Как собрать личные истории для подкаста: опыт «Пустой полки»

Кейсы

Авторам документальных подкастов приходится постараться, чтобы собрать личные истории людей. Для этого нужно сформулировать корректное ТЗ, поделиться примерами, подобрать визуал.

Порой с первого раза не выходит, как это было у авторки «Пустой полки». Этот подкаст об истории тамиздата и о том, какую роль сыграло «Радио Свобода» (иноагент и нежелательная организация в РФ) в распространении запрещенной литературы. Именно здесь для демонстрации отношения людей был необходим их опыт.

Полина Галуева рассказала нам о том, как собрать наиболее подходящие истории людей и избежать провала.

Полина Галуева

Авторка подкаста «Пустая полка»

Десятки неудачных писем

Полина Галуева: Практически у каждого человека, с кем я беседовала в момент сбора материала, была своя история чтения или распространения сам- и тамиздата.

Быстро возникла идея сделать из этих истории отдельную рубрику «личных историй» и разместить её в финальной части подкаста. Но эти истории как-то нужно было собрать. Языком маркетинга это называется user-generated content (UGC) — контент, который создают слушатели вашего подкаста.

Сначала я сделала всё не так. У нас хорошо развиты соцсети, и я подумала, что можно собрать истории, разместив пост в фейсбуке. Я попросила подписчиков прислать нам на почту воспоминания о сам- и тамиздате в аудиоформате.

Можно было собрать войсы с помощью телеграм-бота, но аудитория, к которой я обращалась, достаточно взрослая: раз они читали сам- и тамиздат, как минимум, в 80-х. И мне показалось, что почта — более привычная в данном случае вещь.

Спустя неделю получила десяток писем с аудиофайлами, которые никуда не годились… Некоторые аудио были длиннее самого подкаста, в других люди рассказывали о себе и том, как они слушали «Радио Свобода» (очень приятно, но не то что нужно), было даже несколько аудио с призывом обратить внимание на какую-то актуальную, по мнению автора, проблему.

То есть, без примера того, что мне нужно, и чётких инструкций по таймингу люди ушли в свободное плаванье. Наступил момент, когда я была готова отказаться от этой идеи.

Но вместо этого, наконец-то, я сделала всё правильно: попросила помощи у Линор Горалик и её проекта личных историй PostPost.Media.

Ностальгия, веселье и немного страха

Линор тоже разместила пост в соцсетях, но он разительно отличался от моего:

  1. Картинка с текстом вопроса.
  2. Призыв оставлять комментарии, что людям привычнее и проще.

Я же заставляла людей тратить время: записывать свои воспоминания в звуке и отправлять их по почте.

3. Пример, чтобы люди понимали, в каком формате присылать отзывы.

4. Объяснение, что с этими отзывами будет дальше – «Радио Свобода» их озвучит и добавит в подкаст.

Это был успех: мы получили 144 комментария. Все они были по теме, а мне осталось только выбрать самые яркие отзывы и озвучить их.

Я старалась выбирать именно истории, чтобы их интересно было слушать, а не комментарии в стиле «да, я читал в самиздате «Мастера и Маргариту», понравилось». Многие рассказывали, как они перепечатывали самиздат, покупали его на черном рынке книг, таскали у родителей и прятали при обысках.

Истории подбирались под тему выпуска — например, у нас был выпуск про распространителей тамиздата, и воспоминания тоже касались этой темы.

Каких-то диких историй не было — всё-таки, мы спрашивали о том, как люди читали. Наоборот, в них скользила ностальгия и веселье, например, Наталия Ким вспоминала, как во время обыска её отважная бабушка схватила какие-то рукописи со стола и швырнула их в поддон коту, который там немедленно отметился, но оказалось, что это были конспекты ленинских статей.

Был небольшой страх «по привычке», ведь люди делились воспоминаниями о запрещённом, но это буквально один-два случая, когда люди интересовались, не использовать ли им псевдоним или просто рассказать историю анонимно.

Еще был один человек с интересной историей, который просто не хотел ассоциироваться с «иностранным агентом» «Радио Свобода», и наше сотрудничество завершилось. Но большая часть людей с энтузиазмом делилась воспоминаниями.

С авторами комментариев я общалась по минимуму, так как в самом посте был договор оферты: вы присылаете истории, а «Радио Свобода» выберет некоторые из них и заберёт в подкаст. И пусть истории зачитывали сотрудники «Радио Свобода», а не лично рассказчики, в этом тоже есть своя прелесть: поскольку мы рассказываем, как наши радиоведущие читали в эфире запрещённые книги, и это буквально был единственный способ услышать автора в СССР.

В итоге идея сработала на 100%. Людям хотелось вспоминать и делиться. Ведь одно дело, когда тебе писатель Иван Толстой рассказывает о том, как ему привозили из-за границы и дарили тамиздат, а другое дело когда такие истории рассказывают твои соседи по лестничной клетке. Даже я из-за этих «личных историй» узнала, например, что моя мама в институте читала тамиздат. И, наверно, лучше поняла её трепетное отношение к домашней библиотеке и нежелание давать почитать книги гостям.

«Пустой полке» личные истории помогли расцвести и показать масштаб и авантюрное настроение людей, связанных с сам- и тамиздатом. Поскольку мы рассказывали про Советский Союз, а это дачи, шабашки, костры и разговоры вполголоса на кухнях. Собранные истории как раз и переносили слушателей на эти кухни.

Что нужно, чтобы собрать личные истории?

Чётко сформулировать вопрос и обязательно дать пример истории   

Протестировать свой вопрос на маленькой аудитории (друзьях, семье, коллегах) и посмотреть, будут ли у них возникать дополнительные вопросы   

Переписать вопрос, учитывая опыт тестирования   

Прописать «пользу» от участия в вашем подкасте: например, это может быть исследование на какую-то тему   

Сообщить, что вы будете делать с историями: например, добавите в подкаст или соберёте мнения и расскажите об этом в эпизоде    

Подобрать картинку и добавить на неё ваш короткий вопрос   

Опубликовать и ждать. Если историй мало — можно повторить или подумать, какому медиа может быть интересен этот опрос, чтобы продублировать его там   

Для сбора личных историй в звуке можно использовать бота в телеграм   

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущее интервью
Кейс: как сделать детский подкаст для банка
Следующее интервью
Кейс: как сделать развлекательную подкаст-викторину
Меню
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: