Нужно ли быть оригинальным?

Статьи

Мечту о запуске собственного подкаста могут откладывать из-за того, что нащупать новую нишу кажется сложной задачей.

Вместе с руководителем студии подкастов Red Barn, Лизой Антипцевой, рассказываем, почему вторичность темы — не преграда для привлечения большой аудитории, каковы преимущества маленькой аудитории, как придумать уникальную идею для подкаста или разглядеть что-то новое в уже привычных трендах.

Тавтологий нет — есть только недосказанность

Про вторичность тем в интернете необходимо говорить с увесистой поправкой на способ подачи информации. Это не телевизионная сетка, где программы борются за эфирное время. В интернете места хватит всем, вопрос только в том, как захватить внимание зрителя, избирательность которого обусловлена гигантским количеством контента. И тут в авангард выходит качество.

Удивить кого-то в 2022 году новизной темы — идея если не утопическая, то как минимум рискованная. Подкасты и блоги сегодня есть практически обо всем. Тем не менее можно сделать тысячный подкаст о кино, но если он будет интересен своей подачей или содержанием, шанс на успех будет не меньше, чем у тех, кто появился раньше.

(Не)свобода выбора

Выбор темы для нового подкаста не всегда упирается только в желания автора. Если мы говорим о серийном производстве проектов, креативной команде нередко приходится примерять свои идеи с интересами рекламодателей.

Лиза Антипцева, руководитель студии подкастов Red Barn: К нам часто приходят представители бизнеса или сферы IT с запросом сделать для них подкаст. И очевидно, что подобные темы широко представлены в медиа, причем не только в сегменте подкастов. Поэтому в данном случае речь об уникальности темы не стоит — наша задача придумать что-то новое в плане подачи материала, создании цепляющей атмосферы подкаста, его настроении.

Впрочем, Red Barn работает и над имиджевыми проектами, в которых авторы не ограничивают себя жанровыми рамками. И вот тут свобода творчества внедряет ту самую формулу создания темы.

Брейншторм, мониторинг и снова брейншторм

Генерировать идеи проще в команде.

Лиза Антипцева: Мы просто собираемся с другими редакторами и думаем. У нашего обсуждения нет четкой структуры: совместно накидываем несколько идей и даем им отлежаться в головах.

«Отслеживание» идей в головах сопряжено с аналитической работой в сети. Конечная концепция может прийти во время внезапно нахлынувшего вдохновения, а может и, как снежный ком, обрасти насмотренностью других проектов в интернете.

Лиза Антипцева: Мы изучаем продукты других студий, причем не всегда российских. Где-то можно зацепиться за интересную идею, которая в свою очередь натолкнет на создание своей, но под другим углом.

Причем популярность подкаста далеко не всегда является доказательством удачной идеи и наоборот. Нужно обращать внимание и на малоизвестные проекты, потому что их создатели высказываются на интересующую их тему, а не только стараются заинтересовать рекламодателя.

После индивидуальной работы каждого из редакторов, если тема не была полностью сформулирована, команда собирается снова для нового мозгового штурма, пока идея подкаста не обретет четкий контур. Впоследствии концепция отдается тому специалисту, которому она кажется наиболее интересной, и тот уже прорабатывает ее детально.

Оригинально — не значит востребовано

При выборе темы подкаста ориентиром является и его цель. Если речь идет о наращивании аудитории, то важно нащупать болевые точки слушателей. Но не всегда успех равняется многочисленной аудитории. Некоторые авторы стремятся создавать нишевые продукты, поскольку именно такие обладают наиболее сплоченной и преданной аудиторией.

Лиза Антипцева: Занять пустое место на рынке кажется хорошей идеей. Но тут надо задаться вопросом, не станет ли уникальность вашего контента его слабой стороной, из-за которой проект быстро исчерпает себя. Допустим, вы решили делать подкаст про выращивание кунжута. Много вы про это расскажете? Накопится ли у вас тем хотя бы на четыре выпуска, не говоря уже о нескольких сезонах?

В то же время, по мнению редактора, любой, даже самый информационно освещаемый сегмент, можно раскрыть под новым углом.

Лиза Антипцева: У нас есть подкаст «Невозможное возможно», где предприниматели рассказывают о создании собственного бизнеса. Казалось бы, что может быть банальней. Но мы отошли от стандартного нарратива и решили выбирать тех гостей, чьи истории являются нестандартными: экстремальные условия работы, необычность продукта или неоднозначные способы принятия решений — все, что может отличать их от конкурентов.

У нас есть подкаст «Невозможное возможно», где предприниматели рассказывают о создании собственного бизнеса. Казалось бы, что может быть банальней. Но мы отошли от стандартного нарратива и решили выбирать тех гостей, чьи истории являются нестандартными: экстремальные условия работы, необычность продукта или неоднозначные способы принятия решений — все, что может отличать их от конкурентов.

Вдобавок, если аудиторию невозможно удивить новизной ниши, то лучше ориентироваться на механику подкаста. Вторичность темы способна полностью компенсироваться оригинальностью подачи. Например, если это интервью, то его можно сделать в полевых условиях, если описание кейса, — в форме реалити-шоу или викторины. Диапазон возможностей здесь зависит от фантазий самого автора, и что важнее всего, от их удачной интерпретации.

Ведь независимо от прочих факторов, в основе успеха каждого подкаста заложен профессионализм и харизма ведущего — персонифицированного гида по выбранной теме. Какой бы она ни была.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущее интервью
Как подкасты помогают блогерам?
Следующее интервью
Как рассказать историю с помощью крючков и панчей?
Меню
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: