Кейс: как записать подкаст с ребенком?

Кейсы

 

Привлечение детей в качестве ведущих может решить как творческие, так и содержательные задачи, например, при создании контента для детской и семейной аудитории. Ребенок в этом случае может как самостоятельно записывать подкаст, так и быть посредником между взрослым ведущим и слушателями-детьми.

В этом материале автор и соведущий подкаста «Откуда берутся деньги?» Сергей Береговой рассказывает о сложностях, с которыми столкнулись создатели проекта, одним из главных действующих лиц которого стал сын Сергея – семилетний Степа.

 


О чем этот подкаст


 

«Откуда берутся деньги?» — подкаст «Тинькофф Журнала» о финансовой грамотности для детей и родителей. Он построен в стилистике реалити-шоу, в котором ведущие (папа и сын) изучают азы взаимодействия с материальным миром: как распоряжаться карманными деньгами, что такое импульсивные покупки, почему у одних людей денег больше, чем у других, и т.д. Эти вопросы ведущие обсуждают в студии, а потом используют полученные знания в жизни и рассказывают об этом.

Первый сезон подкаста включает в себя 12 эпизодов, они выходили с апреля по сентябрь 2023 года.

 


Зачем в подкасте ребенок?


 

Когда мы приступали к созданию подкаста, то изначальная задумка состояла в том, чтобы в каждом эпизоде мы со Степой обсуждали разные аспекты финансовой грамотности, пропуская их через наш семейный опыт. Мы сразу определились, что подкаст не должен быть похожим на лекцию, урок или какой-нибудь художественный формат, в котором знания преподносились бы в игровой форме по заранее написанному сценарию (например, как в «Крош и грош» от «Смешариков»).

Мы хотели учиться сами и показывать на своем примере, как это могут делать наши слушатели: дети и их родители. Во время записи эпизодов мы, по сути, просто жили своей обычной жизнью: разговаривали, делились своими мнениями, решали собственные семейные вопросы, параллельно добавляя в это важные составляющие финансовой грамотности, которые хотели осветить в конкретном выпуске.

Я составлял планы на каждый эпизод, но это не был четкий сценарий с разбивкой на реплики — беседа шла своим чередом, оставляя свободу, в том числе для Степиной детской непосредственности. Кажется, что именно эта искренность и стала тем аспектом, который приковывал внимание к подкасту. Слушатели писали, что наряду с обучающей информацией им больше всего нравится слушать, как Степа размышляет о финансовых и жизненных темах, например, о том, какие профессии самые высокооплачиваемые и стоит ли делиться игрушками на детской площадке.

 


Что пошло не так?


 

Первая проблема проявилась еще перед записью пилотного выпуска, точнее за час до нее. Чтобы хорошенько подготовиться, мы со Степой пришли в студию за 60 минут до отведенного нам времени. Я планировал пробежаться по плану, обговорить со Степой, что именно мы будем обсуждать. То есть я отнесся к своему семилетнему сыну, не имевшему никакого опыта в работе в студии как ко взрослому ведущему, который понимает ответственность за процесс и результат. И это было моей большой ошибкой.

Через пять минут после начала прогона Степа сказал, что ему все это неинтересно, что он устал и хочет домой. Никакого прогона в итоге не получилось, к тому же Степе еще пришлось около часа томиться в ожидании записи. В самой студии его хватило на 15 минут, затем он закрылся – стал вредничать и плакать.

Я сам оказался в затруднительном положении: с одной стороны как отцу мне нужно было проявить заботу к своему ребенку, тут же все свернуть и перенести запись, с другой – я как продюсер хотел довести начатое до конца, чтобы не выбиваться из графика и в целом выполнить работу.

Никакой полноценной записи в тот день не получалось. Мы записывали пилотный выпуск с трех попыток. Еще нам пришлось поменять студию, потому что в той, где мы записывались в первый раз, Степа уже не чувствовал себя комфортно и расслабленно. Зато в новом месте его в первую очередь угостили конфетами, что сразу вызвало его расположение. И план выпуска с ним я больше не пытался прогонять.

Важный вывод, который я сделал для себя: к ребенку-ведущему надо относиться в первую очередь как к ребенку, а не как ко взрослому.

Еще одной сложностью в работе с ребенком стало стеснение. Степа сам по себе весьма артистичный и открытый мальчик, но в стрессовой ситуации работы в студии он поначалу просто закрывался. Часто даже взрослые люди теряются при виде направленных на них микрофонов и камер, что уж говорить про семилетнего ребенка.

Отдельно это стеснение проявилось, когда Степа записывал в качестве ведущего один из эпизодов подкаста «Переверни пингвина» от студии «ГусьГусь». Этот выпуск Степа вел не со мной, поэтому в ситуации, когда меня не оказалось рядом как привычного соведущего, ему стало трудно раскрепоститься. А когда ведущий зажат, то это сказывается на качестве конечного результата.

В такой момент важно дать ребенку почувствовать себя непринужденно, как будто в домашней обстановке: освободить студию от лишних людей, расслабиться, поговорить о каких-то сторонних вещах, попить чай.

Техническая сторона работы в студии тоже имела свои нюансы. Когда Степа раскрепощался, он напрочь забывал про необходимость говорить в микрофон. Ведь он хочет рассказать мне какую-то интересную историю, а эта штука перед носом мешает смотреть мне прямо в глаза. Поэтому Степа регулярно отклонялся в стороны, и мне приходилось напоминать ему про микрофон, но несмотря на это, нашему монтажеру все же пришлось изрядно попотеть, вытягивая и выравнивая звук.

 

А если Степа не забывал про микрофон, то ему непременно надо было теребить провода, стучать по столу, шуршать и скрипеть чем-нибудь. Это создавало множество лишних шумов, с которыми потом приходилось бороться на постобработке.

 


Что же из этого вышло?


 

Несмотря на возникшие сложности, я думаю, что у нас получился прекрасный сезон подкаста. Степу полюбили наши слушатели: как взрослые, так и дети. И мы сами, осознав, что именно его детская непосредственность притягивает к себе внимание, начали по ходу сезона перестраивать структуру выпусков. Если в первых эпизодах мы большой упор делали на обучающую составляющую, в том числе за счет записи интервью с экспертами, то уже после просто давали свободу Степиному артистизму и старались записывать других детей для коротких комментариев по темам выпусков.

Я думаю, что наш формат «реалити» идеально подошел для семейного обучающего подкаста. Когда речь заходит о контенте для детей, то у создателей может сработать паттерн о необходимости воспитывать, наставлять, учить. Но именно это и может стать главной ошибкой. Потому что, как гласит знаменитая мудрость, не старайтесь воспитывать детей — они все равно вырастут и начнут копировать вас, так что воспитывайте лучше себя. И мы со Степой именно учились вместе, и наши слушатели могли просто следить за нашими успехами без мысли «о нет, нам сейчас опять будут говорить, что надо делать».

В финальном эпизоде сезона мы и вовсе позвали в студию Степиных друзей и дали им возможность говорить о чем угодно. Кажется, это был один из самых классных фрагментов всего подкаста, который понравился всем.

 


Выводы


 

  • Ребенку требуется на адаптацию больше времени, чем взрослому. Стоит это учитывать при планировании проекта.
  • Не надо требовать от ребенка быть кем-то другим, пусть он будет самим собой. Так подкаст будет звучать искренне.
  • Во время работы с ребенком рядом должны быть близкие ему люди, чтобы в нужный момент поддержать и пожалеть. У нас на записи, кроме меня, приходила еще и мама Степы. Когда с поддержкой не справлялся я – в дело вступала она.
  • Ребенок может забывать, что он работает в студии, поэтому надо более пристально следить за качеством записи.
  • Заниматься со своим ребенком увлекательным делом, которое одинаково нравится вам обоим, — это настоящее удовольствие, которое вы будете вспоминать с теплотой долгое время.
Меню
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: