Привет! Меня зовут Ира Волченко, я редактор подкаста «Заварили бизнес». 5 ноября у нас стартует новый сезон, поэтому мне понадобилось сделать трейлер.
Что такое трейлер я знаю — это короткий анонс подкаста, в которых рассказывается о предстоящем сезоне. Ещё я знаю, что в него вставляют крутые отрывки, чтобы заинтересовать слушателя. Чего я не знала до недавнего времени, так это как его сделать.
Поэтому я решила прослушать трейлеры разных подкастов, чтобы понять, из чего они состоят, как строятся и что в них общего. Но особенно интересным для меня было найти уникальные фишки — как сделать трейлер не только функциональным, но ещё и особенным, запоминающимся.
Выборка того, что я слушала, была вольной — я ориентировалась на подкасты и студии, которые я люблю и слушаю сама. В итоге я прослушала 30 трейлеров и описала то, что поняла про них, в этом материале.
Прослушка
Начала с родной студии «Заварили». Я прослушала трейлеры «Заварили бизнес», «Деньги делают деньги», «Факинг инглиш», «Бизнес, роботы, мечты», «Был такой кейс».
Что я выделила:
- длительность этих трейлеров от 0:50 до 1:58 (и это стандартный тайминг для абсолютного большинства анонсов)
- везде ведущие представляются
- называют подкаст
- объясняют его концепцию
- в некоторых перечисляют вопросы, на которые будут отвечать в сезоне, как в подкасте «Деньги делают деньги»
- вставляют цитаты героев, например, в «Был такой кейс»
- шутят
- призывают слушать
- в партнерских сезонах — называют рекламодателя
Следующую «порцию» примеров я взяла у «Либо/Либо». Я прослушала трейлеры большинства подкастов студии, но расскажу только о тех, в которых выделила что-то для себя.
Например, в трейлере «Либо выйдет, либо нет» есть обещание конфликта: мы ссоримся, мы будем разбираться.
В подкасте «Торг уместен главный герой пытался продать смокинг на «Авито» с помощью разных экспертов. Мне понравилось то, что их представление было не через традиционное перечисление ведущим. Вместо этого авторы сделали нарезку того, как гости называют сами себя и свои профессии. Это создает динамику, ты слышишь голоса разных людей и хочется послушать их дальше.
У подкаста «Сперва роди» четыре трейлера. Первый и второй стандартно-информативные, а вот третий выделяется. Во-первых, он длится 3:39 — для трейлера это много. А во-вторых, в нем, помимо стандартного «кто, что, когда» говорится о поиске героев — что в новом сезоне ведущие хотят поговорить не только о своём опыте родительства, но и приглашают им писать, чтобы стать героем выпуска.
Четвертый тоже необычный. В нём ведущие представляются не сами — это делается сторонним голосом и в формате объявления киношного блокбастера. На первых секундах трейлера называется новый издатель подкаста — студия «Либо/либо» (до этого он выходил в «Медузе», которую наше государство называет иностранным агентом).
Фишка анонса «Деньги пришли» в том, что основной «ход» и динамика трейлера строятся на ляпах ведущих во время записи.
Следующий пример из подкаста «Хочу не могу». Трейлер для его третьего сезона стал для меня большим вдохновением. Ролик идет всего 1:05, и его концепция связана с идеей сезона — создатели сделали его в формате звонка в службу секс-поддержки. Поэтому в трейлере ведущих представляют как операторов на линии, что обыгрывается звуками: переключение на другую линию, гудки. И типичными фразами: «разговоры записываются», «переключаю вас на другого специалиста» и так далее.
Еще я люблю подкасты «Кинопоиска». Внезапно для себя из всех подкастов нашла анонсы только у двух — «Крупным планом» и «В предыдущих сериях». И то, они есть только у первых сезонов, остальные уже без — об их начале или завершении ведущие говорят в самих эпизодах. Получается, авторы используют трейлер исключительно для запуска нового подкаста. Хотя это предположение опровергают другие проекты — «Через вселенные», «Пищеблок» и «Смотри у меня тоже». У них трейлеров нет вовсе.
Сборка
Дальше я решила слушать трейлеры не по принципу студий, а точечно.
На примере подкаста «Научи меня плохому» видно, как тема влияет на то, что можно добавить в трейлер. Этот подкаст посвящён российской поп-музыке разных лет, поэтому в нем много разных песен нашей эстрады.
Трейлер подкаста «Спасибо, я в порядке», который делает сервис психологической помощи You talk, отражает задачу проекта. Одна из целей подкаста — популяризировать сервис. Поэтому в анонсе проговаривается, чей это подкаст.
Подкаст«Короче говоря» рассказывает не только о названии и концепции всего проекта, но и о задаче сезона. Если концепция в разговоре с разными героями о работе в digital, то задача — заключить контракты с крупными заказчиками. Во втором сезоне концепт тот же, а задача изменилась.
Но есть и трейлеры-исключения. Я встретила подкаст, в котором никто не представляется, ничего не говорит о концепциях и датах — это подкаст об аниме «Бака!». Трейлер длится 18 секунд и состоит из музыки, взятой из бесплатной библиотеки, и названия подкаста.
Чуть больше рассказали о себе «Страдающее средневековье». В 33 секундах ведущие представляют подкаст и себя, после идут цитаты гостей и музыка.
Зато студия «НОРМ» использует ресурсы по-максимуму. Так, они на площадке своего флагманского подкаста рассказали о другом проекте студии под названием «Бережно к себе» (сейчас проект называется «Никакого правильно»). Сначала его своим слушателям представили ведущие «НОРМ», а потом внутрь добавили представление подкаста ведущими «Бережно к себе».
Как я рассуждала дальше
Большинство трейлеров можно назвать стандартными — они только информируют. Но есть анонсы, которые обыгрывают какой-то концепт и этим цепляют меня как слушателя.
Я поняла несколько вещей:
- я хочу придумать трейлер-картинку. Сделать трейлер не только анонсом, а концентрированным кусочком сезона. Мне кажется, так интереснее слушать, полюс моей целью было заинтересовать человека настолько, чтобы он захотел слушать дальше;
-
мы будем использовать многоголосье нашего сезона, потому что это действительно его фишка — Саша побывала в пяти городах, поговорила с десятками людей и привезла из экспедиции многочасовые интервью;
- нам нужно добавить звуки городов и поездки, потому что так картинка становится объемнее.
Для начала надо было понять, какой у нас есть вход в картинку. Для службы поддержки это был звонок. Мне надо было придумать такую же понятную и легкую точку входа. И я поняла, что это будет голосовое сообщение, которое Саша отправит Артуру с вокзала. Это органично ещё и потому, что наша героиня в первые же сутки поездки потеряла свой телефон. Поэтому ей надо было предупредить своего партнёра по бизнесу, что она может редко выходить на связь.
Я написала черновик сценария, Саша его докрутила, после чего они вместе с Артуром записали свои части. Я и наша продюсерка Яна Ломаева заранее размечали интервью предпринимателей из разных городов и помечали цитаты, которые подойдут для трейлера. Кроме этого, Саша насобирала колоритных звуков из поездки. Надо было «просто собрать».
Дальше магия монтажа — из 12 минут получились 2. Я удаляла битые дубли, выбирала наиболее интересные фразы героев, сокращала цитаты. Ещё я оставила несколько смешных фраз на концовку — может, это банально, но я очень люблю такой формат. Сразу чувствуешь атмосферу, как будто тебя впустили в закулисье, а там — всегда самое интересное.
После этого я отдала сборку послушать редакторам нашей студии, они написали свои предложения. Дальше сборка попала к нашему звукорежиссеру Денису.
На последнем этапе я не участвовала. Команда студии вместе докручивала трейлер до итогового результата: где добавить музыки, где сделать паузу, какие два кусочка оставить из четырех смешных и так далее.
Мастерство звукорежиссёра и — готово. Вот каким у нас получился трейлер пятого сезона подкаста «Заварили бизнес». Кстати, первый эпизод о приключениях Саши на Юге России выходит уже завтра, слушайте на ваших любимых площадках.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: