Верхний уровень абстракции: как ценности развивают историю

 

Дерево абстракций — инструмент, который помогает писателю строить историю на трех уровнях:

  • на нижнем: показывать индивидуальные характеры и фактуру,
  • на среднем: обобщать и типизировать их,
  • на верхнем: говорить об идеях и ценностях.

Чаще всего люди интересуются верхним уровнем абстракции: «Я хочу не просто описать события, а сделать сюжет со смыслом. Например, о дружбе. Что добавить к тексту?» Но ценности — это не довесок к сюжету, а его двигатель. Без работы с ними история зависнет на месте.

Саша Волкова, основательница студии «Заварили», рассказывает, как работать на верхнем уровне абстракции и заставить историю развиваться, меняя заряд ценностей. Особенно эти знания пригодятся при создании нарратива.

Что такое ценности?

Ценности — это переживания героя: жажда жизни, любовь, стремление к свободе, дружба.

Ценности определяют смысл произведения. Если вас попросят ответить одним словом, о чем история, вы, скорее всего, назовете ее главную ценность: «Этот фильм о выживании», «Эта книга о любви».

В каждом сюжете одна ведущая ценность. Элис из «Обители зла» выясняет отношения с мужем, решает политические вопросы и старается остаться человечной. Но основная ценность фильма — жизнь. Сможет ли Элис победить зомби и выбраться из «Муравейника»? Что победит: жизнь или смерть?

Героиня фильма «Мистер и миссис Смит» тоже решает политические вопросы и пытается выжить, но главная ценность этого фильма — любовь. Смогут ли супруги остаться вместе, когда весь мир против них? Герои испытывают разные чувства, но основная ценность всегда одна.

Элис борется за жизнь

 

Джейн борется за любовь

 

Чтобы сюжет двигался вперед, ценность постоянно меняет заряд: жизнь превращаться в смерть, а любовь — в ненависть; потом наоборот. Как только герои фильма «Обитель зла» находят путь к спасению, случается новая беда. Но стоит им отчаяться, появляется новая надежда. Постоянные изменения создают динамику: не дают зрителям скучать. Если за время сцены ценность не превращалась в свою противоположность, то история не продвинулась — сцена не имеет смысла.

Почему смена заряда важнее действия?

Изменение заряда ценности — мощный механизм, он движет сюжет, даже если нет действия и диалогов. Посмотрите, как в «Песне льда и пламени» автор играет с зарядами.

Книга третья, глава пятая: Давос лежит на необитаемом острове полумертвый, мимо плывет корабль. Давос размышляет, жить ему или умереть. Этих событий достаточно, чтобы написать напряженную сцену, потому что ценность «жизнь» постоянно меняет заряд.

В начале сцены Давос ждет смерти, потом 7 страниц колеблется и, наконец, выбирает жизнь. Событие сцены — спасение героя на корабле. Но оно обретает смысл именно благодаря тому, что на протяжении всего предшествующего времени «жизнь» сменялась «смертью». Если бы Давос мечтал выжить и не сомневался в своей удаче, то спасение не вызвало бы эмоций у читателя.

Давос выбрал жизнь

Как это использовать?

Не важно, что делает герой: взрывает машины, борется с зомби или спорит с женой. Важно, чтобы менялось его мировоззрение. Представьте такой сюжет:

В этой истории есть действие и диалоги, но она скучная. В ней нет смысла, потому что герои вышли такими же, какими пришли — ценности не изменились, событие не произошло.

Попробуем написать сюжет со сменой зарядов. Для начала решим, какая ценность будет управляющей. Например, дружба. Потом расположим события так, чтобы ее заряд все время менялся, пока один из полюсов не победит.

Сюжет построен вокруг одной ценности, но она все время меняет оттенок. Героиня колеблется, пока не выбирает дружбу окончательно. Мы видим в ней перемену — так происходит событие.

Если вы хотите «сделать историю со смыслом», определите её ведущую ценность. Проверьте, меняется ли заряд ценности от начала истории к концу и в каждой сцене.

Что еще можно почитать по теме:

Пост про дерево абстракций

Книгу «История на миллион» Роберта Макки

Книгу «Анатомия истории» Джона Труби

Меню
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: