Как рассказать историю с помощью крючков и панчей?

Статьи

Для построения сценария или интервью часто используют «Путь героя», которой состоит из многих актов и этапов. Но помимо этой схемы, есть другие способы рассказать захватывающую историю.

Саша Волкова, основательница студии «Заварили», рассказывает, какие приёмы использует режиссёр «История игрушек», «ВАЛЛ-И» Эндрю Стэнтон и что такое крючок.

Режиссёр Эндрю Стэнтон объясняет, как рассказать интересную историю.

Рассказать историю — это как рассказать шутку. Позаботьтесь, чтобы у неё был панч. Всё в вашем рассказе должно вести к развязке, которая — в идеале — углубляет наше понимание человеческой натуры. Даёт новый ответ на вопрос, кто мы и что делаем в этом мире. История показывает, что у нашего существования есть смысл.

В начале (и не только) истории должен быть крючок, который will make me care — зацепит эстетически, эмоционально, интеллектуально. Зацепка обещает, что вот-вот случится что-то, что стоит потраченного времени. Это обещание можно давать всё время на протяжении рассказа.

Нас цепляет не информация, а организованное отстутствие информации. История без диалога — чистая форма кинематографа, которая доказывает, что зрители не зря едят свой хлеб (это мой любимый момент!). Как я это понимаю: не нужно разжёвывать всё, лучше показать — чтобы зритель сам сделал всю остальную работу. Дайте зрителю 2 + 2, не нужно давать им 4. Вот это вызов для подкастера.

Всё это означает, что крючок не просто должен обещать событие, а обещать неопределённое событие. Британский драматург Уильям Арчер: «Драматургия — это ожидание, смешанное с неопределённостью». Важно создать противоречие, подлинность которого должно создать у слушателя ощущение неопределённости.

У каждого хорошо нарисованного персонажа есть характер, у них есть бессознательная доминирующая страсть — они не могут её контролировать. Иногда это заставляет его сделать ужасный выбор. У каждого из нас своя структура личности, свой темперамент. И мы не можем его изменить, но можем распознать и овладеть им.

Как искать крючок

Посмотрите первую сцену сериала «Белый лотос». Мы видим разговор троих людей в зале ожидания аэропорта. После этого сценарист оставляет нас с вопросами:
— Что случилось у молодожёнов? Почему жена героя его покинула?
— Кто умер в отеле «Белый лотос»? Его жена?
Эти вопросы будут удерживать наше внимание до конца фильма.

То есть крючок — это не интересная тема или тезис, а вопрос, ответ на который мы страсть как хотим получить.

Не крючок: «Когда я шла на интервью, я думала, что героиня — не предпринимательница, а просто творческий человек, далёкий от бизнес-делишек. Но во время интервью узнала, что нет». Здесь ответ уже готов, нет неопределённости — и слушать интервью не за чем.

Крючок: «Героиня потеряла партнёра — и это выбило её из колеи. Справится ли она со своими страхами и сможет ли продолжить бизнес сама, без поддержки?»

Как крючок связан с ценностями

В идеале крючок должен быть связан с ценностями эпизода.

Ценности — это переживания героя: жажда жизни, любовь, стремление к свободе, дружба. Если вас попросят ответить одним словом, о чем история, вы, скорее всего, назовете её главную ценность: «Это фильм о выживании», «Это книга о любви». Ценности определяют смысл историй.

В сериале «Белый лотос» крючок интригует, как детектив: «Кто умер? Как? Есть ли убийца?» Но ещё этот крючок — про одиночество и взаимопонимание: «Почему герой остался без молодой жены? Она его бросила? Или трагически погибла?» И если смотреть сериал дальше, то становится ясно, что он весь — про одиночество и взаимопонимание. Каждый герой страдает и ищет внимания, а все остальные игнорируют его проблемы — и за счёт этого разворачивается драма. Сцены меняют заряд: понимание — одиночество. Так весь сезон от крючка до финальных кадров связан — и это создаёт целостность.

В нашем случае в начале слушатель должен испугаться:
— Неужели партнёр уйдёт?
— А если он уйдёт, героиня так и не станет предпринимательницей?

И в нарративных вставках нужно продолжать отвечать на эти вопросы, каждый раз меняя заряд ценностей. Например, каждый раз меняя ценность «самостоятельность» на её противоположность — «зависимость». Так интерес, созданный в начале, будет подпитываться снова и снова, пока не случится развязка, панч.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущее интервью
Нужно ли быть оригинальным?
Следующее интервью
Как создать командный дух на «удалёнке»?
Меню
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: