Кейс: как вести нескучный разговорный подкаст

Кейсы

В июле в нашем издании «Горящая изба» вышел первый выпуск подкаста «Женщины и всё». В нём мы обсуждаем всё, что влияет на жизнь, работу и положение женщин в обществе. В конце 2021 года подкаст вошёл в топ лучших новых подкастов по версии «Яндекс.Музыки». До этого только у одной из трёх ведущих был опыт в записи подкаста, а для меня это стало первым опытом не только как ведущей, но и как автора сценария.

И вот что я поняла за эти полгода.

Элина Винокурова

Соведущая подкаста «Женщины и всё»

Элина Винокурова, соведущая подкаста «Женщины и всё»: В июле в нашем издании «Горящая изба» вышел первый выпуск подкаста «Женщины и всё». В нём мы обсуждаем всё, что влияет на жизнь, работу и положение женщин в обществе. В конце 2021 года подкаст вошёл в топ лучших новых подкастов по версии Яндекс.Музыки. До этого только у одной из трёх ведущих был опыт в записи подкаста, а для меня это стало первым опытом не только как ведущей, но и как автора сценария.

И вот что я поняла за эти полгода.

В подкасте лучше избегать общих рассуждений

Как этого избежать?

Конфликт. Если ведущих несколько, выбирайте темы, по которым есть разные мнения. Например, не так давно исполнилось 20 лет первому фильму о Гарри Поттере, поэтому мы решили сделать выпуск про эту вселенную. Многие любят «Гарри Поттера».

Но оказалось, что одна из наших ведущих вообще-то его на дух не переносит. А у другой ведущей была очень нестандартная история знакомства с этой вселенной.

В итоге на таких контрастах мы и построили весь выпуск. Разные роли ведущим можно давать и искусственным путём. Тут всё зависит от того, готов ли кто-то стать «злым полицейским».

Но оказалось, что одна из наших ведущих вообще-то его на дух не переносит. А у другой ведущей была очень нестандартная история знакомства с этой вселенной.

В итоге на таких контрастах мы и построили весь выпуск. Разные роли ведущим можно давать и искусственным путём. Тут всё зависит от того, готов ли кто-то стать «злым полицейским».

Эксперт. Если возвращаться к сложным темам вроде харассмента, то сделать подкаст интересным могут люди, которые разбираются в теме и у которых есть интересные истории про это. Например, представители организаций помощи женщинам. Пригласите их.

Вы и сами можете стать таким человеком, но для этого придётся хорошо покопаться в источниках и в целом проделать такую же работу, как если бы вы, к примеру, делали аналитический текст об этом явлении. Но это занимает много времени, и не у всех ведущих оно найдётся.

Нам в этом смысле легче, потому что в «Горящей избе» уже опубликовано много статей и историй. Так что мы можем взять информацию из текста за основу для рассуждений (с упоминанием материала и автора, который его написал, конечно). Пример такого выпуска:

Личные истории. Когда нет ни эксперта, ни конфликта, на помощь приходит личный опыт. Сталкивались ли вы с харассментом? А ваши знакомые? И так далее.

Но помните, что у личных историй есть своя опасность — если вы только запустили подкаст, то о вас ещё никто ничего не знает.

Поэтому слушателям могут быть не очень интересны подробности вашей жизни. Хотя, думаю, что к острым проблемным ситуациям это не относится.

У подкаста должен быть сценарий

Даже у разговорного. Честно говоря, это вообще самая нелюбимая моя часть (потому что я их пишу), но самая важная для того, чтобы подкаст получился хорошим.

Почему это важно? В разговорном подкасте всегда есть слабость сказать «Да давайте просто тему обозначим и уже на записи обсудим, что мы думаем по этому поводу. Что у нас — мыслей нет, что ли?» Тут две проблемы: во-первых, когда нет сценария, могут возникать заминки со вступлением и переходами.

Во-вторых, есть риск закрутиться вокруг скучных поверхностных идей и смыслов. А мы помним — люди слушают интересные и/или полезные подкасты.

Сценарий позволяет подумать над темой и покопаться в себе и в интернете в поисках информации.

Как может выглядеть сценарий разговорного подкаста?

Вступление, в котором заявляется тема. Тут должна быть интересная затравка, шутка, если уместно — в общем, всё, что может зацепить слушателя. Если вы пишете тексты, то можно провести такую аналогию: вступление в сценарии подкаста — лид в тексте. То есть очень важно!

Вопросы для обсуждения от каждой из ведущих.

Ведущий 1: вопрос

Ведущий 2: вопрос

Ведущий 3: вопрос

Хорошо, если вопрос предваряет подводка или личная история.

Вот пример такого вопроса из нашего выпуска про то, как можно поддержать близкого человека:

«Произнося фразу „не переживай“, человек призывает собеседника не испытывать эмоции, убрать свои чувства поглубже. Но, во-первых, сделать это очень трудно, если человек потерял кого-то близкого или потерпел крупную неудачу. Во-вторых, сдерживание эмоций приводит к плохим последствиям для психологического и физического здоровья.

На самом деле я раньше об этом как-то не задумывалась. У человека что-то случается — ты вроде как хочешь ему помочь и как бы даже, не задумываясь, произносишь „не переживай“. У вас такое было?»

В нашем подкасте два-три круга прописанных вопросов для каждого из ведущих.

Дополнительные вопросы. После прописанного сценария можно вставить блок «поддерживающих вопросов» — просто список в конце документа без привязки к ведущим. Эти вопросы можно обсудить, если останется время или если почувствуете, что чего-то не хватает.

Заключение. Здесь вы финализируете тему и просите подписаться, делаете трейлер следующего выпуска, рекламируете другие свои продукты или проговариваете другие важные именно для вашего подкаста вещи.

Заключительную часть можно сделать одинаковой для каждого выпуска, чтобы облегчить себе задачу. Например, у нас она выглядит так:

*Финализирующее предложение по теме выпуска*. Напоминаю, что все тексты, которые мы упоминали, будут доступны в описании. Если вам есть что рассказать по теме выпуска — оставляйте свои комментарии в соцсетях. Также подписывайтесь на нас, ставьте лайки и слушайте на всех популярных платформах. Всем пока!

По этому принципу построены практически все выпуски подкаста «Женщины и всё», так что, если вы хотите знать, как всё это выглядит в собранном виде, можно просто послушать какой-то из выпусков.

В подкасте важно укладываться в тайминг

Вроде бы довольно очевидная штука — по крайней мере, в подкастах, которые я слушала или слушаю, длительность более-менее одинаковая. Но это финальное аудио, которое прошло через звукорежиссёра и/или редактора. Я бы хотела акцентировать внимание на том, что очень важен тайминг и в момент самой записи.

После двух-трёх выпусков вы должны понять, сколько времени вам нужно на черновую запись. Например, выпуски «Горящей избы» в среднем длятся 20–25 минут, при этом черновая запись у нас обычно занимает до 35 минут, не больше.

В разговорных подкастах легко уйти в ржач, потом забыть, о чём вы говорили, и перескочить на другую тему. Это добавляет работы на постпродакшене и банально сбивает с настроя.

Вы можете на всё это возразить: «Звучит так, как будто мы в подкастерской армии. Скучно! А где тут место для импровизации и проявления авторской харизмы?!» Понимаю ваши опасения.

По мере того как вы будете записывать выпуски, вы наберётесь опыта и в какой-то момент сами начнёте понимать, что вот в этом месте вполне можно отойти от сценария и над чем-то поугорать, а вот здесь лучше идти по плану.

Но поверьте, в ситуации контроля записать рабочий (возможно, не звёздный, но хороший) выпуск подкаста гораздо легче, чем в хаосе «непринуждённой беседы». Не говоря уже о том, что возникнет соблазн вставить какие-то внутренние шутки или отвлечённые истории в готовый выпуск, а это, скорее всего, будет скучно. Только если вы не Андрей Коняев, конечно.

Всем удачи и отличных подкастов! А подкаст «Женщины и всё» можно послушать на всех подкаст-платформах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущее интервью
Кейс: как сделать художественный проект по Достоевскому за шесть недель и не умереть
Следующее интервью
Кейс: как сделать подкаст из чужих дневниковых записей
Меню
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: