Питч – бросок или подача в английском языке. Питчинг – процесс, при котором авторы приносят свои идеи спонсорам, студиям, партнёрам и говорят: «У нас есть классные идеи, давайте делать это вместе».
Это текстовая версия видеолекции Севы Бойко, которую он записал на первом СЛЫШе.
Сева Бойко
Продюсер подкастов Русской службы Би-би-си.
Мы решили расшифровать эту лекцию, потому что питчингов для подкастеров стало больше. Например, один из них проводится в рамках фестиваля для подкастеров «СЛЫШ 2021». Также студия «Две дорожки» запустила регулярный питчинг вместе с изданием Podcasts.ru.
В организации питчингов участвуют и компании, например СберЗвук, который провел с Podcasts.ru «Суперкаст».
Этот материал подготовлен специально для авторов, которые решили подать заявку на любой питчинг и проверить свою идею.
Идея
Расскажите о своей идее в 3-4 предложениях
На самом деле ни одна идея не уложится в пару предложений. Но вам придётся постараться это сделать. Если вы не зацепили в первых предложениях, то скорее всего, никто не будет внимательно слушать, что вы скажете дальше.
Идеальные 15 слов, с которых начинается ваш питч, настолько хороши, что вы потом можете их взять в открывашку подкаста.
Когда вы поняли, что вы готовы были бы взять эти 15 слов в интро и рассказать их своей аудитории, то значит вы уже близки к тому, чтобы окончательно сформулировать свою идею.
Первое предложение должно вызывать вау-эффект. Причём совершенно не важно у кого: у вашего брата, подруги, Лики Кремер из «Либо/Либо». Вы тратите время другого человека: с каждым пустым словом возможность его заинтересовать уменьшается.
Именно поэтому надо практиковаться в питчинге.
Содержание
О чём бы вы сделали первые три эпизода?
Тех, кто слушает или читает ваш питч нередко интересует настроение подкаста. «Мы с друзьями ведём весёлый подкаст», – значит, что вы с друзьями ведёте ещё один из 150-ти веселых подкастов.
«Мы с друзьями ведём издевательский подкаст», – значит, что вы с друзьями будете вести единственный издевательский подкаст.
Лучше рассказать о содержании подкаста более подробно, нежели: «Это разговоры с производителями штативов». Если мы ломаем штативы с производителями в нашем подкасте, то это много говорит о содержании.
Появляется динамика и конфликт, потому что, с одной стороны, производителю хочется доказать состоятельность своего штатива, а с другой стороны, ему будет неприятно, что вы ломаете его продукт. От этого всё интервью приобретает другой оттенок.
Уникальность
Почему люди захотят послушать именно ваш подкаст?
Мы получили десятки заявок, которые попадают под популярные категории: материнство, саморазвитие, маркетинг. Но я задался вопросами:
«А загуглили ли вы подкасты, которые уже есть на эти темы?»
«Готовы ли вы к тому, что, возможно, тема вашего подкаста или выпуска будет пересекаться с темой более популярного проекта?»
Именно поэтому стоит иногда сместить перспективу. Вы круто разбираетесь в маркетинге или у вас трое детей, или вы были в Тибете и ушли в нирвану. Но есть ли такие подкасты ещё, и будет ли ваш отличаться от них?
Я хотел бы привести пример ютуб-шоу FirstWe Feast, которое, на самом деле, является всё тем же избитым интервью со звёздами за одним лишь исключением – во время интервью ведущий и герой поедают куриные крылышки с соусом чили. И с каждым следующим вопросом соус становится всё острее. Интервьюируемому всё сложнее отвечать на вопросы и изворачиваться.
Это комедийный формат, но для сферы шоу это что-то новенькое.
Так что подумайте, как вашу экспертизу и знания завернуть и подать, прежде чем вы напишете эти буквы или скажете эти слова на питчинге.
Раскрытие
Как вы будете брать интервью или рассказывать историю?
Очень круто придумать идею, засыпать и просыпаться с ней, носиться, рассказывать всем подряд. Но вам ведь придётся записать сезон и, возможно, вы хотите, чтобы в нём были какие-то рубрики. Или, возможно, вы не до конца уверены в собственных навыках ведения, или вы с соведущим придумываете всё время одни и те же вопросы.
И, кстати, кто в подкасте будет добрым копом, а кто злым?
Ресурсы
Чего вам не хватает для реализации вашей идеи?
Наконец, когда вы пишете питч, вы должны понимать, что вы планируете какую-то часть своей жизни наперёд, если вы верите в подкаст и в его успех.
Подумайте о том, какое количество времени вы готовы потратить на создание подкаста.
Насколько вы готовы проводить в выходные время за монтажным столом?
Сколько вы потратите денег, ведь нам потребуются, микрофоны, звуковые карты, монтажные программы?
Совершенно необязательно, чтобы все эти мысли попали в ваш письменный и устный питч.
Но питч – возможность перейти от мечтаний к реальному планированию. И обнаружить себя через полгода в тёмной монтажке, обросшего, с гамбургером в одной руке и жирной мышкой в другой, с неимоверным количеством часов интервью, отвратительными навыками монтажа, размышляющего над тем, во сколько вы освободитесь 31 декабря, чтобы уехать от этой ужасной жизни – не лучшая перспектива.
И, если профессионалы, которые будут слушать ваш питч, на чью помощь, поддержку, деньги и ресурсы вы рассчитываете, будут понимать, что вы об этом позаботились, то они будут относиться к вам гораздо серьёзнее. К тому же, мы все думаем не только о материальной стороне, но и моральной.
Советы
Что поможет сделать питч лучше?
Я бы хотел обратиться к советам сценаристки Шонды Раймс.
И от себя:
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: