Кейс: как сделать подкаст из чужих дневниковых записей

Кейсы

На прошлой неделе вышел документально-художественный подкаст «Горы без вершин». Это пятисерийная история о путешествии девушки Юли через плато Путорана. Авторы проекта рассказали, как им удалось сделать подкаст из чужих дневниковых записей.

Марина Шиняева

Продюсер и редактор в студии «Спорткастерная»

Летом 2021 года я делала ресерч для одного из наших потенциальных клиентов. Клиент упомянул некое скандальное путешествие девушки Юли на плато Путорана. Мне стало интересно. Я загуглила и попала в ЖЖ на страницу Юлии Вершининой, где опубликована серия постов 2010 года об одиночном походе на плато Путорана. Дневник путешественница вела прямо на месте — делала записи в простую тетрадку. Вместе с Юлией эта тетрадка преодолела 500 труднопроходимых километров. Она тонула в реке и сохла у костра, чтобы однажды мы могли прочитать (а теперь и услышать!) эту историю.

Я прочла записи на одном дыхании, затем стала изучать комментарии, гуглить упоминания об этом походе. Оказалось, что Юлино путешествие наделало немало шума в тусовке походников. Кто-то восторгался ее смелостью, кто-то вообще считал написанное выдумкой. Сама Юля тоже произвела на меня большое впечатление: и своим отважным путешествием, и твердостью характера, и писательским талантом.

Прошло несколько недель. Подкаст, для которого делался изначальный ресерч, не состоялся. Но мысли о невероятном путешествии Юли не давали покоя. Тогда я пересказала историю своему боссу (привет, Андрей!) и призналась, что хочу сделать из неё подкаст. На что Андрей со свойственной ему легкостью ответил: «Делай!»

Разумеется, первое, что мне нужно было предпринять, — это найти Юлю и взять у неё согласие на использование дневниковых записей в качестве основы для подкаста. Использовать чужой интеллектуальный труд без спроса не только неэтично, но и чревато судебными исками.

Найти Юлю оказалось легко, а вот составить письмо так, чтобы свести к минимуму шансы получить отказ, намного сложнее. Я постаралась одним махом рассказать, и что такое подкасты, и как мне понравился её текст, и какие могут быть условия сотрудничества, а главное, что это некоммерческий проект и у нас нет цели на нем заработать. Зажмурившись, я отправила сообщение в ВК и стала ждать.

Это был не совсем тот ответ, на который я надеялась, но мы решили запустить процесс производства. Здесь важно отметить, что для нашей студии это был первый подобный подкаст. До этого у нас был опыт в основном разговорных шоу, а другой нарративный подкаст «Говорит беговая Москва» в тот момент находился в разработке.

Поначалу я думала, что справлюсь с подкастом сама. Сама сделаю сценарий, сама же буду его вести — и то и другое я уже делала. Сразу было решено разбить повествование на две части: от лица рассказчика и от лица главной героини. Я хотела стать рассказчицей, а роль Юлии предложила исполнить своей подруге Саше Донсковой. Знала, что она мечтает озвучивать аудиокниги. Я дала ей кусочек текста в качестве тестового задания, и, послушав результат, сразу поняла, что это и есть теперь наша «Юля».

Мы сделали черновой пилот буквально на коленке. Я очень быстро нашла на сайте audiojungle главную музыкальную тему (кстати, именно её можно услышать в финальной версии подкаста, большая удача, что она так быстро нашлась). Обе записали голос на телефон в домашних условиях. Хотелось поскорее собрать всё воедино и понять, как оно будет звучать.

Наши с Сашей голоса оказались слишком похожи и не давали нужного контраста. Было решено, что рассказчиком должен стать мужчина. А еще — что нужно проводить более серьезную работу со сценарием. Для меня это оказалось непосильной задачей и работа затормозилась. Но в ноябре, когда мы наконец выпустили подкаст «Говорит беговая Москва», который требовал от меня много внимания, начальник попросил меня вернуться к подкасту «Горы без вершин». И я начала искать сценариста.

Сначала мы договорились со знакомой сценаристкой, но по семейным обстоятельствам она не смогла продолжить работу и порекомендовала нам свою коллегу — Анну Чепайтене. Оказалось, что Аня не только пишет сценарии, но и ведёт свой собственный подкаст «Путь героини» о женщинах в кино. Мне показалось, что всё просто идеально сходится.

Анна Чепайтене

Сценаристка

Когда я узнала об идее подкаста «Горы без вершин», она мне сразу понравилась. Считаю, что подсвечивать сильные, неординарные поступки женщин — отличная затея. Когда я немного погрузилась в контекст — почитала разные отзывы об истории Юлии на походных форумах, чаще обесценивающие, хотя были и восхищенные — то только укрепилась в этом своем мнении. В нашей культуре, к сожалению, женские предприятия часто принято маркировать как незначимые, иррациональные, противопоставлять их осмысленным героическим мужским. Что ж, очевидно, это работает не так.

Юлины дневниковые записи безусловно очень ценный документ, о чем в том числе свидетельствует неиссякаемый интерес к ним спустя много лет. Соприкосновение с этим опытом завораживает. В дневниках много деталей, подробностей описания мира, вкусовых и телесных переживаний и даже экзистенциальные размышления есть. И сделаны эти заметки в основном на ходу, на маршруте  — вот что особенно поражает.

Самым сложным в работе над сценарием для меня, наверное, было сохранять баланс между тем, чтобы стараться делать этот материал понятным максимально широкому кругу (насколько это возможно), легким для восприятия, цепляющим, и при этом сохранить аутентичность Юлиной истории, ее языка. Не придумывать ничего за героиню, которая к тому же наша современница, и может прочесть и послушать результат.

Первый эпизод (единственный пока доступный мне до релиза) я послушала с удовольствием — классно, что и стихия, среда, окружающая Юлю в путешествии, там тоже воспроизведена, ей дан голос — без него эта история, конечно, была бы не полной.

Марина Шиняева

Аня очень быстро ухватила суть проекта, а я была счастлива, что доверила сценарий профессионалу. Аккурат к Новому году у меня на руках был готовый сценарий, и сразу после праздников я показала его Юлии Вершининой. Было страшно, что ей не понравится, в конце концов она изначально без особого энтузиазма восприняла всю эту идею. Но сценарий ей понравился, и мы назначили запись на февраль.

Следуя логике, сначала нужно было записать комментарии эксперта, так как это единственный персонаж подкаста, который говорит не по сценарию. После его комментариев в любом случае пришлось бы вносить правки. Но эксперт, на которого мы сперва рассчитывали, отказался участвовать и порекомендовал обратиться к Марине Галкиной. Марина — чемпионка мира по рогейну и звезда российского туризма. Она много путешествует, в том числе в одиночку, пишет книги, снимает о своих путешествиях фильмы, выкладывает их на YouTube и собирает миллионы просмотров. Она и сама ходила примерно по тому же маршруту, что и Юля. В общем, идеальная кандидатура в эксперты. Я боялась, что Марина не согласится участвовать в подкасте или будет слишком занята. Но к моему удивлению, она сразу согласилась. Марина была знакома с Юлиной историей и высоко оценивала ее талант рассказчика. Но из-за этой заминки с поиском эксперта, эксперта мы записали уже после «Юли».

Моя подруга Саша, которая сыграла роль Юлии Вершининой, живёт в Самаре и для записи я пригласила её в Москву. У нас обеих не было понимания, как сложится работа, сколько времени понадобится, чтобы записать всю прямую речь. На всякий случай мы взяли лишний день про запас, но в итоге уложились в один, проведя в студии всего лишь три часа.

Рассказчика для подкаста — Сашу Начито — я нашла через базу специалистов на сайте podcasts.ru. Когда оказалось, что у Саши своя домашняя студия, которая находится недалеко от моего дома, я в очередной раз поразилась тому, как всё идеально складывается.

Параллельно мы работали над обложкой подкаста. Нам представлялось, что на ней должна быть изображена главная героиня, её многострадальная лодка и орнамент в стиле народов севера. С этим ТЗ я отправилась на поиски иллюстратора. В декабре я обратилась к Вике Лобацевич. Её вариант мне понравился как самостоятельная иллюстрация, но для обложки просилось что-то более яркое и контрастное. Тогда мы привлекли к работе другого иллюстратора — Софью Игинову. Софья не раз работала именно над обложками для подкастов и понимает специфику жанра. Она убедила меня отказаться от стилизованного шрифта и орнамента. В итоге обложка получилась самобытной, но не лубочной.

Обложка авторства Вики Лобацевич

Окончательная обложка Софьи Игиновой

Финальный этап работы над подкастом начался в конце февраля, когда я обратилась к звукорежиссеру Саше Архипову. Он предпочитает называть себя просто монтажёром, но работу, которую он проделал над нашим подкастом, у меня язык не повернётся назвать просто монтажом. Саша уже работал над одним из наших подкастов и я знала, что он классный специалист.

Саша Архипов

Звукорежиссёр

Было довольно тревожно соглашаться на эту работу, потому что на тот момент я уже года три как не занимался саунд-дизайном и музыкой. Но оказалось, что именно такая работа мне и была нужна, чтобы развеяться и стряхнуть пыль со своих навыков.

Только после монтажа первого эпизода я вспомнил, что вырос в Норильске и сам бывал где-то рядом с плато Путорана (снова эти совпадения! — примечание Марины Шиняевой). Мой отец охотник, и в зимние каникулы я часто ездил с ним на снегоходах в тундру. Я уже смутно помню, куда конкретно, и был ли я на Путорана, но за 70 километров от Норильска мы уезжали точно. Кстати, благодаря именно этому факту в эпизодах нет звуков птиц: если бы я не вырос на севере, я бы не знал, что там практически нет поющих птиц.

Саша Архипов в детстве

Не так уж просто сделать интересным звуковое сопровождение 30-дневного одиночного похода на 500 километров сквозь пустую тундру. Очень легко скатиться в озвучивание каждого слова рассказчика и использование саунд-дизайнерских клише. Я за многие годы работы со звуком больше всего полюбил создавать атмосферные подложки: приятные и мечтательные пэды, тревожные и давящие дроны. И именно в работе над этим подкастом они нашли применение: здесь использование атмосфер для создания настроения оказалось уместным и убедительным.

Я давно не пишу музыку, и даже выдавить из себя пару сентиментальных аккордов на пианино оказалось сложной задачей. Лицензирование тех треков, которые я хотел использовать, не укладывалось в бюджет, но, к счастью, я наткнулся на Liborio Conti — это композитор, который позволяет использовать свою музыку без атрибуции и авторских отчислений. У него я нашел трек с мечтательным, сентиментальным пианино, которое идеально попало в настроение некоторых эпизодов.

Аудиодорожки в Ableton

Самый простой и недорогой способ легально использовать звуковые эффекты для подкаста — подписка за Soundly. За 15 долларов в месяц вы получаете доступ к 13000 звукам, и это количество постоянно увеличивается. А еще можно воспользоваться промокодом SDLY и получить бесплатный месяц пользования. Без Soundly этого подкаста бы не было.

С другой стороны, даже такой большой коллекции сэмплов в какой-то момент становится недостаточно. Например, мне понадобился звук женских шагов в резиновых сапогах по колено в воде — такое очень трудно найти или заменить чем-то похожим по звучанию. После работы над этим подкастом я понял, зачем существуют студии foley-озвучивания и библиотеки с более чем семьюстами звуками топота кошачьих лапок за 33 доллара.

В сумме, во всех пяти эпизодах было использовано больше тысячи фрагментов аудио, не считая смонтированных голосов. Моя версия Ableton не поддерживает больше 8 аудиодорожек, но этого оказалось достаточно для того, чтобы озвучить подкаст. Большее количество дорожек не оказалось бы полезным: вместо того, чтобы работать, я бы пытался скрупулёзно обрабатывать каждый звук индивидуально.

Вот еще несколько бесплатных библиотек сэмплов, которые я мог использовать в подкасте:

Sonniss GDC 2019 — огромная библиотека с самыми разными звуками для саунд-дизайна. Такие библиотеки выпускались с 2015 по 2020. Бесплатно, для любых проектов без атрибуции.

Adobe Audition Sound Effects — большая коллекция качественных royalty-free эффектов, от уличных атмосфер до звуков леса и стройки.

Free Nature Sound Effects by Marcel Gnauk — 99Sounds — огромная бесплатная коллекция атмосфер с подробной системой тэгов, что позволяет быстро найти нужный звук.

Freesound — самая большая база звуков, заполненная сообществом. Перед тем, как использовать сэмплы в коммерческих проектах без указания авторства, убедитесь что на файлы распространяется лицензия CC0 — передача в общественное достояние.

Марина Шиняева

Важный момент, к которому я хочу еще раз вернуться — права и документы. Мы заключаем договора со всеми нашими подрядчиками, а тех, кто участвует в подкасте на безвозмездной основе, просим подписать согласие на публикацию. Всем подкастерам, даже независимым, которые болтают у микрофона со своими друзьями, советую это делать, чтобы обезопасить себя от потенциальных спорных ситуаций. Лучше пусть все эти бумажки у вас будут и не пригодятся. Ну и конечно, нужно всё оформлять как надо, если вы планируете использовать чужую интеллектуальную собственность. Составлять договора нам помогает юрист, с которым сотрудничает студия. Вот примерная форма согласия для гостей подкастов, которой мы пользуемся. Может быть это будет кому-то полезно:

***

Слушайте подкаст «Горы без вершин» на всех подкаст-платформах.

Меню
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: