Почему дети слушают подкасты? Интервью с шеф-редакторкой приложения «Гусьгусь»

Интервью

«Гусьгусь» — детское приложение просветительского проекта Arzamas, которое запустилось четыре месяца назад, в ноябре 2020 года. Сейчас в «Гусьгусь» уже есть 6 подкастов, 19 курсов, аудиокниги и даже альбом с колыбельными.

Сервис работает по подписке, но часть контента доступна бесплатно, в том числе на других платформах с подкастами.

Мы поговорили с шеф-редакторкой проекта Асей Тереховой об особенностях создания «Гусьгусь», специфике работы с детской аудиторией и дальнейших планах.

Как появилась идея делать подкасты для детей?

Честно говоря, как-то сама собой. На сайте «Арзамаса» был раздел «Детская комната» с разными советами, чем заняться с ребенком (там были подборки мультиков, игр, книг и стихов). И когда мы стали думать над приложением «Радио Arzamas» с лекциями и подкастами для взрослых, довольно логично было подумать и о детском разделе там.

Ася Терехова

Шеф-редактор приложения «Гусьгусь»

Расскажите, как и почему детская комната Арзамаса превратилась в самостоятельный проект?

В какой-то момент стало понятно, что «Детскую комнату» в «Радио Arzamas» слушают очень-очень много. И мы подумали, что, может быть, стоит думать о ней не как о спецпроекте — а как о чем-то самостоятельном. Внутри «Арзамаса» мы все-таки зависим от взрослого расписания («Детская» обновлялась раз в неделю — если бы обновлялась чаще, это могло раздражать не заинтересованных в детском контенте пользователей). И от принципов: «Арзамас» — гуманитарный проект об истории культуры, а с детьми хочется разговаривать не только о гуманитарных науках, но и о динозаврах и астероидах.

Ну и просто — нам захотелось, чтобы у детей появился свой отдельный плеер, яркий и понятный, чтобы дети были не «+1» к родителям, а отдельными, самостоятельными. Так появился «Гусьгусь»!

Почему вы выбрали аудиоформат, а не визуальный контент?

Мы много переживали об этом сами — правильно, что мы делаем ставку на аудио, или нет? Сейчас часто ставят знак равенства между детьми и ютубом, подростками и тиктоком, но нам казалось, что, на самом деле, есть много ситуаций, где слушать круче, чем смотреть.

Например, когда закончилось экранное время на игры, хаха! А если серьезно: по дороге в школу и на дачу, за завтраком, перед сном, когда гуляешь с собакой или сидишь в очереди к врачу. А пока в эти моменты выбирать особо не из чего. Мой брат слушает одни и те же аудиокниги про «Гарри Поттера» перед сном последние года четыре. Поэтому мы решили, что можем предложить детям что-то, чего еще не было.

Еще аудио — это классная семейная активность: наши подкасты часто слушают и дети, и взрослые и обсуждают потом свои впечатления. Особенно терапевтично тут работает «Экспекто патронум» (подкаст про книги, в котором мы ищем ответы на сложные вопросы о любви, школе, семье и дружбе в детских книгах. Например: что делать, если тебя бесит брат? Читаем «Хроники Нарнии». Почему родители все время хотят от детей чего-то, что сами дети не хотят? Обсуждаем «Эволюцию Кэлпурнии Тейт»).

Вы получаете обратную связь не только от родителей, но и от самих маленьких слушателей?

О да. Есть ощущение, что мы открыли ящик Пандоры. Я все время вспоминаю сериал «Kidding» («Шучу») с Джимом Керри. Джим Керри там играет супер-знаменитого ведущего супер-успешной детской программы (его героя зовут Мистер Пикклз). Но у программы кризис — продюсеры считают, что программе нужно обновляться, ведущему — меняться; Мистер Пикклз же убежден, что он лучше других понимает, как быть с детьми. В какой-то момент они выпускают игрушку — куклу Мистера Пикклза, и он придумывает, что эта кукла должна говорить только одно слово: «Слушаю». И она покоряет рынок — дети проводят с ней все свободное время. Вот кажется, что мы тоже изобрели это «Слушаю». Форму «Связаться с редакцией», которой, как мне казалось, будут пользоваться только взрослые с проблемами подписки, сотрясают детские письма и вопросы в подкасты.

Чаще всего пишут в подкаст «Это вам не сказки» (там мы проверяем сказки на прочность). «Вазможна папачть в НАРНЯ», «существуют ли животные, которые умеют высовывать и засовывать свои зубы в десна как беззубик из Как приручить дракона». «Могут ли люди письти паутину как человек паук или нет?». Но иногда пишут и просто признания в любви или приветы. Типа: «😏😐😌😊😊🙃😛😋😘🐆🐅🐆🐅🐮🐯🐅🐆🐅🐕‍🦺🐩🐅🦌🐄🐯🐴🍊🍊🍊🍊🍊🍊🍊🍊🍊🍊🍊🍋» или: «❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️».

Что надо обязательно учесть при создании подкастов, когда ваша целевая аудитория – дети?

Мы делаем не просто детские, а детские просветительские подкасты — и тут нужно помнить, как мне кажется, вот что. У детей нет мотивации «стать эрудированнее» (а это мотивация слушателей «Арзамаса»). Взрослые готовы ради просвещения постараться, потому что это потом принесет им очки на работе или учебе, они смогут блеснуть каким-то фактом на вечеринке или просто удовлетворят свой запрос на «становиться лучше и умнее» и будут гордиться собой. Дети же вряд ли захотят снова учиться после школы.

Поэтому мы очень стараемся не быть «школьными» (в плохом смысле — сразу оговорюсь, что есть совершенно классные, безупречные по отношению к ребенку школы, школы с индивидуальным подходом, но сейчас не о них). Не говорить, как в учебнике, не разговаривать с детьми с табуретки, сверху-вниз.

Помнить, что мотивацией детей управляет интерес, и каждый раз выдумывать — как рассказать историю древнего мира так, как еще до нас не рассказывали? Может, это будет музейный детектив, где мы будем искать ключ к древним цивилизациям через предметы? Или — как говорить об археологии? Может, отправимся в виртуальную археологическую экспедицию? Лекция первая — сборы, вторая — подготовка, третья — раскопки древнего города, четвертая — кладбища?

Еще нам кажется важным не сюсюкать с детьми. То есть, с одной стороны — не говорить сверху вниз (мы, взрослые, передаем знания вам, детям), с другой — не пускаться в непрошенное панибратство «кто это тут у нас, скажи что-нибудь по-смешариковски»! В целом, кажется, мы говорим с детьми так же, как говорим между собой.

Пока «Гусьгусь» – единственный крупный производитель детских подкастов на русском языке, как вы думаете, это изменится?

Очень хотелось бы! Это будет полезно и для детей, и для рынка, и для нас: хочется за кем-то следить и на кого-то равняться. Но я уверена, что все скоро изменится: на английском языке огромное разнообразие детских подкастов, в детский подкастинг уже пришли крупные игроки типа Gimlet, Disney и Sesame, и у нас все будет.

В подкасте «Урумбамба» в каждом выпуске соведущим выступает ребенок, можете рассказать, какие особенности есть у такого подхода?

Расскажу немного про подкаст. «Урубамба» — подкаст про страны мира, в котором Катя Ламм (и вот как раз соведущий ребенок, каждый раз новый) спрашивают иностранцев, говорящих по-русски, о том, как живется в их странах. В подкасте уже почти 30 выпусков и, соответственно, 30 стран: Франция, Индия, Германия, Алжир, Куба, Финляндия, Перу…

Так вот, что касается соведущего ребенка — мне кажется, сложности те же, что и с соведущими взрослыми.

Когда в подкасте очень много неизвестных (каждый раз новый гость, новый соведущий) — здорово подстраховаться сценарием.

Поэтому в «Урубамбе» много постоянных рубрик — например, мы заранее записываем стереотипы наших знакомых детей о стране нашего гостя, и иностранец их слушает и комментирует — это двигает разговор. Еще он приносит с собой два предмета, которые помогут рассказать о его стране нагляднее (так, например, поляк Шура Бруни принес стакан воды — потому что в Польше есть день прогульщика, когда все обливаются, а англичанин Марк Беннеттс — джем Мармайт, который ты либо обожаешь, либо ненавидишь). Еще есть музыкальная пауза, словарик и лайфхак (например: что в Канаде в городе Черчилль обязательно оставлять машины открытыми — если за тобой гонится белый медведь, ты можешь юркнуть в любую машину).

Короче, даже если неизвестные переменные окажутся какими-то более сложными, чем мы привыкли (гость будет не так хорошо говорить по-русски, ребенок на записи застесняется) — выручит формат.

В остальном мне кажется, с детьми могут быть только неожиданные технические особенности, типа: когда они устают — они бьют ногами по микрофонной стойке.

Эфиоп Васие Тефера рассказывает про предметы в студии
Катя Ламм, Антон Галкин и Дэмиен Бракард с бумерангом и шапкой с винными пробками
Бруно и Элен де Альмейда, Гоша Катков и Катя Ламм с десертом бригадейру, игрушечным попугаем ара и музыкальным инструментом пандейру

Помимо подкастов, на «Гусьгусь» выходят аудиокурсы, как происходит выбор тем и спикеров?

Мы зовем главных специалистов в своей теме — так про космос у нас рассказывает астрофизик Владимир Сурдин, про историю — преподавательница истории Тамара Эйдельман, про музыку — музыкальная журналистка Ляля Кандаурова, про археологию — историк и археолог, руководитель экспедиций «Эрмитажа» Александр Бутягин. Но самое важное для нас — чтобы они были не только профессионалами, но и людьми, влюбленными в свое дело — тогда своим чувством они смогут заразить слушателей.

Темы часто возникают от имен: например, мы знаем, что Тамара Натановна Эйдельман может фантастически интересно рассказать буквально про все историческое, поэтому чаще мы уже спрашиваем, что интересно ей самой.

А иногда мы просто сами накидываем, что, как нам кажется, было бы интересно рассказать детям. Почему динозавры не вымерли, а превратились в птиц? Где правда, а где вымысел в «Гарри Поттере»? Как научиться понимать музыку, слушая звонок айфона и объявления в аэропорту?

Глобально, наверное, во всех этих темах нам важно вот что: показать, что наука — не вещь в себе, она связана с другими науками и встречается в быту (например, у нас есть курс «Приключения биологии в космосе, Древнем Египте и нашей голове» — как раз про то, что биологи помогают другим ученым разобраться в самых разных темах: почему космонавты так часто писают, или почему мы злимся, когда голодны). А еще,  что мир открыт детям и не исследован до конца — ждет их.

И что они вообще-то этот мир творят: в курсе про лингвистику мы утверждаем, что ошибаться — полезно для языка, и для этого разбираем отрывки видеоблога какой-то девочки о «My Little Pony». А еще — что всякая тема интересна, если посмотреть с интересом. Например, недавно у нас вышел курс «История вредной еды» про дошик, шаурму, чипсы и другой фастфуд — за каждым блюдом история страны и кухни.

Часто при создании детского контента авторы стараются сделать его интересным и для родителей, была ли у вас такая цель? И если да, удалось ли этого добиться и как?

Специальной цели не было, но ровно так и получается. Часто нам пишут: «Спасибо, вам за работу! У меня нет детей, слушаю все сама, Татьяна, 35 годиков». Или: «Дети пока маленькие, делаю вид, что слушаю, чтобы потом переслушать с ними, но на самом деле — слушаю для себя». Мне кажется, что так происходит ровно потому, что мы не делаем детский контент намеренно «детским».

Ну и еще взрослым нравится, что мы все раскладываем по полочкам, то есть наши курсы и подкасты — это такая шпаргалка, ликбез без снобизма: мы предполагаем, что наши слушатели могут не знать терминов или имен (и это ок!), не говорим «Как всем известно… (и дальше что-то неизвестное тебе — это оставляет слушателя с чувством, что он полный дурак)». В общем, кажется, что наши аудио — это очень комфортный опыт.

Планируется ли что-то для более старшей аудитории?

Пока нет, наша аудитория — это примерно 4-12 лет. Здорово было бы что-то делать для подростков, но это совсем другая история, внутри детского приложения делать подростковый контент бессмысленно: подростки в детское приложение не зайдут, они уже не считают себя детьми.

Как вы думаете, стриминговый сервис по подписке – это будущее подкастинга, или преимущественно подкасты все равно будут оставаться бесплатными? Ведь даже у вас три из пяти подкастов не требуют оформления подписки при прослушивании

У нас все-таки особая ситуация: у нас подписка включает в себя не только доступ к контенту, но еще удобство пользования (удобное, красивое приложение, понятное детям). Мы часто говорим, что «Гусьгусь» — это такое «безопасное место», которое нравится детям и которому доверяют взрослые. Кажется, что безопасность сервиса и контента добавляет ценности подписке в глазах родителей. Так что, наверное, сравнивать со взрослым миром подкастинга нас сложно, у взрослых пользователей другие запросы.

А бесплатные подкасты, которые лежат на всех платформах, — это такая визитная карточка, способ нам про себя рассказать: если вам нравятся эти подкасты, понравится и приложение!

У вас очень запоминающиеся музыкальные вступления, есть даже отдельный альбом с перепевками джингла подкаста «Это вам не сказки», в том числе известными исполнителями. Как происходит работа над музыкой, которая используется в подкастах?

Хаха, спасибо! Да, джингл «Это вам не сказок» — это и наша гордость, и мой главный страх — я боюсь, что родители в какой-то момент нас возненавидят из-за джингла, который дети переслушивают на репите. Дети слушали его так много и писали нам об этом так часто, что мы поэтому и решили выложить его отдельно — оригинал и перепевки редакции, «Хадн Дадн», «Отваала» и «Краснознаменной дивизии имени моей бабушки».

Большую часть джинглов написал композитор Михаил Сарабьянов — Миша очень хорошо чувствует нашу интонацию, интонацию конкретных подкастов, и, скажем так, двигательный потенциал музыки, которую пишет. Обычно мы заказываем музыку так: описываем подкаст, даем послушать пилот, набрасываем какие-то свои идеи и ожидания от музыки и технические требования — хрон джингла и отбивок. Дальше уже Миша творит, иногда присылает до 10 вариантов.

Но бывает совсем иначе — джингл подкаста «Сделай погромче» (музыкального подкаста Льва Ганкина) появился неожиданно: я была на фестивале детского книжного магазина «Маршак», там музыкант и продюсер Андриеш Гандрабур проводил музыкальный мастер-класс для детей. Ну как мастер-класс, Андриеш сидел на сцене с компиком и синтом, вокруг скакали дети, один из них подошел и сказал в микрофон: «дын дын бауу дын дын баау». Андриеш замиксовал, я крепко запомнила, потом попросила взять себе для подкаста.

Насколько успех проекта в целом оправдал ожидания?

Более чем. Расскажу об одном из подкастов подробнее: в «Это вам не сказках» третьеклассник Степа Калитеевский, который не верит в волшебство, и биолог Тата Зарубина, которая верит, разбираются, правдивы ли сказки. Правда ленивцы такие медленные, как в «Зверополисе»? Можно ли бить-бить яйцо и не разбить? Собаки помогают людям, как в «Щенячьем патруле»?

Сейчас это самый прослушиваемый подкаст в приложении, и, как я уже сказала, в него больше всего пишут дети (через приложение, в Инстаграме, мне лично в Телеграме). Вопросов слушателей для него уже на 27 страниц гуглдока.

Вы изменили обложки даже у тех подкастов, которые выходили до появления «Гусьгуся». Почему было принято такое решение? Как продумывался дизайн приложения, на что был особый акцент?

Все просто: раньше они должны были вписываться в дизайн-код «Арзамаса», теперь «Гусьгуся». Приложение «Арзамаса» темное, это скорее такой музей, архив, оставляющий тебя наедине со знанием. Наше приложение более яркое, светлое, все строится на иллюстрациях с большими визуальными пятнами, дизайн отвечает нашим ценностям: он не специально «детский», он про радость и комфорт, бодрость и спокойствие.

Весь дизайн придумывал арт-директор всего «Арзамаса» Паша Алексеев — я лучше не буду пытаться урвать его славу, а посоветую почитать его подробное интервью «Слону в боа» про работу над приложением.

Подкаст «Это вам не сказки» выходит два раза в неделю. Это очень высокий темп для подкаста. Как вам удается придерживаться такой регулярности и не выгорать?

Да, это решение было, мягко скажем, амбициозным. Мы задумывали этот подкаст более коротким, таким подкастом-семечками, считали, что он будет 5-12 минут, но выпуски получаются скорее 13-17. Чтобы сохранить этот темп, мы придумали целую конвейерную систему подготовки и записи: мы со Степой (я — редакторка этого подкаста) сперва обсуждаем тему, передаем Тате вопросы, которые нас интересуют, Тата пишет сценарий, учитывая, что он должен быть не больше четырех страничек, записываем мы два подкаста за раз.

А чтобы не выгореть, мы придумываем разные приколы. Например, выпуски-блицы, в которые мы зовем других членов редакции, обычно остающихся в подкастах за кадром (редакторы, звукорежиссеры, фактчекеры) — и вместе отвечаем на много вопросов разом: не только про сказки, но и про подкаст в целом (меняет ли звукорежиссер голоса ведущих? Звезда ли Степа в своей школе?)

Расскажите немного о дальнейших планах платформы. Какие новые функции будут добавлены в приложение? Будет ли работать фильтрация по возрасту? И если да, то как?

Пока хочется допилить важные мелочи, например: добавить возможность добавлять треки в «Избранное», изменить сортировку на главной странице, поэкспериментировать с триалом (сейчас у нас первые 30 дней в приложении — бесплатно, кстати, попробуйте, пока не поздно). Фильтрацию по возрасту думаем добавить, когда контента станет настолько много, что в нем будет сложно ориентироваться. Но и сейчас у каждого курса-подкаста-сказок стоят маркеры возраста.

А планируются ли новые подкасты?

Да! Прямо сейчас работаем с Гришей Пророковым над подкастом про монстров (практически детская версия подкаста «Жуть»), с Сашей Борзенко над подкастом про птиц, всей редакцией над подкастом для чистки зубов, а еще про один я ничего не расскажу совсем, потому что это топ-секрет!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущее интервью
«В голос! Нескучное руководство по созданию подкаста»: обзор книги и интервью с ее авторами
Следующее интервью
«Нам еще предстоит открыть для себя, что из нас получилось». Интервью с основателями студии подкастов «Заварили»
Меню
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: