает долгое время — монологи разбиваются музыкой.
Но, опять же, это исключение из правил. Зрителя нужно удивлять каждые полторы минуты, чтобы его внимание не рассеивалось. И самый легкий способ сделать это — пригласить второго ведущего.
В другом нашем подкасте «История российского фэнтези» тоже один ведущий — Юрий Сапрыкин, но в каждом выпуске к нему присоединяются другие спикеры, что также добавляет голоса и выстраивает динамику.
Выбор нескольких ведущих построен еще и на том, что почти во всех подкастах обсуждение и анализ фильмов происходит в формате дружеского разговора: мы высказываем свои мнения и спорим. Подкасты для слушателя — это разговоры с воображаемыми друзьями, которые сидят в голове и что-то ему нашептывают. А он слушает и соглашается или, напротив, протестует. Он хочет вступить с ведущими в спор — такие эмоции легче вызвать, когда ведущих несколько и у них разное мнение.
Какие темы нельзя брать, какие шутки нельзя шутить
Даулет Жанайдаров: У нас, разумеется, есть редакционная политика, как и у всякого медиа. Мы не разжигаем ненависть, не унижаем по национальному признаку, не переходим на личности.
Когда речь идет о подкастах-компаньонах, посвященных сериалам Кинопоиска, то они существуют для продвижения проектов, но мы все равно стараемся соблюсти баланс и обсуждаем их так же, как и прочие сериалы, подмечая как хорошее, так и неудачное. Все-таки в подкастах особенно ярко чувствуется, когда проступает неискренность, но здесь, как и в случае с вообще кинокритикой, на мой взгляд, важно не зацикливаться на «нравится/ не нравится», а рассказать, как произведение искусства устроено, и приглашать создателей поговорить про их замысел.
При этом резкие эмоциональные заявления и оскорбления, конечно, не приветствуются. Переход на личности и открытая критика кого-то более медийного — проверенная стратегия продвижения, но не наша. Мы стараемся говорить о кино более интеллигентно и по делу.
Как выбирают проекты для подкастов-компаньонов
Подкасты-компаньоны — это жанр подкаста, который выходит как дополнение к определенному сериалу. У «Кинопоиска» есть подкасты по сериалам «Время “Спартака”», «Нулевой пациент», «Король и Шут», «Цикады» и «Игры».
Подробнее про подкасты-компаньоны рассказали в нашем материале.
Даулет Жанайдаров: Подкасты-компаньоны существуют в качестве помощи в продвижении онлайн-кинотеатра. Этими подкастами мы «создаем больше шума» вокруг нового проекта.
На этапе обсуждения мы понимаем, какой сериал вызовет больше реакции аудитории. Например, так было с сериалом «Король и Шут», который был направлен на аудиторию группы. Разумеется, обращаем внимание и на то, на какой проект делает ставку сам онлайн-кинотеатр, но мы никогда не запускаем подкаст-компаньон про сериал, который нам самим не нравится. А иногда запускаем подкаст, просто если какой-то проект очень симпатичен — например, так было со «Временем Спартака».
Конечно, мы смотрим, что можно будет обсудить и кого возможно позвать гостем в эпизод. Будет ли это интересно? Например, в подкаст по сериалу «Нулевой пациент», где события разворачиваются вокруг вспышки ВИЧ-инфекции, мы звали специалиста по ВИЧ.
Есть сериалы, которым подкасты просто не нужны и аудитория их слушать не будет.
Подготовка к выпускам
Даулет Жанайдаров: Для «Крупным планом» мы с моим соведущим Всеволодом Коршуновым, конечно, всегда смотрим фильм. Перед записью я обсуждаю просмотренное со своей женой — это помогает мне сформировать мысли и создать некую структуру. В процессе записи может появиться уже что-то новое.
Я часто читаю интервью, например, Hollywood Reporter, Variety, интервью создателей на Letterboxd. Еще стараюсь читать статьи любимых кинокритиков, например, Станислава Зельвенского — он емко формулирует мысли, а не просто пересказывает сюжет. Дэвида Эрлиха из IndieWire тоже очень люблю.
Дополнительные мысли возникают, когда я прописываю тезисы. Потому что, как редактору с многолетним стажем, мне легче сформулировать мнение письменно.
В начале ведения подкаста мы договаривались, что и за чем будем обсуждать. Сейчас же просто высказываем свои тезисы и реагируем на них — что-то рождается в процессе, что-то идет по структуре. А потом стараемся весь наш ассоциативный полет связать на монтаже.
Чаще всего мы обсуждаем содержательные сценарные моменты и вещи, связанные с драматургией, историей, смыслами и интертекстуальностью. То есть всё то, что легче слушать и с чем можно поспорить.
Как говорить о визуальном без визуала
Даулет Жанайдаров: Я думаю, из-за того, что мы много пишем, мы умеем анализировать увиденное и рассказывать о нем. Аудио — гораздо более интимный способ разговора о кино со слушателями, так мы можем лучше выразить свои мысли и эмоции. Поэтому это многоголосье, сотканное из разных ощущений и оттенков настроения, — то, с чем подкасты справляются гораздо лучше, чем видео и тексты.
Мне кажется, никакой другой медиум не может так близко подобраться к аудитории. Перемены эмоций и тем в аудио ощущаются гораздо сильнее, чем в других форматах.
Как «Кинопоиск» работает с аудиторией
Даулет Жанайдаров: Мы очень внимательны к комментариям слушателей на стриминговых платформах, в комментариях в телеграм-канале и на нашей почте. Например, в самом начале ведения подкаста «Крупным планом» нам оставили отзыв о плохом качестве звука — мы, конечно, купили микрофон получше.
Еще время от времени с нами не соглашаются, спорят, оставляют свои идеи в комментариях. Довольно часто замечают то, что мы не нашли. Здорово осознавать, что наше общение со слушателями — это двусторонняя коммуникация: не только они узнают новое от нас, но и мы — новое от них.
В подкасте «Крупным планом» мы используем голоса слушателей в новогодних выпусках. Там тоже можем услышать новые для себя идеи или какие-то трогательные мысли.

Опросы в телеграм-канале «Общим планом»
В какой-то момент мы поняли, что нужно поддерживать коммьюнити подкастов где-то помимо стримингов. Для этого мы создали телеграм-каналы для подкастов «Крупным планом», «В предыдущих сериях», «Министерство поп-культуры». Это связано не только с целью общения со слушателями, но с большой любовью авторов к проектам — мы хотели рассказывать о них везде и каждому. Такой канал для подкаста — способ расширить вселенную, в которой живут идея, ведущие и слушатели.

Активности в телеграм-канале «Министерства поп-культуры»
Раньше мы регулярно для всех подкастов устраивали оффлайн-встречи. Первая — открытая запись подкаста «В предыдущих сериях» про ситкомы. Для подкаста «Сезонное обострение» мы делали открытую запись про культовые российские сериалы на «Плюс Даче» в Парке Горького. Для подкаста «Через вселенные» мы делали открытую запись на Comic Con.

Встреча Даулета и Всеволода со слушателями на «Плюс Даче»
На юбилей «В предыдущих сериях» мы делали онлайн-трансляцию. Часто это единственный способ живого взаимодействия с аудиторией, когда нет возможности собрать ведущих вместе или там, где находится больше всего слушателей.
Время от времени мы разыгрываем мерч: открытки, одежду, блокноты.

Ведущие делятся подарками слушателей в телеграм-канале
Работа с форматами
Большинство подкастов Кинопоиска — это разговорный формат, в котором ведущие обсуждают новости, анализируют фильмы и высказывают свои мнения. Так происходит в «Крупным планом», где обсуждают и анализируют новинки проката, в «Предыдущих сериях», где ведущие обсуждали новые и культовые сериалы, в «Министерстве поп-культуры», где разговор идет обо всем важном и интересном из мира поп-культуры, и в подкасте «Шум и яркость», где Лев Ганкин анализирует музыку в кино.
В 2025 году вышел документальный аудиосериал «История российского фентези». В семи эпизодах Юрий Сапрыкин рассказывает историю развития жанра в России, в этом ему помогают эксперты и гости подкаста. А в мае 2025 года в подкасте «Крупным планом» вышло три нарративных спецвыпуска про Каннский кинофестиваль.
Даулет Жанайдаров: При создании этих выпусков я ориентировался не на другие нарративные подкасты, а на основу драматургии. Те же самые приемы из кино, которые мы анализируем и подмечаем в фильмах, я постарался использовать в собственных выпусках.

Даулет работает над эпизодами с Каннского кинофестиваля
Здесь мне помогало аудио: создать атмосферу звуками, искренне поделиться своими впечатлениями в моменте. Из-за того, что я не изучал примеры нарративных подкастов, пришлось что-то придумывать самому — в этом был мой интерес и сложность.
Подкасты и аудио-впечатления поджидают нас на каждом углу, даже в тех местах, о которых мы не могли подумать. И всё скопление звукового материала, весь мир разговоров вокруг нас в какой-то степени может быть «почвой» для подкаста
или каким-то «удобрением» для нашего аудиального опыта.
Монтаж выпусков и выбор джингла
Лера Кусто, звукорежиссерка подкастов «Кинопоиска»: У меня есть полтора часа исходного материала, которые я должна сократить до идеальных 45 минут. Иногда, в зависимости от проекта, этот тайминг может меняться — например, в подкасте «История российского фэнтези» эпизоды стабильно длиннее. Мы изначально добавляем туда материалы, нарративы и экспертные комментарии, поэтому эпизоды растут в длительности.
Один из моих принципов — всегда делать фактчекинг эпизода. Когда ведущие записывают несколько выпусков подряд, они могут случайно назвать не ту фамилию. Периодически я перепроверяю даты и имена, которые звучат в подкасте, но это бывает не часто, потому что на месте записи есть продюсер, который контролирует этот момент.
Если момент с ошибкой важен для смысла подкаста, мы можем перезаписать нужный фрагмент — отдельное предложение или фразу.
Я вырезаю повторы внутри выпуска и повторы среди эпизодов. Например, когда ведущий рассказывает одну и ту же историю в нескольких выпусках. Еще я вырезаю очевидные отступления от темы, например, как ведущие познакомились с фильмом. Они могут быть очень трогательными и важными, вызывать у слушателя эмоции — это остается в эпизоде, но долгие и подробные истории режутся беспощадно.
Еще ведущие могут произносить устаревшую терминологию, например, «чернокожий» вместо «темнокожий». Я советуюсь с ведущими как с авторами, но стараюсь отстоять свою позицию.
Иногда могу вырезать шутки — мне помогает то, что я состою в чате с ведущими и читаю комментарии слушателей. Там я вижу, как они шутят, включаю свой внутренний «кринжометр» и отсеиваю лишнее.
Даулет Жанайдаров: Джинглы нам пишут композиторы. Обычно мы рассказываем им, о чем подкаст, накидываем звуковые референсы, эффекты и говорим примерный жанр музыки. Часто это джаз.
На каждый джингл мы стараемся придумать концепцию. Например, смена жанров в джингле «Крупным планом» проходит через помехи. Сейчас в подкасте мы не используем джингл полностью.
Для подкаста «История российского фэнтези» композитору Кире Вайнштейн мы отправляли фрагменты саундтреков из «Ведьмака» и «Властелина колец». У нас была идея, что джингл начинается как саундтрек классического фэнтези и деформируется через биты во что-то современное. Мы хотели передать, что классические сюжеты фэнтези типа «Гарри Поттера» и «Властелина колец» как-то преломляются и трансформируются в российском контексте.
В «Через вселенные» у нас был запрос на что-то комиксное и гиковское. Там ведущий Ваня Чернявский сам написал джингл в стиле 80-х.
Нам важно выразить через джингл не только идею подкаста, но и настроение, поэтому мы берем отрывки из фильмов и саундтреков. Когда речь идет про подкасты-компаньоны, мы берем часть саундтрека самого сериала. Так джингл лучше отражает этот проект.
Кто и как принимает решение о закрытии подкаста
Даулет Жанайдаров: Подкасты могут закрываться по абсолютно разным причинам. Но первая — это цифры. У нас есть условный рубеж для количества прослушиваний каждого подкаста — у нас он немного выше, чем у независимых проектов.
Точной цифры, при которой мы закрываем подкаст, нет. Это зависит от темы. Например, нишевый подкаст на узкую тему, должен иметь меньший рубеж прослушиваний, чем подкаст о киноиндустрии в общем, чтобы его не закрыли.
Мы пришли к выводу, что сейчас нишевые подкасты для нас не так актуальны. Мы можем делать нарративные спецпроекты по законченным произведениям и определенным темам.
У нас есть проекты с «бесконечным» количеством тем: те, в которых мы обсуждаем новинки или культовые картины, которые не перестанут производить. Бывает, что мы запускаем проект, но понимаем, что в формате подкаста эта тема слушателям не нужна, и это нормально.
Есть подкасты, которые ориентированы на ограниченное количество выпусков, как подкасты-компаньоны или подкаст про историю российского фэнтези, — мы затронем определенный круг тем и закроем подкаст.
Выводы
Подкасты о кино — это обсуждение и дискуссия. Чтобы передавать свои мысли, ведущие должны не только быть экспертами, но и искренне любить подкасты и свою аудиторию. Ведущие «Кинопоиска» не боятся транслировать свое мнение или ставить его под сомнение.
Для медиа «Кинопоиска» подкасты — живой и неформальный голос, в котором больше личных мнений, шуток, но остается главное — любовь к кино. От этого подкасты получаются живыми, информативными и вовлекающими.
Прежде чем запустить новый проект, команда «Кинопоиска» решает, нужен ли сервису этот подкаст и будут ли его слушать — аналитическая часть перед запуском проекта очень важна. Ранее, исходя из аналитики, уже было исключено распыление на нишевые подкасты, сейчас команде важно сосредоточиться на проектах, которые интересны большинству слушателей, и лишь иногда делать спецпроекты.



Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: