Перед записью выпусков ведущим нужно позаботиться о многих аспектах: от акустики в помещении и настройки микрофонов до разработки сценария и продюсирования гостей. Многое можно поручить звукорежиссерам, монтажерам, редакторам. Однако подготовить к записи свой собственный голос может только сам ведущий.
В этом материале ведущий подкаста «Накопились токсины» Игорь Кун поделился своим опытом настройки голоса.
Поскольку в моем прошлом были факультет журналистики МГУ, работа на ТВ, радио и отдельные курсы по технике речи, то я накопил опыт и собрал его в простой набор упражнений и правил, которые использую, когда готовлюсь к записи подкаста. Нередко случаются моменты, когда приходится записывать по два-три выпуска подряд, а это значит, что говорить в микрофон в такие дни надо по несколько часов. Эффективная настройка голоса позволяет делать это без вреда для здоровья и качества звучания.
Упражнение 1. Почувствуйте, откуда идет голос
Это звучит, как что-то на медитативном. Но часто мы выполняем многие действия по привычке, не задумываясь. И наше тело охотно этим пользуется: так как оно ленивое по природе, то делает всё с минимумом энергозатрат.
Начинайте свою подготовку с таппинга — это техника постукивания или похлопывания себя по телу. Несильно, легкими ударами. В этот момент можно что-то проговаривать. Вы вернете себе ощущения собственного тела, немного замедлитесь и поймете, как и откуда идет звук. Технику, кстати, применяют в работе с вокалом.
Я делаю это каждое утро. Вы тоже можете попробовать завести такую полезную привычку.
Упражнение 2. Расслабление
На втором этапе разминки я пытаюсь расслабить тело.
Для этого делаю упражнение, которое я называл кодовым словом «сосиски». Нужно потянуться руками к стопам и так повиснуть, расслабив тело. Для точности поболтайте руками из стороны в сторону, как сосисками. А затем очень медленно поднимайтесь, ведя плечи вдоль корпуса. Делается это, как на обычной заминке после тренировки.
Упражнение 3. Дикция
После этого можно начинать разминать рот. Чаще всего люди им мало шевелят, если речь не идет о прирожденных ораторах.
Сделайте «моторчик» губами, пошевелите ими отдельно, потяните вперед, изображая уточку, покусайте язык (его можно даже размять руками), потянитесь языком к разным щекам.
Если у вас есть какие-то нюансы речи, которые вам не нравятся, можете их потренировать. Или проговорить несколько скороговорок. Я, например, часто прорабатываю звучание «СЛАСЬ-СТЛАСЬ» – мне не нравится, что у меня это звучит с причмокиванием.
Упражнение 4. Вопрос – ответ
Также перед записью я задаю себе вопрос с интонацией на разные слова. Обычно это длинное предложение, чтобы можно было задать вопрос к разным частями речи и фактам из него. Пример: «Душный зожник Игорь Кун ходил на тренировку на этой неделе?»
Вы можете придумать свой вариант.
Упражнение 5. Чья бы корова мычала
Это упражнение я делаю уже в студии, сидя перед микрофоном.
Просто мычу.
Звукорежиссер часто просит поговорить для настройки звука. Но я еще и дополняю свое звучание мычанием.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: