Подкаст-индустрия в новой реальности: студия «Заварили»

 

Мы поговорили со студиями, чтобы узнать, как они адаптируются к происходящему. Сегодня опытом делится создательница студии «Заварили», Саша Волкова.

Как в студии принималось решение публиковать или не публиковать новые выпуски подкастов в нынешних обстоятельствах?

С теми подкастами, что у нас уже в работе, всё, вроде, просто: у нас есть обязательства перед партнёрами и рекламодателями, мы должны их выполнить. Значит, просто делаем своё дело: подкасты «Заварили бизнес», «Бизнес, роботы, мечты» и «Дышите – не дышите» выходят регулярно.

Но дальше начинаются этические вопросы: как можно выложить уже готовый выпуск с «грустишками» про отношения или искрящийся эпизод про фрик-шоурум в Краснодаре, когда в соседней стране взрываются бомбы. Такие выпуски могут просто не получить внимания или – что намного хуже – звучать кощунственно, задеть чувства людей.

Вы знаете, какие сейчас принимают законы: они непредсказуемы. Я несу ответственность за то, чтобы никто из наших партнёров и сотрудников не пострадал, но я не понимаю наши риски, и юристы тоже разводят руками. Мы находимся в ситуации неопределённости.

Вот как мы рассуждали: 

  • Для начала разобрались с тем, что именно мы хотим сказать. Мы как студия не делаем политических высказываний, но говорим о своих ценностях: о предприимчивости, об умении сохранять надежду и человечность.
  • Решили, что не хотим подвергать опасности партнёров. Всё, что мы скажем, не должно их коснуться.
  • Предложили сотрудникам самим решить, хотят они ставить свою подпись под эпизодами или нет.

Из этого получилось 5 вариантов действий.

Первый — сделать спецвыпуск. В первую неделю событий мы оказались в ступоре. Но когда пришло время публиковать очередной эпизод «Заварили бизнес», мы поняли, что не можем это сделать, будто ничего не случилось.

Тогда мы очень быстро, буквально на коленке, за свой счет, собрали спецвыпуск: взяли материал, записанный два месяца назад, который уже лежал в столе. Это истории о том, как обживаются в Грузии вынужденные мигранты из России. Материал не касается нынешних событий, но звучит очень актуально.

Мы решили, что это поможет поддержать людей – и, похоже, нам это удалось. Люди стали писать в соцсетях слова благодарности.

Второй вариант — сделать дисклеймер. Вслед за спецвыпуском вышел тот самый искрящийся эпизод с пайетками и леопардом. К нему мы спешно сделали дисклеймер: «Этот выпуск мы записывали летом, когда всё было хорошо. Мы пили шампанское, примеряли экстравагантные костюмы и много смеялись. Послушайте этот выпуск, если хотите вернуться в это время хотя бы на 40 минут» – и дальше пустили готовый эпизод. И мы снова получили позитивный фидбек.

Третий путь — «переобуться в прыжке». Уже отснятые эпизоды «Бизнес, роботы, мечты» положили в стол и экстренно сняли два свежих: обсуждение ситуации своим кругом и интервью с экспертом по релокации. Эти эпизоды скоро выйдут. Мы просто поговорили, как выживать российскому бизнесу: тому, который остаётся, и тому, который уезжает.

Четвертый возможный вариант — ничего не менять. Подкаст «Дышите – не дышите» выходит без изменений. Он сам по себе очень добрый и поддерживающий, поэтому мы не стали предлагать партнёрам делать спецвыпуск, дисклеймер или менять повестку.

Последний, но не по значимости — сказать то, что хочется. Сейчас у нас в работе интервью с предпринимателями, которые живут в Киеве. Мы заметили фразу, которая появляется в агитках (неважно, какой из сторон): «Это даже не люди!» И вот эта дегуманизация – безобразный результат любого социального конфликта. Что мы можем сделать, не вмешиваясь в политику – то, что обычно и делают подкастеры: рассказать истории. Мы думаем, истории исцеляют, потому что превращают абстрактное «они» в имена настоящих, понятных людей, которым невозможно не сочувствовать. Этот выпуск сейчас лежит у меня на редактуре, и я чувствую себя как на минном поле, не знаю, что из этого получится.

Сказалась ли новая реальность на прослушиваниях и рекламных интеграциях?

Что касается прослушиваний, то сейчас наши графики мало отличаются от того, что было до событий. Но мы перенесли подкасты с Симплкаста – подстраховались на случай санкций и блокировок – и это сбивает нам счётчики статистики. Так что про цифры я мало чего могу сказать. Интуитивно думаю, что подкасты должны просесть, потому что людям важнее новостной контент. Подкасты – это скорее про осмысление случившегося, а сейчас ещё всё только случается.

О рекламных интеграциях сказать проще: рекламодатели приостанавливают переговоры. Кто-то из-за экономических проблем режет маркетинговые бюджеты, и поэтому не готов подписываться. Кто-то настроен оптимистичнее, но даже таким компаниям сейчас бывает просто не до нас. Часто слышим ответ «Давайте спишемся после [вооружённого визита]».

Какие планы на будущее подкастов студии?

Именно планов нет – ведь всё ещё только происходит. Когда нащупаем дно, можно будет посмотреть, куда приземлились и как выглядит новая реальность. Тогда будем искать выступы, чтобы карабкаться вверх. Но пока мы ещё не упали.

Так что делаем, что можем: выпускаем подкасты, которые запустили до событий, и коллекционируем ответы «Давайте спишемся после» – чтобы когда всё закончится, прийти за новыми контрактами.

Как вы с командой справляетесь, что вас вдохновляет и поддерживает сейчас?

У меня есть гилти-плеже – занятия, которые меня всегда поддерживают. Пару дней назад ходила на стендап Дениса Чужого и других комиков в Патриках. Пришла в домашнем флисовом костюме, заказала пива и сырных палочек и ухахатывалась. Это было душеспасительно. На бокс ещё хожу – в общем, нахожу время на то, чего вроде бы не «надо», но очень хочется.

Ещё вдохновляет наша работа – истории. По телеграм-каналу Дениса вижу, что у него тоже кое-какие сложности с этикой и контентом: с одной стороны его упрекают «как ты можешь шутить, когда такое происходит», а с другой прилетают страшные угрозы. Но Денис – комик, он делает то, что обычно и делают комики – шутит. Он помогает зрителям через комедию рефлексировать, пережить боль и выплеснуть эмоции. Мне кажется, это очень сильная позиция. Так что второе, что мне помогает – заниматься своим делом, рассказывать истории.

Третье – помогать. У меня очень остро проявилась потребность быть полезной. Поэтому когда слушатели пишут, что наши подкасты их поддержали – я чувствую себя счастливой.

Четвёртое – решительно действовать. Я, может, даже излишне суечусь. Может быть, сейчас лучше устраниться и немного подождать, когда ситуация хоть немного уляжется. Но почему-то ожидание мне даётся с трудом, я чувствую себя лучше, когда придумываю миллион планов и несусь вперёд, теряя тапки.

У Артура Белостоцкого подкаст вышел, «Что внутри» – интервью с раввином. И там раввин говорит, что сейчас хорошее время, чтобы прислушаться к себе и признать, какие у тебя на самом деле ценности. И если ты это поняла, то уже знаешь, что дальше делать. Выходит, мои ценности – это ухахатываться, рассказывать истории, чувствовать себя полезной и приключаться. Тем и занимаюсь, меня это поддерживает.

Также своими чувствами поделилась и участница команды, Ира Волченко: «Меня очень поддерживает то, что мы честно говорим на планерках. Кажется, что 70% времени стало занимать обсуждение того, что происходит, что мы чувствуем, о чем думаем, и 30% — работа. И, возможно, со стороны это покажется не эффективным для работы, но я думаю, что это не так.

Мы все работаем удалённо, из разных городов. И у нас нет офиса, кулера и курилки, где мы могли бы вместе обсудить то, что нас сейчас волнует больше всего. Поэтому такие созвоны дают возможность вместе прожить тяжёлые времена. Мы делимся не только плохими новостями, но и говорим о мелочах, о планах, даже шутим над чем-то. Для меня эти разговоры стали передышкой в аду и возможностью побыть рядом со своими. Работы пока много, поэтому времени на встречи с друзьями мало. Мои родители имеют другую точку зрения. Но постоянно держать мысли в себе – словно держать кислоту во рту. А так ты разговариваешь о том, что у тебя болит: без окисления себя и других, встречая общие мысли и понимание. И от этого появляется больше сил на жизнь и работу.

После небольшой паузы мы тоже начали действовать, чтобы выполнить обязательства перед заказчиками, а ещё – создать для слушателей островок, чтобы они могли переключиться, очнуться от страха, отдохнуть, услышать что-то другое и найти в себе силы двигаться дальше. Поэтому меня вдохновляет наша команда, наши коллеги и люди, которые слушают подкасты».

 

Меню
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: