«Если вы закрыли подкаст, это не делает вас плохим подкастером». Почему закрываются подкасты и как справляться с этим опытом?

Статьи

 

Закрытие подкаста, наверное, главный страх тех, кто их создает. А придуманные, но не выпущенные идеи, продолжают пылиться в списках дел, свербя чувством вины.

Закрытие подкаста – это действительно грустно, но не трагично. А хранить идеи или черновики – естественно, ведь невозможно реализовать всё. Ничего страшного и стыдного в этом нет, но когда ты делаешь проект, вкладывая в него всего себя, тяжело смириться, что с ним нужно попрощаться.

Осторожно, подкасты закрываются!

На фестивале СЛЫШ прошло обсуждение, почему подкасты не запускаются и закрываются. В нём участвовали Аня Петрова (студия «Две дорожки») – у неё один закрытый и один незапустившийся подкаст, Артём Полтавцев – у него два закрытых проекта. А также Алина Данилова из «Это разве продакшн?», у которой три незапустившихся проекта, и Илья Иноземцев («План Б») – у него один незапустившийся и один замороженный, а потом размороженный подкаст.

Мы решили, что об этом опыте важно поговорить еще подробнее — со студиями и инди-авторами.

Студийное производство

Студии редко закрывают подкасты. «Либо/Либо» используют подход, при котором не закрывают проекты вообще.

Кирилл Сычев, 
продюсер студии «Либо/либо»

Когда у нас заканчивается сезон, мы ждем следующего. У нас нет ни одного подкаста в закрытом состоянии — они все в состоянии ожидания следующих сезонов.

Есть и другие выходы — изначально планировать только один сезон, как в случае с «В своем репертуаре», или не запускать подкасты после пилотного эпизода. Кирилл рассказал, как это происходит:

Есть случаи, когда мы придумываем пилот и его уже записали, но слушаем и понимаем, что нам не нравятся. В таком случае мы решаем закрыть проект. Или потому что автору не понравилось, или редакторы не видят нужной фактуры.

Ещё один пример, как продолжать сотрудничество с рекламодателем, ничего не закрывая, подкасты «Торг уместен» и «Город, в котором». Партнер у этих подкастов один, но вместо второго сезона «Торга» о продаже вещей на «Авито», студия выпустила подкаст с совершенно другой концепцией — о городах и жизни в них.

Но иногда случается полное закрытие проектов, как уже дважды произошло с проектами издания «Батенька, да вы трансформер».

Студия «Глаголев FM» с 2018 по 2020 годы запустила более 30 подкастов. Над ними работало всего два человека — главный редактор Евгений Бабушкин и звукорежиссёр Федя Балашов. После присоединения к изданию «Батенька, да вы трансформер» команда студии увеличилась, а количество подкастов сократилось. Большую часть закрыли, некоторые, как «Искусство для пацанчиков», стали независимыми проектами.

На вопрос, почему произошли такие большие перемены, уже бывшая издательница «Батеньки» Алёна Белякова отвечала нам в интервью так:

Подкастов было слишком много, они развивались неравномерно, и мы приняли решение сконцентрироваться на одном новом — «Тёмной материи».

Чуть позже появились проекты «Бежать» — о беженцах в современном мире, и «Внутри секты» — о вере людей в не подтвержденные современной наукой вещи.

В апреле издание выпустило свой последний на данный момент подкаст «Без голоса», посвященный Московскому делу. Кажется, сейчас выход новых проектов прекращен из-за банкротства самиздата.

 

 

 

Один в поле, и тот подкастер

Ведущие Пётр Иващенко, Инна Королёва и Николай Гринько много лет обсуждали фильмы в подкасте «Полкино», а потом их вещание резко оборвалось. В группе «Вконтакте», посвященной проекту, до сих пор ежегодно отмечают дату рождения подкаста и пишут комментарии с просьбой возродить проект. Артём Полтавцев делал проект «Русский Детройт» один, и закрыл его через 2,5 года, объявив об этом в прощальном выпуске. Почему так произошло мы спросили самих авторов:

Сколько лет существовал ваш проект? Кто был его основной аудиторией и насколько большой она была?

Артём Полтавцев: «Русский Детройт» выходил два с половиной года раз в неделю. За время существования подкаста я всего одну неделю пропустил, когда делал операцию по зрению и не смог вовремя выпуск смонтировать. Один выпуск подкаста собирал примерно двенадцать-пятнадцать тысяч прослушиваний.

Николай Гринько: «Полкино» существовало 11 лет. Мы начинали как видеоподкаст, но довольно быстро ушли в эфир радиостанции «Маяк», где и вещали всё остальное время, правда, с довольно большими перерывами.

 

Что стало причиной закрытия подкаста?

Артём: Подкаст закрылся из-за того, что у меня не получалось совмещать работу над ним и основную работу. Я сам прорабатывал темы, сам искал гостей, сам делал монтаж. И в какой-то момент это стало отнимать слишком много времени. Мне стало сложно работать на основной работе, а она всё-таки мне приносит деньги. Подкаст тоже их приносил, но не такие большие — на них нельзя было полноценно существовать. Поэтому я решил отказаться от ведения такого сложного регулярного подкаста в пользу работы. Потому что на мою жизнь это оказывает влияние гораздо больше, и я чувствую от этого больше отдачи.

Николай: Подробно рассказать, к сожалению, не смогу, поскольку о причинах закрытия никто из ведущих подкаста ничего не знает. Как только мы стали радиопрограммой, все решения стало принимать руководство радиостанции. «Маяк» менял форматы, ведущих, снимал и ставил в эфир программы (что абсолютно нормально для любой радиостанции), и в результате «Полкино» сначала отправили на каникулы (довольно долгие), затем вернули в эфир, а потом закрыли.

Это решение далось тяжело, или оно стало логичным, безболезненным?

Артём: Я не думаю, что такие решения бывают легкими, но к этому всё шло. Я два с половиной года занимался одним и тем же форматом. Я, конечно, развивал и пытался улучшать, но появилась некоторая усталость. Нельзя два с половиной года делать одно и то же и рассчитывать, что не выгоришь. Я выгорел и устал, поэтому завершение подкаста выглядело логичным, хоть я и переживал.

Николай: Безболезненным оно, конечно, не было, но и большой трагедии мы из этого не делали. За 11 лет мы сказали почти всё, что могли сказать. К последнему году существования стали очень заметны повторы в подходах, схемах и прочих вещах. У любого проекта есть конечная жизнь, и мы прожили её до самого конца.

 

 

Готовили ли вы слушателей к тому, что вскоре проект закроется? Нужна ли такая подготовка?

Артём: Особой подготовки не было, но перед закрытием я ушел в небольшой отпуск, слушатели привыкли, что подкаст не выходит каждую неделю. А потом я выложил последний выпуск, в котором расставил все точки над «i». Он довольно сопливый получился, я там много рефлексировал по поводу проекта, и, понятное дело, это было тоже тяжело

И записывать этот выпуск было тяжело и слушать, я думаю, тоже. Но в нем я более-менее ответил на все вопросы слушателей и с чистой совестью закрыл проект.

Николай: Подготовить мы никого не успели, поскольку даже для нас закрытие было неожиданностью.

Как отреагировала аудитория на закрытие подкаста?

Артём: Самая запоминающаяся реакция это, наверно, когда одна девушка, которая работала в посольстве России и Палестине написала мне, что часто слушала «Русский Детройт» в дороге между Палестиной и Израилем. Это, конечно, очень интересное дело, я, записывая подкасты, даже не подозревал, что в такой ситуации кто-то может его слушать.

Николай: Конечно, почти никто не радовался тому, что нас закрыли. Всем казалось, что это опять «отпуск», и мы вернемся. Мы не могли даже ответить на вопрос — навсегда закрылись или на время. Просто не знали этого. Но группа ВК до сих пор существует, люди по-прежнему общаются там, пишут поздравления с праздниками, пожелания и так далее.

 

 

Слыш, закрыто!

В итоге на фестивале «СЛЫШ» получилась и дискуссия, и терапевтический разговор о разных подходах к проектам, и обсуждение рисков получения обратной связи перед публикацией подкаста.

Участники пришли к одновременно простому и сложному выводу: закрытие подкаста — это нормально. Так происходит довольно часто, поэтому вы в этом не одиноки, если закрыли свой проект. Он должен быть в кайф, а если этого нет, тут процитируем Аню Петрову: «Прекращение проекта поступок разумного, а не слабого».

 

Итак, почему и когда закрываются подкасты?

  • не удается найти рекламодателя
  • отсутствие достаточной монетизации
  • выгорание автора
  • пилот не соответствует ожиданиям
  • страх показать проект аудитории
  • автор не рассчитал силы
  • показатели подкаста не соответствуют запланированным
  • нет удовольствия от проекта

А закончим статью прекрасной фразой Алины Даниловой:

Если вы закрыли подкаст, это не делает вас плохим подкастером

Меню

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: