Кейс: как сделать детский подкаст для банка

Кейсы

1 июня, в День защиты детей, вышел первый детский подкаст студии «Две Дорожки» — «Кем работает мама (и папа)?». Он был создал совместно с Газпромбанком. Каждый выпуск этого подкаста рассказывает о новой профессии в сфере информационных технологий.

В этом кейсе «Две Дорожки» рассказали про продажу идеи и ее доработку, особенности работы с командой, сложности записи взрослых и детей и лайфхаки сборки.

Идея

По изначальному запросу, проект должен был быть совсем не детским. Заказчик хотел с помощью подкаста рассказать о технологических компетенциях банка, продвигать IT-бренд и HR-бренд. Запрос был на подкаст о технологиях с обсуждением актуальных (и вечных) технологических новостей с экспертами. Либо научпоп о программировании, безопасности, ИИ, квантовых компьютерах и т.п.

Концепция, предложенная по запросу клиента

 

Само наличие запроса от PR-отдела банка нас порадовало. Мы знали, что у компании был опыт работы с подкастами, им интересен формат, они сами пришли к нам. С другой стороны, идея клиента банальна, нам не хотелось делать очередной разговорный подкаст про IT. Поэтому мы копнули в потребность «продвижение IT и HR бренда» и провели онлайн защиту коммерческого проекта. Мы предложили четыре концепции — одну максимально удовлетворяющую изначальным идеям клиента, и три других, посмелее, в том числе и детский подкаст.

Одна их трех альтернативных концепций, предложенных клиенту

 

Мы невероятно благодарны нашим заказчикам за чуткость и отзывчивость. Они смогли услышать и понять нашу мысль. Банк заботится о детях сотрудников, у него есть крутые социальные программы, он технологичный и быстро развивающийся. Так давайте же начнем знакомить со сферой и с профессиями с самого начала! Идею удалось защитить перед начальством, и через два месяца после первого контакта мы потихоньку начали работу.

Окончательная концепция проекта

Тема каждого выпуска — новая банковская IT-профессия. Нашей целевой аудиторией мы видели учащихся начальной школы, которые уже имеют некоторое представление о работе своих близких взрослых, знают что-то о том, как работают банки, и взаимодействуют с гаджетами. Гости каждого выпуска — ребенок и сотрудник банка. Задача ребенка — пофантазировать о реалиях той или иной профессии, задать всевозможные вопросы, а взрослого — ответить на эти вопросы и раскрыть тайны своего рабочего дня.

Тут же мы поняли, что было бы здорово немного «развиртуализировать» наш проект. Для детей крайне важно соединять информацию, полученную на слух, с физическим предметом или действием — так родились «листы активностей». Это специально созданный под эпизод лист с играми, который можно распечатать и немного попробовать себя в роли специалиста из выпуска.

Команда

В процессе доработки концепции мы начали собирать специалистов для проекта. Пожалуй, это самая большая команда, с которой мы когда-либо работали в рамках одного продюсерского подкаста.

  • Продюсер — организует все, что только может, ищет гостей-детей, понимает к чему мы идем и не теряет самообладание и мотивацию в любой жизненной ситуации.
  • Младший продюсер — личный ассистент продюсера, берет на себя все доделки и простую рутину.
  • Менеджер со стороны клиента — подбирает гостей-взрослых, одобряет все материалы, помогает с планированием и продвижением.
  • Ведущий — изучает тему, составляет вопросы, интервьюирует гостей, записывает подводки. На эту роль обязательно нужен был специалист с педагогическим и психологическим бэкграундом, хорошей речью, интересом к сфере и любовью к детям.
  • Редактор — выбирает кусочки из записей, которые войдут в подкаст, пишет сценарий для ведущего, работает с монтажером на сборке, пишет описание к эпизоду.
  • Иллюстратор —  отвечает не только за обложку, но и за оформление игрового материала.
  • Звукорежиссер —  пишет джингл и фоновые мелодии, монтирует.
  • Фактчек — проверяет корректность информации в итоговых выпусках и подбирает задания для листов активности. Идеальным кандидатом стал классный учитель информатики.
  • Студии звукозаписи — наши прекрасные партнеры, готовые записывать и маленьких, и больших гостей, соединять нас по Zoom и выполнять другие странные просьбы, например принять доставку киндеров от Яндекс Лавки, чтобы после записи подарить ребенку.
  • Специалисты по документообороту с двух сторон — терпеливо согласуют все взаимоотношения Заказчик — Исполнитель и Исполнитель — Гость (напоминаем о необходимости брать согласие на использование материалов с каждого участника выпуска)

Работать в большой слаженной команде, где каждый понимает, что делает — одно удовольствие. Очень приятно чувствовать себя частью этого механизма и вместе делать нечто прекрасное. Приятно осознавать, что мы грамотно подобрали всех специалистов, хорошо настроили процессы, и нам удалось избежать недопониманий, дискомфорта и ошибок.

Производственный цикл

Найти свой идеальный производственный цикл было непросто. В процессе записи первых эпизодов мы меняли шаги местами, дополняли схему, пересматривали время, необходимое для каждого этапа. На данный момент один 15 минутный эпизод собирается три недели.

Начинается все с выбора темы и поиска гостя. У нас есть список профессий на первый сезон, однако их последовательность не фиксирована, так как специалистов выловить непросто. Мы просим клиента максимально рано отдать героя в руки продюсера, чтобы не устраивать «испорченный телефон».

При первом же контакте необходимо подробно рассказать гостю, что и в какой последовательности будет происходить. Список вопросов к специалистам примерно одинаковый из выпуска в выпуск, меняется только смысловой блок о сути профессии. Изначально мы просили гостя заранее отправить нам голосовое сообщение с ответами, чтобы познакомиться с речью и деталями профессии. Однако эта схема провалилась, так как с голосовушкой затягивали, а на запись приходили с заученным или заранее прописанным текстом. Ведущей приходилось долго «расшевеливать» героя.

Наталья, ведущая подкаста

 

Сейчас мы все еще направляем вопросы заранее, но сразу же зовем на запись в студию. Мы поняли, что если взрослый соглашается к участию в нашем проекте, то он искренне расположен к диалогу и у нас нет поводов бояться за смысловое качество записи.

Конечно, больше всего мы переживали за запись детей. С их поисками все было относительно просто — начали со знакомых студии, а дальше перешли на детей сотрудников банка. Здесь сработал тот же принцип — если ребенок и родитель готовы принять  участие в нашем проекте, то они готовы и к диалогу.

Поход в студию для них был уникальным опытом и классной семейной активностью. Нам было важно максимально серьезно и подробно рассказать о процессе записи и производства, чтобы ребята почувствовали себя полноценными участниками процесса. Наверное, самым большим отличием от стандартной записи были сладкие подарки в конце.

Мы сознательно не собирали взрослого и ребенка вместе на записи. Перед каждым из них и так стояла сложная задача — взрослый должен был перерабатывать свой опыт, подбирать доступные слова и примеры. Ребенок — фантазировать, рассказывать о себе и своем опыте, не бояться ошибиться. У нашей ведущей есть все навыки, чтобы получить необходимый результат от каждого отдельно. Совместная запись не приблизила бы к цели.

Сценарий, пожалуй, самый сложный этап производства. Необходимо выбрать кусочки речи гостей, которые войдут в выпуск, доступно написать все связки и смыслы для ведущей, уложив два часа разговора и несколько часов рисерча в 15 минут. Мы постоянно задаем себе вопросы: все ли понятно, не скучно ли, не лишний ли материал. В такие моменты спасает концепция и структура. Мы рассказываем о сути профессии, о задачах, рабочем дне. После выпуска сын или дочь программиста смогут рассказать друзьям и бабушкам, чем на работе занимается мама или папа. Вот этот момент возможности пересказа очень заземляет.

Отзыв мамы Сириновой Фени и Феня в студии

Пока ведущая записывается в студии, а выпуск монтируется, на работу заступают преподаватель информатики (который отвечает за игры и фактчек) и иллюстратор. По материалам выпуска подбираются задания, которые позволяют немножко попробовать себя в роли специалиста из выпуска. Решить какую-то задачу, пройти лабиринт, найти отличия. Проявить навыки, важные в работе гостя. А иллюстратор красиво верстает их в pdf документ. Мы надеемся выпустить журнал с играми по итогу сезона.

В финале команда со стороны студии, заказчик, фактчекер дают правки на черновую сборку. Мы получаем письменные согласия на публикацию материалов у гостей и уходим в работу над публикацией и продвижением.

Так как релиз состоялся буквально только что, нам ещё предстоит работа по рекламе проекта. И ставшиеся записи. На момент публикации статьи, команду ждет производство еще 6 эпизодов.

Что мы поняли за время работы

Возможно. наши советы пригодятся вам, если когда-то решитесь делать детский подкаст.

Поиск участников

Проведение фокус-групп

«У нас был опыт проведения фокус-групп и опросов для клиентов на этапе подготовки подкаста, но в этот раз мы использовали этот инструмент в большей степени не для знакомства с ЦА, а для отработки возражений клиента. В команде подкаста специалисты с педагогическим и социологическим бэкграундом, а заказчик — взрослые, знакомые только со своими детьми. Первый выпуск показался по тону очень поучительным. Мы решили не спорить, так как сами можем оказаться не правы, а устроить соцопрос. По знакомым и чатикам опросили более 20 детей, подтвердили все предположения о возрасте, настроению, подаче и тп. Мне очень понравилось таким образом решать потенциальный конфликт — просто спросить у аудитории! Ведь продакшн и заказчик могут заблуждаться!»

Анна Петрова, продюсер подкаста

Работа со звуком

«Для меня была новой задача по созданию детского подкаста, особенно работа с музыкой к нему. Казалось бы, “детские” мелодии всегда просты и наивны, но на самом деле создать такую лёгкость, не потеряв при этом в динамике, задача не самая простая, но интересная. Маримба, пианино и ровный ритм барабанов отлично легли в основную мелодию. Помимо главной детской мелодии было решено также создать её версию в “цифровом” стиле — по сути, это те же ноты, но с более электронной аранжировкой, такой ход помогает настроить слушателя на смысл обсуждаемой темы».

Кирилл Винницкий, звукорежиссер

Фактчекинг и разработка заданий

«Продолжительное время работая исключительно со старшими классами, и привыкнув объяснять темы, такие как ООП, Data Science, Machine Learning и т.д. на практике, задача по созданию различных заданий для учеников младшей и средней школы послужила своего рода вызовом. Для наших маленьких слушателей — закрепить услышанный материал, для родителей — полезно и интересно провести время со своим ребенком. Всё это необходимо учитывать при наполнении листа активности, который идет в дополнении к каждому выпуску. В ход идёт всё: от кроссвордов и заданий по поиску слова до web-приложений с блочным программированием или рисованием с помощью ИИ (искусственный интеллект). Подбирая материал, всегда сам находишь что-то новое, будь то новые ресурсы или платформы для обучения и составления заданий. Могу с уверенностью сказать, что мои школьные уроки стали интересней!»

Никита Молотков, учитель информатики 

Работа со сценарием

«Было любопытно исследовать свои писательские навыки. Оказалось, что у подкаста для детей есть свои особенности. Писать сценарий так, чтобы детям было понятно, не то же самое, что писать взрослый текст. Формулировки, примеры, обращения, всё должно быть понятно аудитории. Перевод на “детский” язык занял какое-то время. Существуют разные варианты структуры сценариев, и наш не самый простой. Нужно отслушать записи и соединить их одной логичной линией повествования. Возникали вопросы о количестве реплик, о соотношении присутствия ведущего, гостя и ребенка в эпизоде, и кто вообще здесь центральная персона? Делать подкаст для детей очень весело. Вспоминаю детскую непосредственность и любопытство. Потом самому хочется стать легче и любознательнее».

Соби Бухгаммер, сценаристка

Работа ведущей

«Уникальность проекта в том, что дети и взрослые не общались между собой. Моя задача была помочь специалисту ответить на все потенциальные вопросы ребенка. С детьми нужно было за несколько минут выстроить доверительные отношения, разговорить их и не ограничивать в фантазиях на незнакомую тему. Важно было держать в голове информацию, которую уже получил и мысленно составлять  фрагменты, которые могли войти в эпизод. Это один из самых энергонаполняющих проектов.

Представить не могла, что в роли ведущей детского подкаста Газпромбанка пригодится мой  личный профессиональный опыт работы руководителя дошкольного лицея, логопеда, психолога, начальника отдела некредитных продуктов банка и тренера по речи».

Наталья Воробьева, ведущая

***

Мы безумно гордимся этим проектом. Добрые отзывы всех участвующих сильно помогают нам в пути. Проект существует уже пол года и наконец выходит в свет! Эти выпуски сделаны в первую очередь для того, чтобы предложить взрослым и детям поговорить друг с другом об огромной части жизни — работе. Нам хочется, чтобы работой мамы, папы, сестры, дяди гордились. Понимали, какие классные вещи происходят в стенах офисов и на экранчиках компьютеров. Мы будем очень благодарны вам за любой отзыв о проекте и советы его в дружеских и профессиональных сообществах.

Меню
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: