Кейсы

Кейс: как провести подкаст-исследование?

Продюсер студии подкастов «Техника речи» Данил Астапов рассказывает, как делать подкасты-исследования на примере «Эпохи больших надежд» — подкаста о ностальгии зумеров по нулевым. О том, как появился этот проект и почему он состоит из всего одного эпизода, можно прочитать здесь.

Глобально все аудиоподкасты делятся на разговорные и нарративные — такой подход, кажется, приняли уже все. Вопросы о более глубокой классификации остаются. Какими, например, бывают нарративные подкасты? Мне кажется, их можно разделить на две большие группы: истории и исследования. Причем в большинстве аудионарративов (статистики нет, это по моим ощущениям) авторы рассказывают именно истории. Я думаю, дело в том, что исследования — наиболее сложный в производстве формат.

Конечно, такие подкасты не претендуют на научную точность. Зато они могут открыть широкой аудитории что-то новое, как уже много лет делают в This American Life. В этом тексте я расскажу, как проводил такое исследование для «Эпохи больших надежд», — и попробую дать универсальные советы.

Как найти фокус

1. Провести рисёрч

Тут все банально: гуглите, ищите материалы по теме, смотрите YouTube, слушаете подкасты — стандартная журналистская работа. Но важно не упускать этот этап и постараться копнуть глубже.

Например, изначально тему своего небольшого исследования я сформулировал шире — смотрел на ностальгию по нулевым в целом. При этом казалось очевидным, что двухтысячные вызывают особенно теплые чувства прежде всего у миллениалов — людей, которые в тот период учились в старших классах школы, в университете — проводили свои «лучшие годы жизни». Но в интернете я нашел очень мало проявлений ностальгии среди тридцатилетних. В какой-то момент мне даже показалось, что никакой моды на нулевые вообще нет.

2. Поговорить с людьми

Чтобы разобраться, не выдумал ли тему, я пошел спамить друзей, родственников и знакомых такими сообщениями:

«Привет, я тут делаю небольшой опрос для подкаста. Расскажи, ты чувствуешь сейчас присутствие моды на 00-е? Может быть, даже ностальгию или что-то еще с этим связанное?»

И здесь случилось первое озарение: почти все, кто отвечал положительно, были моими сверстниками — сегодняшними студентами и даже школьниками. Я предположил, что по нулевым ностальгируют не миллениалы — а зумеры, которые в то время только родились. Пошел на второй круг рисёрча — и, как ни парадоксально, нашел у молодого поколения кучу примеров любви к двухтысячным. В итоге изменил тему — начал изучать ностальгию по нулевым именно среди зумеров.

3. Корректировать в процессе

Концепция «исследовательского колеса» подразумевает, что автор проходит цепочку  «теория — гипотеза — сбор данных — анализ» несколько раз по кругу. Набрав достаточно материала, вы наверняка захотите скорректировать тему исследования. А может быть, полностью изменить ее.

Representation of the research process. (Source: Rudestam and Newton, cited in Blaxter, Hughes & Tight, 2001)

Уже собирая материал, я снова пролистал примерно половину интернета и пообщался с несколькими десятками людей. И понял, что просто перечислять проявления ностальгии будет неинтересно — тренд и так очевиден. Поэтому я решил пойти дальше и построить эпизод на разборе причин этого тренда.

Как собирать материал

1. Взять больше времени

Классно, когда на сбор фактуры ты можешь потратить не одну неделю, а пару месяцев. Например, если ты параллельно работаешь над несколькими темами или подробно разбираешь одну. Тогда твой мозг ежедневно сам замечает вокруг все, что относится к предмету исследования — в соцсетях, в медиа и в разговорах с людьми. Да, продуктивность и скорость резко падают, но качество заметно растет.

Я собирал материал про ностальгию по нулевым почти два месяца. И примерно треть этого материала нашел почти случайно. Просто блуждал в соцсетях и замечал штуки типа фильма Дудя (признан иноагентом в РФ) про Масяню (большая часть разговора с Олегом Куваевым была посвящена нулевым).

Еще хорошая тактика — рассказывать всем вокруг, что ты работаешь над такой-то темой. Тогда люди, заметив что-то с ней связанное, тоже принесут это тебе. Например, истории о том, как на «Авито» ищут телефоны-раскладушки из двухтысячных.

2. Опросить больше людей

Чаще всего в одном эпизоде подкаста присутствует один гость. Реже бывает два-три, еще реже — четверо-пятеро. В подкасте про ностальгию по нулевым — больше 20 голосов: пять экспертов, шесть моих ностальгирующих друзей и десяток ребят из бара «Ровесник», где я делал репортаж про попсу двухтысячных. И это не количество ради количества: записано, на самом деле, в два раза больше людей.

Если ты изучаешь действительно новую тему, экспертов по ней еще просто нет. Каждый гость давал мне небольшую часть материала, основываясь на своих знаниях и опыте. Большинство не очень понимало, чего я от них хочу — сами по себе почти все интервью получались смазанными. Мы постоянно перескакивали с одной мысли на другую и вместе искали возможные причины ностальгии.

Конечно, можно записать и одного-двух экспертов и классно разобраться в теме. В том случае, если она уже как-то раскрыта или если тебе не нужно копать слишком глубоко.

Как выстраивать сюжет

Сюжет в подкастах-исследованиях связан не столько со временем (герой пошел туда-то, встретился с тем-то и случилось то-то), сколько с ходом мысли (я осознал первое, подумал о втором и в итоге пришел к третьему). Чтобы выстроить такой сюжет, я просидел много часов за сбором, анализом и синтезом материала.

1. Отобрать материал

Если вы идете сложным путем, после записи интервью вам очень помогут расшифровки. Нейросети справляются с ними все лучше — вот неплохой телеграм-бот (за которым, конечно, еще нужно редактировать). Можно работать с дорожками и на слух, но быстро ориентироваться в материале и видеть общую картину так будет гораздо сложнее.

Я по очереди отсматривал каждую расшифровку. Зеленым выделял самые интересные мысли и примеры, желтым — менее подходящие фрагменты. Но 70% текста приходилось выбрасывать сразу: иначе из почти 10 часов исходников один часовой эпизод не соберешь. Затем я переносил все выделенное в другой док, параллельно еще что-то сокращал — и начинал группировать отрывки, которые относятся к одной и той же идее. Например, сводил вместе все фрагменты, где гости говорят об искренности и «трушности» культуры нулевых.

2. Найти связи

Это самый мозгоемкий этап работы. Я отдельно выписал все найденные идеи и стал искать между ними связи. Выглядело это так.

Я искал способ расположить эти мысли в логичном порядке — начать с очевидного и постепенно раскручивать. Искал основную сюжетную арку, которая каждые пару минут будет удивлять и интриговать слушателя. Для этого я сделал вопросно-ответный план, вот его первая часть:

  • Вопрос: Почему зумеры ностальгируют по нулевым?
  • Ответ: Иду спрашивать у них самих в «Ровесник».
  • Вопрос: Что заметил в «Ровеснике»?
  • Ответ: Музыка нулевых воспринимается как «движовая» и самая подходящая для тусовок.
  • Вопрос: Это именно зумерами она так воспринимается?
  • Ответ: Да.
  • Вопрос: А почему ими именно?
  • Ответ: Не стесняются музыки нулевых, в отличие от миллениалов. Новая искренность и все такое.
  • Вопрос: Так можно и современной не стесняться. Что такого в музыке нулевых-то?
  • Ответ: Она простая и не требующая «посвященности», легко почувствовать сопричастность.
  • Вопрос: Так и сегодня тоже есть простая, на TikTok посмотри.
  • Ответ: В нулевых она еще несуразная и, что очень важно, лирический герой в ней не скрывает свою уязвимость.

Когда удалось достроить эту канву, я наконец сел за финальный сценарий. Под каждым вопросом-ответом расставлял выбранные фрагменты и связывал их своими подводками и рассуждениями. Плюс в том, что за счет частой смены говорящего динамика создается сама собой — тема сложная, но соскучиться не выйдет.

В процессе пришлось выбросить еще много фрагментов, которые не вписывались или слишком растягивали ход мысли. В итоге я сделал сценарий на 50 страниц (а где-то в это время плачет мой диплом). Дальше — запись подводок, монтаж, редактура и оформление. Но это вы и без меня отлично знаете.

Вывод

Наверное, любой подкаст — это так или иначе исследование. И конечно, чтобы разобраться в теме, совершенно не обязательно подходить к его производству, как будто снимаешь документальный фильм. Все зависит от сложности и новизны темы.

Большие исследования — это долго, тяжело и местами больно — но дико интересно. Ты не просто переупаковываешь уже известную и лежащую где-то информацию, а пытаешься выяснить что-то действительно новое.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущая запись
Кейс: подкаст «Буденновск» от ровесницы теракта Кати Голенковой
Следующая запись
Как сделать подкаст, который не закроется: опыт автора «Инет научи»
Меню
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: