«Нам еще предстоит открыть для себя, что из нас получилось». Интервью с основателями студии подкастов «Заварили»

Интервью

Саша Волкова и Артур Белостоцкий в 2019 году запустили подкаст «Заварили бизнес», в котором девушка-авантюристка без опыта и степени MBA создаёт свой первый бизнес – кофейню в Москве.

Потом они сделали «Бизнес, роботы, мечты» – подкаст, где предприниматели вместе ищут ответ на вопрос «Как построить бизнес, который приносит деньги, славу и удовольствие». А Артур Белостоцкий спродюсировал первый сезон подкаста студии «Либо/Либо» — «Либо выйдет, либо нет»

И вот, спустя три года они открывают свою студию подкастов «Заварили».

Мы поговорили с Артуром и Сашей о том, как они подготовились к запуску, что происходит, когда к ним приходит бренд и чем их студия отличается от других.

Расширенная аудиоверсия интервью доступна на всех подкаст-платформах

Саша Волкова

Ведущая подкастов «Заварили бизнес» и «Деньги делают деньги» , основательница студии подкастов «Заварили»

Артур Белостоцкий

Продюсер подкастов «Заварили бизнес» и «Бизнес, роботы, мечты», основатель студии подкастов «Заварили»

Саша любит ввязываться в авантюры. На этом была построена история «Заварили бизнес». Студия – тоже авантюра?

Саша, ведущая подкастов «Заварили бизнес» и «Деньги делают деньги» , основательница студии подкастов «Заварили»: Это совсем не авантюра. Мы к этому подкрадывались очень аккуратно: сначала делали один подкаст, потом второй, потом убедились, что мы правда это умеем, почувствовали запрос — насколько люди пишут, звонят и говорят, что хотят подкаст.

Наоборот, мы очень долго топтались на месте.

Артур, продюсер подкастов «Заварили бизнес» и «Бизнес, роботы, мечты», основатель студии подкастов «Заварили»: Мы действительно подкрадывались постепенно и затем обнаружили, что уже существуем как студия подкастов и довольно долго – полгода. Поняли, что пора оформлять в какое-то понятное предложение.

Для нас важно было заявить, что мы есть, мы работаем, и что мы готовы делать что-то, помимо того, что уже делаем, публично.

Саша: Давай называть это подкастерским coming out.

Почему для вас было сложно заявить о запуске публично?

Саша: Не хочу, чтобы не получилось — причём публично. Я проходила опыт, когда рассказывала публично о кофейне, а потом уходила в минус.

Тогда во мне было две сущности: редактор и предприниматель. Редактор кайфовал, потому что история интересная, когда девчуля со стойками и кофе-машиной бегает по всей Москве и пытается заработать себе на портки.

Но как предпринимателю мне было и без того сложно, а тут еще умники в чат пишут: «Ну что, мы же сразу говорили, что надо вот это и вот это делать, а ты вот не послушалась, и теперь у тебя кассовый разрыв».

Тут то же самое. Одно дело создать подкастерскую студию, а другое – сказать: «Ребят, мы правда подкастерская студия и собираемся, во-первых, делать крутые, амбициозные проекты, которые будут значимы для подкастерского сообщества, во-вторых, делать всегда качественный контент, в-третьих, ещё это бизнес, и мы рассчитываем, что года через три он по-прежнему будет и будет расти вместе с рынком». Заявил – соответствуй. Для меня это стресс.

Артур: Я соглашусь, потому что, хотя мы два года рассказывали истории о том, как Саша делает бизнес, и я радовался всем факапам и неожиданностям, которые происходили с ней, сам я не привык выносить на показ свою жизнь и работу. Я привык показывать только те части, которые хочу – они обычно касаются профессиональных знаний. А тут ты заявляешь о себе, и тебе надо уже поддерживать какую-то движуху, рассказывать о том, что ты делаешь.

Тут есть два страха: с одной стороны, может ничего не произойти или все может сломаться, а с другой, что будет всего настолько много, что и рассказывать будет некогда. Ещё такой момент, что мы заявляем о себе, а хватит ли у нас ресурсов: человеческих, творческих, временных, чтобы всё, что к нам придёт, как-то обработать?

Но для этого именно мы с Сашей и объединились, потому что в одиночку, кажется, ни один из нас бы не затащил.

Как вы поняли, что ваши скиллы в продюсировании и редактуре достигли необходимого уровня для создания студии?

Саша: Я занимаюсь редактурой около девяти лет. Есть большой опыт собирать команду, запускать проекты, думать про смыслы, концепции, поэтому мне удобно разговаривать с клиентами. Если они бренд-менеджеры, маркетологи или приходят со стороны пиара, то я понимаю, какая задача на их стороне, потому что я на их стороне бывала много раз.

Не могу сказать то же самое про подкастинг, но у меня неожиданно оказался глубокий background: моя мама театральный режиссёр, поэтому с детства я ходила на театралки и подрабатывала, озвучивая рекламу на радио.

У нас в команде Артур отвечает за понимание именно подкастинга, потому что это он пришёл к нам в команду ещё в компании «Эвотор» и сказал: «Давайте делать подкасты», а мы такие: «А что это?».

Артур:  Я не умею так хвастаться. Редактором я работаю уже пять лет, успел позаниматься и текстами, и картинками, и сценариями для видео.

Вообще, я лет с шестнадцати интересуюсь аудио и всем, что связано со звукозаписью. У меня в какой-то момент была музыкальная группа, и я по книжкам осваивал сведение – тогда ещё YouTube не был основным источником знаний.

Меня безумно это всё увлекало: я могу всю ночь сидеть, колбасить какие-то звуки, пытаться сделать так, чтобы то, что мы записали в комнате, звучало как будто это студийный проект.

Но самое важное для меня – я, по большому счёту, был продюсером нашей группы, хотя тогда этого слова не использовал. Мне очень нравилось, когда ты сидишь у себя дома и оттуда вещаешь, и влияешь на мир хоть чуть-чуть. И всё это организуешь.

Опыта много, скиллы есть, но каждый проект, который у нас сейчас находится в работе – огромный вызов для нас, и я считаю, так и должно быть.

Потому что, если мы такие откинулись в кресле и раз-два, побежали сделали, то тогда зачем этим вообще заниматься. В этом нет никакого драйва.

Расскажите о схеме работы. Допустим, вы получили запрос от клиента – кто и что делает дальше?

Саша: У нас есть процесс — «Креативная фабрика». Каждую неделю по средам мы собираемся со своей командой и штормим. Иногда прорабатываем идею, которая нравится нам самим: например, кто-нибудь из команды хочет делать подкаст про животных — и мы придумываем проекты про животных: приносим сырые идеи, ассоциации, штук двадцать обычно наваливаем. Потом из этих идей берём перспективные в проработку.

Потом мы из сырой идеи делаем годный питч, у нас есть представление о том, что должно быть в питче, чтобы это звучало, как хорошая подводка к понятному подкасту, который можно брать и делать.

Когда прилетает заявка от клиента, у нас уже есть заготовки, или мы собираем внеочередной штурм, или включаем его в нашу рутину. Поэтому, получается, мы можем быть инициаторами, а можем быть принимающей стороной.

Артур: Для нас важно в самом начале понять, какие у потенциального клиента цели, что он хочет улучшить, изменить подкастом в своём бизнесе, потому что у нас есть понимание, с чем подкасты могут помочь, а с чем нет, и нам бы не хотелось создавать ложных ожиданий.

Поэтому ещё перед штурмом идей мы стараемся максимально подробно расспросить клиента про его бизнес, а дальше запускается креативный процесс, которым занимается Саша, а моя задача потом взять и положить идею в смету, цифру, представить себе, как это всё может быть реализовано, потому что Саша не приносит простые идеи, она приносит интересные идеи, и нужно потом как-то представить себе, как это будет производиться.

Саша: В расспросе клиента вопросов тридцать. Мы стараемся понять, в чём состоит бизнес, почему бренд решил делать подкасты, какие на самом деле решаются задачи. И мы считаем тоже успехом, если в результате переговоров мы поняли, что команде нужен вовсе не подкаст, а что-то другое.

А иногда бывает, что задача клиента решается интеграцией в подкаст, которые у нас уже есть.

Количество прослушиваний у подкастов «Заварили бизнес» и «Бизнес, роботы, мечты» на 2020 год

Что вас может заставить отказаться от проекта?

Артур: У меня два красных флажка: если нам просто неприятны люди, которые пришли, или они занимаются неприятным нам бизнесом, а второе – если клиент нацелен чётко на перфоманс, например, он спрашивает: «А сколько лидов я получу с каждого выпуска подкаста?», – тогда мы объясняем, что это так не работает, но если клиент считает, что это мы чего-то не понимаем, тогда мы его отпускаем.

Саша: Если в подкасты будут приходит за перфомансам, то это просто несоответствие ожиданий и инструмента.

Подкасты надо использовать правильно

Все ли входящие запросы реализуются вашей командой или вы привлекаете сторонних исполнителей?

Саша: У нас есть костяк команды – те ребята, которые постоянно вовлечены. При этом я стараюсь именно через креативную фабрику привлекать сторонних людей, которые потом могут стать нашими продюсерами и редакторами.

То есть, любой человек может сейчас постучаться ко мне и сказать: «Ой, я хочу делать подкасты, возьмите меня на ваш мозговой штурм». Тогда он начинает там вариться, и если какую-то идею ему удаётся придумать, вытянуть в питч, и потом он говорит: «Я хочу быть продюсером или редактором», – отлично, добро пожаловать в команду.

Поэтому я бы не сказала, что у нас есть чёткие границы команды.

Артур: Мне очень нравится смотреть на определение студии в том смысле, в котором оно существовало в каких-то сообществах художников или инженеров. Студия — как «штудия», где люди что-то изучают. Например, школа Баухаус, где люди собрались вместе, чтобы исследовать новый язык архитектуры.

Поэтому мне нравится идея, что у нас нет каких-то границ. Мы привлекаем людей, которым интересно вместе с нами исследовать новое медиа, подкасты, исследовать пользу для бизнеса, которую могут принести подкасты, исследовать разные подходы и форматы.

Чем «Заварили» отличается от других студий, например, «ТОЛК» или «Либо/Либо»?

Саша: Мне сложно понять про другие студии, потому что я не знаю, как они организованы внутри.

По тому, что вижу, можно сказать о двух отличиях: мы гораздо сильнее заточены на решение задач клиента – это из-за моего опыта маркетинга. Большую часть своего времени я трачу на мысли о том, какие сейчас есть форматы медиа, но всегда половинкой мозга думаю о том, а какой компании это может быть интересно или какому партнеру.

Артур: Мне кажется, мы отличаемся составом продукта, то есть, если представить студию как продукт, то у нас определенно есть набор ингредиентов-людей, который мы расширяем, чтобы увеличить многообразие вкусов и цветов внутри нашей команды. Это влияет на то, какие проекты мы придумываем, берём в работу и на то, как мы их делаем.

Я думаю, нам еще предстоит открыть для себя, что из нас получилось

Я согласен с Сашей по поводу закалки на проблемы бизнеса. Мы ещё пользуемся второй концепцией — «полезного действия». Она работает не только в сторону клиента, который пришел сделать проект – мы еще думаем о том, какую пользу мы наносим слушателю, ведь нет смысла делать подкаст, который не будут слушать.

Ваши подкасты «Бизнес, роботы, мечты» и «Заварили бизнес» на одну тематику – бизнес. Есть опасения, что и остальные проекты студии «Заварили» будут в таком ключе.

Артур: Мы специально убрали из названия слово «бизнес», потому что мы планируем заваривать очень разные чаи, подкасты, кофе, чагу, чайный гриб.

Саша: Но, кстати, я помню, мы это обсуждали. Было бы нормально себя позиционировать, как студия, которая делает подкасты про бизнес. Но мы решили оставить себе больше свободы.

И судя по тому, над какими проектами мы сейчас работаем, к нам приходят не только за бизнесом и главное – нам интересно работать не только над подкастами о бизнесе.

Какая у вас бизнес-модель? Как вы подготовились к тому, что запросов на ваши услуги может быть недостаточно?

Саша: Нас не завалило заявками, но дело в том, что мы всегда ровно получаем очень много заявок. Они не всегда превращаются в сделки, но вот этот поток общения с клиентами постоянен. Мы лишь выбираем те запросы, которые максимально релевантны для нас, где нам максимально интересно что-то сделать.

Артур: Бизнес-модель такая на данный момент: мы делаем два подкаста, и они принадлежат нам, и в них мы принимаем партнёров. Это могут быть разовые партнёры на эпизод, что мы делаем менее охотно, потому что мы не видим в этом особой пользы для бизнеса партнёра.

Для нас интереснее, чтобы были компании, которые готовы вложиться на сезон или больше, потому что тогда мы получим постоянного партнёра, который помогает нам реализовывать идеи с точки зрения денег, а клиент получит вовлечённую аудиторию, которая действительно будет знать о его предложении, компании, и которая будет ассоциировать его компанию с нами.

Это уже две бизнес-модели: разовые интеграции и партнёрские сезоны. Третья – подкасты, которые мы делаем в партнёрстве с компаниями.

Для нас по умолчанию все проекты – партнёрские

Саша: Нашему партнёру тоже выгодна такая история, где мы не безымянный подрядчик, потому что у нас хорошая репутация и своя аудитория, и поэтому это тоже бренд.

Будете ли вы создавать ещё свои собственные подкасты?

Артур: Для меня сейчас приоритетная задача – сделать так, чтобы подкаст «Заварили бизнес» выходил и был таким же интересным, каким он был до сих пор или ещё более классным.

Пока что у нас настолько большое количество запросов, что кажется, что все подкасты, которые мы придумываем – это не просто так, а потому, что клиент пришёл и закинул нам тему.

Саша: При этом мне в следующем периоде хочется прощупать историю, где мы с идеями, которые штормили сами, идём и продаём на рынке. Клёво, если мы придумываем проект, который нравится нам самим. Это означает, что мы правда в него очень верим, настолько, что сами решили, что он приоритетный и дальше уже ищем под него партнёра, а не наоборот. Пока мы этому только учимся.

У каждого из нас есть свой проект, который мы хотим сделать для себя. Меня очень интересует современное искусство, но я ума не приложу, кто захочет платить за подкаст о нём. Если вдруг когда-то придут времена, когда у нас иссякнут заявки, но будет достаточно плотный график и всё хорошо с бизнесом, вот тут-то я и пойду делать подкаст на свои деньги о современном искусстве, а потом может быть соглашусь поставить туда интеграции.

Сколько у вас подкастов в работе и какое максимальное количество вы готовы взять в разработку на данный момент?

Саша: Сейчас у нас тринадцать проектов на разных этапах — от «первого контакта», переговоров до статуса «делаем».

Артур: Сколько мы готовы делать? Мне кажется, у нас нет рамок. Это довольно легко масштабируемая штука: если возникает проект, то мы находим для него людей. Не всегда просто, но находим.

Саша: Зато те, кого находим, сильно заинтересованы. Мне кажется, в этом сильная сторона подкастов, как медиа. Это не то же самое, что нанять линейных сотрудников, за которыми нужно следить.

Когда выйдет ваш следующий подкаст?

Артур: Я могу ответить только «скоро». Могу сказать, что один из проектов вот уже на всех парах мчится. Это будет даже не новый проект, а реинкарнация уже существующего.

Саша: А второй, который уже на этапе «делаем» – вообще бомбический. Ладно, увидите. Будет круто.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущее интервью
Почему дети слушают подкасты? Интервью с шеф-редакторкой приложения «Гусьгусь»
Следующее интервью
«Через этот проект всем всё доказала: и себе и окружающим». Интервью с Кристиной Вазовски о подкасте «Это провал», курсах и студии «ТОЛК»
Меню
Авторизация
*
*


Регистрация
*
*
*


Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: