«Женский срок»: подкаст и проект помощи заключенным в России

Подкасту о женском заключении в России «Женский срок» недавно исполнился год. Он появился на базе одноименного проекта активистки Саши Граф, где она пишет о проблемах женщин в заключении и помогает им.

Координаторка студии подкастов «Радио Свобода»* Полина Галуева созвонилась с Сашей Граф и соавторкой подкаста экс-редактокой мультимедиа ОВД-Инфо** Ксюшей Сонной, чтобы поговорить об успехах проекта и планах.

* признано иноагентом и нежелательной организацией в РФ
** Иноагент на территории РФ.

Авторки подкаста – четыре девушки: Ксюша Сонная, Саша Граф, Полина Глухова и Полина Кичатова. Как вы все собрались и начали делать подкаст?

Саша Граф: Проект «Женский срок» я веду около трех лет. Мы с Ксюшей, с которой давно знакомы по правозащитной работе, обсуждали создание подкаста, но без конкретных планов. А потом ко мне с предложением записать подкаст пришла Полина Глухова, которая работает в «Медиазоне» (Иноагент на территории РФ), и мы с Ксюшей подхватили эту идею.

Ксюша Сонная: «Медиазона» запускала тогда мастерскую, и ее сотрудники искали проекты, которые можно развивать. Полина предложила им «Женский срок». Она организовала нам весь процесс записи, купила Саше оборудование, была редакторкой первого сезона, следила за сроками.

Потом она устала, и в команду пришла Полина Кичатова. Она была редакторкой второго сезона и занималась распространением.

Наша пятая постоянная соавторка не говорит о себе по соображениям безопасности.

Весь первый сезон мы были в рамках мастерской: все первые выпуски сначала публиковались в каналах «Медиазоны».

Как у вас распределяются роли: вы вместе находите темы для эпизодов?

Саша Граф: Специфика моей работы – это женское заключение. Я общаюсь с бывшими заключенными, переписываюсь с теми, кто сейчас сидит. Поэтому у меня в голове был пул тем, о которых людям, не погруженным в контекст, было бы интересно узнать.

Первый сезон было довольно просто собрать, но у меня было впечатление, что мы не соберем темы на будущие сезоны. Но Ксюша меня успокаивала: то, что мне кажется очевидным – на самом деле люди не знают и им может быть это интересно.

Мы с Ксюшей отвечаем за написание сценариев и чередуемся от эпизода к эпизоду: один сценарий пишу я, а другой Ксюша и отвечающая за выпуск редакторка — его правят и наоборот.

Какие-то сложные или объемные темы мы делаем вместе. Например, в выпуске про А.Л.Ж.И.Р.* (Акмолинский лагерь жен изменников Родины) большой пласт информации, поэтому требовался совместный фактчекинг.

А.Л.Ж.И.Р. — Акмолинский лагерь жён изменников родины. Самый большой лагерь для женщин политзаключенных в СССР, который находился в Казахской ССР. С 1938 по 1953 год через него прошли 8 000 женщин, из них больше половины ЧСИР — члены семей изменников родины. Первые «алжирки» в столыпинских вагонах были этапированы в лагерь январские морозы. Они сами строили бараки для себя и для тех, кто приедет позже.

У нас есть распределение ролей в команде, но мы часто подхватываем друг друга, потому что все работают над материалами и всем важно выпустить хороший эпизод.

Ксюша Сонная: Мы старались делать эпизоды внахлест – это важно, чтобы поддерживать ритм выхода раз в две недели: одна авторка и редакторка заканчивают работу над одним выпуском, две другие – уже делают следующий.

Как вам кажется, кто ваша целевая аудитория?

Саша Граф: Хочется верить, что наш подкаст слушают, в том числе женщины, которые вышли на свободу или родственники заключенных. Несколько женщин писали мне и в бот обратной связи о том, что хотят рассказать свою историю или готовы дать комментарий к какому-то важному для них выпуску.

Такой фидбек для нас очень важен: хочется знать, что мы находимся не в правозащитном вакууме, а можем достучаться до целевой аудитории, о которой пытаемся рассказать и которой мы хотим дать голос и помочь.

Ксюша Сонная: Мы делаем подкаст для тех, кто ничего не знает о заключении. Когда мы пишем сценарий, стараемся не использовать жаргонизмы и объяснять, что означает то или иное понятие. Например, чем СИЗО отличается от спецприемника.

Саша Граф: Мы сделали первый эпизод про касты в женских колониях и поняли, что использовали много терминов, которые людям не знакомы. Например, мы говорили «греть» в значении «поддерживать заключенных с воли», и люди писали, что у них перегрелся мозг от новых терминов, просили объяснять такие вещи.

Теперь мы стараемся доступным языком объяснять специальные слова, чтобы больше людей без усилий нас поняли. Обязательно прописываем все определения в сценарии, потому что можем что-то пропустить. Например, когда мы общаемся между собой, то понимаем, что такое СИЗО, какие там правила, что есть колонии-поселения и прочее.

Вам поступают какие-то запросы или вопросы от слушателей?

Ксюша Сонная: Многие просили нас сделать эпизод про мобилизацию в женских колониях. Но мы активно сопротивляемся этой идее, потому что трудно найти про это достоверную информацию. И большинство сообщений на эту тему – неподтвержденные.

Саша Граф: Когда начали появляться сообщения о том, что в колониях вербуют женщин, нам многие стали писать с просьбой дать комментарий, но мы не можем сказать со стопроцентной уверенностью сказать, так ли это. Есть наши общие представления, исходя из опыта, о том, насколько это возможно. Если спросить меня: да, я в это верю, мне писали об этом несколько женщин. Но для экспертного комментария у меня нет доказательств. И мы отказались от этой идеи.

В каждом выпуске у нас есть героини, которые рассказывают о своем опыте, и если бы мы сделали выпуск сами, без них, это было бы странно. У нас не может быть голосов этих «завербованных» женщин, потому что они находятся уже где-то в Украине и взять у них комментарий – нереально.

У вас было несколько эпизодов, посвященных женщинам-политзаключенным. Вы планируете рассказывать о них больше, учитывая, что их количество растет?

Ксюша Сонная: Фокус подкаста на обычных женщинах-заключенных, не на политических.

Саша Граф: Мне нравится, что у нас есть выпуски, где комментарии политзаключенных дополняются комментариями обычных женщин, потому что это показывает единый опыт.

Так мы стараемся повышать уровень эмпатии к обычным женщинам-заключенным, так как несмотря на свое преступление, они не должны переживать все то, что они переживают в колониях. У всех должны быть права.

Что у вас в планах? Будет ли третий сезон?

Саша Граф: Мы сейчас ищем финансы через краудфандинг для запуска нового сезона, но это требует много усилий. Также мы финансово помогаем женщинам, которые сидят или освободились. И теперь у нас встает вопрос, как правильно распределять донаты и на запись подкаста, и на помощь женщинам.

Подписаться на Boosty или Patreon подкаста «Женский срок».

Ксюша Сонная: Пока мы планируем сделать закрытый чат для патронов и патронесс, куда можно будет вступить за донаты.

Саша Граф: К нам приходили с предложениями разместить рекламу, но мы отказывались, потому что мне хочется делать независимый подкаст, чтобы люди не слышали там рекламу. Если у нас будет ежемесячная поддержка от наших слушателей, то это намного стабильнее, чем рекламный контракт, ради которого нужно будет идти на компромиссы.

И финальный вопрос: слушаете ли вы для вдохновения какие-то подкасты на схожие темы?

Ксюша Сонная: Моя любовь к подкастам появилась после Serial. Я много слушаю подкастов-расследований, например:

The Teacher's Pet

Мне понравился австралийский подкаст The Teacher’s Pet про убийство женщины, в котором, вероятно, виновен ее муж.

У шоу интересная история: благодаря нему возобновили расследование убийства. Выход подкаста даже приостанавливали на какой-то период, чтобы не повлиять на решение суда присяжных.

Ear Hustle и Wrongful Conviction

Ear Hustle – это подкаст, который записали в тюрьме. Еще есть НКО The Innocence Project, помогающая несправедливо осужденным заключенным. Они записывают подкаст Wrongful Conviction со своими подзащитными, которые выходят из тюрьмы.

Swindled

Подкаст Swindled, в котором рассказывается про преступления корпораций и их представителей, и как они пытаются избежать наказания.

Саша Граф: я сейчас меньше слушаю подкасты, но раньше любила тру-крайм, причем на русском языке. Например, «У Холмов Есть Подкаст» я слушала выпуски, посвященные женщинам, потому что мне интересны причины, по которым они становятся серийными убийцами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущая запись
Чем занимается отдел расследований «Либо/Либо»?
Следующая запись
Динамическая реклама: что это и как работает?
Меню
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: