«Осторожно: подкасты!»: как Ксения Собчак запустила подкаст-студию?

Интервью

В начале сентября запустилась новая студия подкастов — «Осторожно: подкасты!». Она входит в медиахолдинг Ксении Собчак, а управляют ей бывшие сотрудники «МБХ медиа» — Даша Данилова и Сергей Простаков.

Мы поговорили с ними о том, как эта студия появилась, о ее первом проекте, позиционировании и бизнес-плане. Это текстовая версия аудиоинтервью, которое доступно на всех подкаст-платформах.

Сергей Простаков

Редактор студии «Осторожно, подкасты!» и автор подкастов «Шурави», «Эпоха крайностей»

Дарья Данилова

Директор студии «Осторожно, подкасты!» и автор подкастов «Не перебивай», «Сахаров».

Расскажите, как вам пришло предложение, и почему Ксения решила запустить студию?

Сергей: Я был фрилансером. В сентябре прошлого года люди из растущего медиабизнеса Ксении Анатольевны попросили написать текст, и у меня происходило с ними вялотекущее сотрудничество в течение года, но со взаимно приятными впечатлениями.

В конце мая-начале июня этого года я начал искать новую работу. В этот момент у меня был заказ от Собчак на довольно большой сценарий, и я в этот момент его рассматривал, как некое тестовое задание лично для меня.

Когда я его выполнил, мне звонил незнакомый номер, я его не брал. Пришла смс, что это Ксения Собчак, перезвоните.

Итог первой встречи: давайте запустим подкасты. Я вышел немного ошарашенный, потому что это, как во сне: вроде мы все тут в медиа, но всё равно известный человек из телевизора тебе рассказывает, что вы клёво разбираетесь в подкастах, собирайте свою команду и в конце фраза: «До первого сентября». Так и получилось.

Насколько вы свободны в творческом плане?

Даша: На данном этапе кажется, что у нас максимальная свобода творчества. Мы ни разу не слышали: «А вот это мы делать не будем», «Эту тему лучше не брать».

У нас сейчас — то самое время, когда мы можем сделать что-то классное и доказать, что мы не просто так сюда пришли. 

Чем ваша студия отличается от тех, которые уже есть на рынке?

Даша: Мы долго думали про свой какой-то особенный путь. Мне бы очень хотелось сделать студию, которая специализируется на нарративе, но это требует времени и большого количества ресурсов.

Поэтому мы скорее будем универсальной студией широкого профиля с большим блоком нарративных историй. Мы хотим попробовать разное, чтобы затронуть как можно больше слушателей, искать новый язык для разговора с ними.

С вами в студии ещё работает Костя Сперанский, который вместе с Сергеем делал «Модернизацию» и «Эпоху крайностей». Кто ещё у вас в команде?

Сергей: Мы с Дашей отдаём отчёт, что у нас такая студия, в которой две головы. Я точно хотел позвать Костю, потому что мы вместе с ним последний год работали, и мне хотелось  продолжить это делать. Я позвал Дашу, потому что у меня есть слабые стороны: продвижение подкастов именно внутри подкаст-площадок, подкаст-сообщество и сама организация подкастового процесса, а у Даши это очень сильные черты.

Я ещё искал дизайнера, потому что я очень внимателен к визуальному оформлению подкаста.

Для меня подкаст начинает звучать, когда я услышу джингл или увижу обложку.

Мы нашли начинающего дизайнера, девушку, которая никогда не работала в медиа, но очень быстро учится и имеет амбиции – Катю Коновалову.

Другую же часть коллектива набирала Даша уже под свои задачи.

Черновые варианты обложки «Осторожно: утро!», сделанные Катей Коноваловой

Даша: Для меня первым поиском коллег стала вакансия редактора-продюсера. Я понимала по своей предыдущей работе, что это должен быть человек, который может быстро и ёмко писать, у которого есть опыт работы в новостях, который может редактировать исходники, вырезать ненужное и т.д.

Мы придумали, что каждый кандидат будет выполнять тестовое задание. Мы взяли один из невышедших выпусков подкаста «Пипец подкрался незаметно». Всем, кто присылал своё резюме, мы отправляли исходник, который нужно было отредактировать и написать описание с заголовком.

Дальше по тому, что присылали люди, было видно, с кем стоит поговорить, а кто ещё не готов к такой работе. У меня был даже список моментов этого выпуска, которые либо нужно было вырезать, либо наоборот оставить.

В итоге мы нашли несколько человек, провели около пяти собеседований и выбрали Веронику Дёмину.

На собеседовании было интересно посмотреть, насколько люди вообще погружены в сферу подкастов, насколько они понимают, что происходит в мире, чем отличается трукрайм от нарратива, какие главные события произошли в подкастинге. По этому можно было понять, насколько человек легко сможет работать в нашей компании или ему каждый раз придётся объяснять, что такое «Либо/Либо» и Podcasts.ru.

У вас две головы в студии, а что было в «МБХ медиа»?

Сергей: Там я подкасты запустил по собственной инициативе и на пассионарности двигал их год. И понял спустя два месяца, что придётся пройти весь путь и сперва запустить самые плохие подкасты,чтобы понять, как работает логистика, инфраструктура, что слушают, что нет.

Когда этот путь я прошел, я запустил «Шурави» и у меня было озарение, что я нашёл для себя язык, который позволяет в правильном для меня ритме жизни говорить на мои самые любимые темы: о позднесоветской и постсоветской истории.

Когда я брал на работу Дашу, она отслушала все подкасты «МБХ медиа» и спросила: «Вот как может быть на одной платформе вот этот подкаст и «Шурави»?» Я видел, что приходит человек талантливый, очень сильный и самостоятельный, во много прошаренней меня и фанатичнее в подкастах.

Поэтому я всё, что сделал за год, передал в наследство Даше и просто наблюдал за этим. Попросит о помощи – помогу, но по итогам мне всё нравилось, что Даша делала.

Спустя время понимаю, что всё-таки нужно было и тогда активнее помогать, например, в работе с соцсетями.  Я понял, что надо всё-таки было поискать оптимальную форму взаимодействия. И сейчас она есть в «Осторожно: подкасты!».

Даша круче в самих подкастах.  Зато я сажусь на социальные сети и на продвижение.

В этом смысле ту ошибку, которую я осознал в «МБХ медиа», что надо было и тогда в паре с Дашей поработать, я сейчас пытаюсь исправить.

Даша: Ещё когда мы начинали делать подкаст «Не перебивай» с моей коллегой Дашей Полыгаевой, нам стало понятно, что автор не может делать всё: быть продюсером, фактчекером, брать интервью и т.д. Он просто умрёт, и в сутках нет такого количества часов.

Я считаю, что если ты хорош в чём-то одном, то ты должен этим заниматься.

В «МБХ медиа» я была одна, а задач было очень много. Вот сейчас я понимаю, что то, чем я занималась в отделе подкастов «МБХ медиа», мы делаем в четвером.

Мы все вместе обсуждаем, придумываем, но всё-таки есть человек, ответственный за то, что будет звучать в подкастах и за то, что будет освещаться в соцсетях.

Первым подкастом стал новостной проект. Учитывая, что вы запускали нарративы, почему был выбран этот формат?

Даша: Нарратив нельзя запустить быстро. А подкаст «Осторожно: утро!» мы сделали за две недели. Нам было бы сложно объяснить Ксении, чем мы занимаемся три-четыре месяца и почему у нас до сих пор ничего не выходит.

Во-вторых, было очевидно, что рынок новостных подкастов в России это: «Что случилось?» и ещё ряд, но это не такой широкий рынок, как, например, рынок психологических шоу.

Тут нам нужно было отстроиться от того, что существует. Подкаст «Медузы» выходит вечером, логично сделать утренний подкаст с двумя ведущими.

Сергей: Даша предложила, что подкаст должен записываться за Уралом, чтобы он вовремя выходил в Москве на основной рынок.

Даша: Мы начали тестировать идею и поняли, что она классная  — человеку в Москве было бы убийственно каждый день вставать в 4 утра. А для человека из Сибири – это вполне рабочее время.

Сергей: Специфика ещё и в том, что наши ведущие дают сибирский акцент, оптику. Мы делаем в регионе и пытаемся про регионы говорить.

Даша: У меня никогда не было на старте ни одного подкаста, который запустили в понедельник, а в четверг бы он имел 40 оценок в Apple Podcasts. Причём они все спорные – там есть пятёрки и есть единицы.

Но уже понятно, что аудитория начинает приходить и эта не та приятная, мягкая аудитория, к которой мы привыкли. И очень интересно делать подкасты, чтобы им было что послушать.

Как удалось найти ведущих в Сибири?

Даша: Тут у нас была проблема с тем, что до определённого момента мы старались не отсвечивать. С этим было связано появление нескольких вакансий на рынке, которые выглядели туманно. Мы попытались поискать ведущих через наших знакомых, но что-то пошло не так.

В итоге мы пожертвовали анонимностью, признались, что это подкаст-продакшн Ксении Собчак и разместили вакансию на Podcasts.ru и соответственно на «Буду». Нам было важно, чтобы у ведущих был опыт работы в новостях, и, чтобы человек был в теме подкастов. В итоге оба ведущих, которых мы нашли: Арина Тарасова из Красноярска и Иван Притуляк из Омска – ребята, которых мы нашли благодаря «Буду».

У вас необычный способ ведения соцсетей. Каждый день разные люди из студии выкладывают посты, рассказывая что-то. Они довольно часто не о подкастах самой студии. Почему такой формат?

Сергей: Когда сидит весь коллектив за одним столом, делая свои дела, переговаривается, что-то вспоминает, это очень интересно. И мы пытаемся нашим читателям и слушателям дать возможность нас подслушать.

Я понимаю, что соцсети будут эволюционировать и меняться, но сейчас, когда люди с разными голосами и бэкграундом начинают говорить о подкастах и пытаться осмыслить место подкастов в современной культуре – интересно, как мне кажется, наблюдать за этим со стороны. Когда мы выйдем на проектные мощности, то скорее всего у нас появятся параллельные соцсети, и само наполнение будет меняться.

Но на данный момент мы маленький подкаст-продакшн.

Какие у вас планы дальше?

Сергей: Запускается новый медиа-стартап. Те, кто его запускают, имеют свои представления о том, как это должно выглядеть. Потому что запуск стартапа в 2006-м и 2021-м — две разные истории.

Сейчас мы запускаемся с определённой идеологией, которая в будущем должна разворачиваться.

В ближайшее время не стоит ждать от нас чего-то удивительного и прорывного, хотя работа уже ведётся. Потому что эти вещи требуют более длительной работы.

Проблема в том, что когда мы заходим на главную любой платформы для выкладки подкастов, мы видим буквально «Борис Вишневский, Борис Вишневский, Борис Вишневский». Все подкасты крутятся вокруг темы психологии, секса, успеха, бизнеса и так далее. Ничего плохого в этом нет – эти темы интересны ядерной аудитории подкастов.

Я понимаю, что когда запускается подкаст студия, мы должны думать и с позиции коммерции. Но мы никогда не станем конкурентоспособными, оригинальными и прорывными, если не попробуем создавать контент для людей, которые не знают, что такое подкаст и ещё не привыкли через него потреблять информацию.

Если коротко, мы будем делать «Шурави» и «Пипец подкрался незаметно», но в разных вариациях и для разных аудиторий.

А будете ли вы делать подкасты для брендов?

Даша: Будем, конечно. Плюс мы очень хотим делать внутрикорпоративные истории для брендов.

Сергей: Эксперименты должны чем-то оплачиваться. Поэтому, конечно, мы будем делать и традиционные подкасты.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущее интервью
«Их голоса дают надежду»: маленькие истории на большую тему от Риты Логиновой
Следующее интервью
Подкаст-индустрия в новой реальности: студия «Заварили»
Меню
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: