Интервью

«Музыка на Свободе»: как Артемий Троицкий делает музыкальный подкаст

В подкасте «Музыка на Свободе» рок-критик Артемий Троицкий делится новой качественной музыкой разных стилей и направлений, в том числе экзотической.  Подкаст родился из одноименной радиопередачи, выходящей с января 2017 года. Рассказываем, как появился подкаст, как Артемий выбирает тему выпуска и сколько музыки слушает.

Почему «Музыка на Свободе» стала выходить как подкаст?

Артемий Троицкий: Сила подкаста в том, что  не нужно заботиться о таких особенностях музыкального коммерческого радио как формат или ротация. Я абсолютно свободен в подборе музыки. Могу позволить себе роскошь отталкиваться от своего вкуса и собственного опыта.

На какую аудиторию вы ориентируетесь?

Артемий Троицкий: Я ориентируюсь на аудиторию по одному-единственному критерию. Совершенно не принимаю во внимание, скажем, возрастные, социальные или гендерные показатели, но ориентируюсь на всех людей, молодых и не очень, на мужчин и женщин, которые искренне любят музыку, то есть на меломанов. В этом смысле, конечно, я до некоторой степени ограничиваю аудиторию. Если бы у меня в подкасте звучали какие-нибудь ультрамодные ребята из инстаграма, то, может быть, аудитория была бы шире, но точно пострадало бы качество. Главное для меня – высокое качество музыки, артистические и авторские достижения.

Где вы берете музыку для подкаста?

Артемий Троицкий: В последние годы я живу в Таллине, но большая часть моего музыкального архива по-прежнему находится в Москве. Сколько там пластинок, я не знаю, может быть, тысяча или пара тысяч. И, я думаю, примерно 20 тысяч компакт-дисков. Что касается таллинского дома, то здесь у меня винила намного меньше, в основном работаю с компакт-дисками, которые приходят постоянным потоком. В среднем каждую неделю я получаю по 15-20 новых дисков, но большая часть моей аудиотеки – это личные приобретения. Мои любимые места затаривания – Лондон, Нью-Йорк и Амстердам.

Свои релизы мне присылают фирмы грамзаписи, артисты, со многими из которых я дружу, некоторых из них представляю в тематических выпусках своих подкастов.

 

У меня разносторонние источники информации о новой музыке, это сайты, журналы, личные связи с фирмами грамзаписи и с музыкантами. Я состою членом WMCE (World Music Charts Europe), это такой кружок европейских диджеев, которые обмениваются всякими интересными новинками. По этой линии тоже поступает некоторое количество всяких занимательных релизов.  В общем, работа по снабжению и доставке поставлена неплохо, и даже пандемия не смогла ее подкосить.

Как можно законно использовать композиции в подкастах рассказали продюсеры и юристы «Радио Свобода» в отдельной заметке.

Как много музыки вы слушаете?

Артемий Троицкий: Каждую неделю я слушаю, наверное, порядка 20, иногда больше, новых альбомов, из этих альбомов в среднем где-то 12-13 проходят мои «фильтры».

С каждого альбома я выбираю один, в редких случаях два лучших трека, которые компоную таким образом, чтобы они сочетались друг с другом, чтобы была внутренняя логика, чтобы создавалось определенное настроение. Мне нравится, когда треки контрастируют один с другим, когда музыка идет более-менее по синусоиде, чтобы слушатели не скучали на этих музыкальных «американских горках».

На чём вы слушаете музыку?

Артемий Троицкий: К сожалению, в последнее время значительная часть музыки стала доступной только в цифровом формате. Меня это не очень устраивает, потому что качество mp3 несёт с собой некоторые проблемы. Я по старинке продолжаю слушать музыку с помощью так называемых аудио-носителей. Винил, конечно, очень обаятелен, но это церемонный формат: пластинки тяжелые, добывать их сложно и дорого.

Процентов на 95 я использую компакт-диски. Меня это качество более чем устраивает, и пока формат CD существует, я им буду пользоваться.

Как вы всякий раз решаете, чему и кому будет посвящен новый выпуск подкаста?

Артемий Троицкий: Музыка должна быть максимально разнообразной, контрастной, неожиданной, не слишком предсказуемой. Пробую то одно, то другое: любимые артисты (что, естественно, является самым простым выбором), какие-то географические приключения, интересные фестивали, интересные рекорд-лейблы. Могут быть исторические темы (в ближайшее время, например, думаю записать программу о современном исполнении песен времен Второй мировой войны), могут быть экзотические, неслыханные никем, стили откуда-нибудь из чёрной Африки или из Океании. В общем, стараюсь быть максимально авантюрным и небанальным.

От выпускающих редакторов подкаста: Послушайте эпизод, посвященный музыкантам-беженцам или исполнителям, работавшим в знаменитой «Фабрике» Энди Уорхола. В «Приключениях итальянцев в биг-бите» Артемий прослеживает историю зарождения la musica beat в Италии на стыке 1950–60-х годов, а первый выпуск 2021 года посвящен американской рок-группе Federale, которые пишут хлёсткую киномузыку в духе итальянцев Эннио Морриконе и группы Goblin.

Некоторые темы, возможно, могут кому-то показаться странными, скажем, недавно был подкаст про музыкантов, которые живут на хуторах в Лапландии, у них своя культура, своя тусовка, они поют необычными голосами странные песни. Не исключаю, что кто-то скажет: а где рок-н-ролл? Но я работаю не только на сиюминутный рейтинговый эффект, а в каком-то смысле на музыкальную культуру вообще.

Сейчас выпускают большое количество качественной музыки — по сравнению с началом 2000-х годов, с 1980-ми или 1990-ми годами?

Артемий Троицкий: Популярны разговоры о том, что в 1960-1970-е годы музыка была потрясающей, что это была золотая эра, а теперь всё как-то упростилось, нет талантов, меньше потрясающих личностей. До некоторой степени с этим согласиться можно: конечно, в XXI веке рок-музыка не вызывает того священного трепета, который она вызывала в годы моей юности. Но качество музыки, я в этом абсолютно уверен, хуже не стало. До сих пор активно творят многие музыканты, которые определяли стиль и 1960-х, и 1970-х годов. Ну, и разумеется, постоянно появляются новые и новые волны молодых исполнителей, новые таланты.

В последние годы я с особым энтузиазмом замечаю, что в популярной музыке гораздо заметнее стала роль женщин, и это делает музыку разнообразнее, в каком-то смысле более чувственной.

Каковы для вас главные песни и композиции 2020 года?

Артемий Троицкий: Время от времени у меня возникают позывы объявить тот или иной альбом, ту или иную песню лучшей композицией или лучшим альбомом года. Ну вот недавно один из подкастов «Музыка на Свободе» открывала 81-летняя француженка, великая авангардно-шансонно-роковая певица Бриджит Фонтейн. У неё в начале этого года вышел очередной альбом, под названием «Новая земля», совершенно фантастическая работа, без всяких скидок на более чем почтенный возраст. У меня тут же возникло желание сказать: вот, это один из альбомов года! Но специально составлять какие-то рейтинги или списки… Иногда слушатели просят: Артемий Кивович, составьте список лучших альбомов, а то не знаем, что послушать! В этом случае я всегда готов подсказать и посоветовать, но для себя таких списков не составляю.

Артемий Троицкий

Рок-журналист, музыкальный критик, педагог, радиоведущий.

Один из первых пропагандистов рок-музыки в СССР, инди и электронной музыки в России.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущая запись
«Правозащитные темы всегда нас интересовали». Интервью с самиздатом «Батенька, да вы трансформер»
Меню

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: