Кейсы

Кейс: как саунд-дизайн помогает запомнить информацию

Как правило, саунд-дизайн не должен отвлекать слушателя от происходящего в подкасте. Но в образовательном проекте «Лайфхакера» «Повар варит ти», где английские слова учат с помощью ассоциаций, всё как раз наоборот: авторы делают звук ярким и запоминающимся для слушателя, иначе новое слово не отложится в голове.

В этом материале звукорежиссёр подкаста Кирилл Винницкий рассказывает, почему работа над шоу стала настоящим приключением и как описать звуками фантастические образы вроде опаздывающего на собеседование голубя, который приземляется, как вертолёт.

О чём подкаст

«Повар варит ти» — подкаст «Лайфхакера», помогающий запоминать английские слова и их перевод на русский через ассоциации. Этот проект предназначен для тех, кто только начинает учить язык и хочет обогатить свой лексикон новыми словами, полезными в бытовых ситуациях.

Эпизоды выходят по будням. В каждом из них слушателям дают три слова с переводом и к каждому предлагают яркую ассоциацию.

Как строится сценарий

Ведущая Дарья Бакина описывает одно слово, например carrot (морковь). Оно похоже на русское слово «карета». Теперь к нему нужно придумать историю — например, что карету Золушки съели зайцы, потому что та была сделана из моркови.

Таким образом у слушателя формируется яркий образ, связанный с иностранным словом. Помимо самого сценария и начитки, очень важно обогатить выпуск звуковыми эффектами и музыкой в разном настроении.

Как идёт работа над джинглом

При разработке проекта я сразу понял: в подкасте должно быть много музыкальных вставок и звуковых эффектов, чтобы постоянно акцентировать внимание слушателя на изучаемых словах.

При этом встал вопрос: а что делать с фоновой музыкой? Как сделать так, чтобы она разделяла сценарные блоки, не отвлекала слушателя и поверх неё можно было положить саунд-эффекты, не превратив всё в кашу? Было решено взять одну музыкальную гармонию, причём построить аранжировку так, чтобы её можно было органично закончить в любом моменте.

Запись описания слов всегда разная по хронометражу, а наиграть мелодию надо в разных стилях для разделения смысловых блоков. Поэтому во вступлении и завершении идёт активная часть музыки с гитарой, контрабасом и роуд-пьяно (электронное фортепьяно), в перебивках остаётся только контрабас, а в блоке с описанием — контрабас и барабаны.

Как выстраивается саунд-дизайн

После того как мы подружили музыку, сценарий и голос, было необходимо обогатить выпуск звуковыми эффектами. Главная сложность: не всегда описательный образ слова можно характерно озвучить.

Так, в одном выпуске мне нужно было обыграть, что девочка Юля оставила таблетки-пилюли в одиночестве в больнице. В другом — что из поезда вывалились замороженные куски мяса, которые сбили дерево во время метели.

В такие моменты нужно представить ситуацию немного шире, чем буквальный перевод каждого слова в его звучании. К тому же звуки не всегда получаются выразительными. Скажем, мясо не всегда звучит как мясо, иногда на стоках оно похоже на звук сдавленного лимона.

Поэтому замороженные куски мяса вполне можно представить как звук падающей маленькой коробки, а одиночество в больнице — как кардиограмму и кузнечиков вместе с гитарным проигрышем из песни-мема The Sound of Silence (Hello darkness, my old friend…).

С такими челленджами я сталкиваюсь в каждом выпуске. С одной стороны, это очень развивает абстрактное мышление, с другой — бывает, очень нервничаю из-за того, что не удаётся найти подходящий звук или выстроить звуковую картину так, как она видится у меня в голове.

Как саунд-дизайн помогает усвоить информацию

При помощи грамотной работы со звуком можно:

Выделять ключевые моменты и расставлять акценты;

Усиливать образы, помогая визуализировать абстрактные концепции и события;

Увеличивать эмоциональное воздействие контента, делая информацию более запоминающейся.

Кроме того, аудиоподсказки помогают организовать информацию и структурировать мысли, а непривычные звуковые сочетания оставляют воспоминания об изучаемом слове.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущая запись
Кейс: как «Гласно» продаёт рекламу в подкастах
Следующая запись
Как продвигать подкаст с помощью Telegram-каналов: опыт «Вечерний Нови-Сад»
Меню
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: