Кейс: как оживить героя в нарративе

Кейсы

Перед вами стоит задача: написать сценарий для нарративного подкаста, где будет фигурировать какой-то персонаж: реальный или выдуманный. Как сделать так, чтобы это был яркий, живой герой, историю которого интересно послушать?

Креативный директор подкаст-студии «Две дорожки» Ира Асадуллина делится практическими советами, как создать интересного персонажа для вашего подкаста.

Ира Асадуллина

Креативный директор подкаст-студии «Две дорожки»

Проведите рисёрч

Первое – что нужно сделать, чтобы чётко представлять своего героя, это найти о нём как можно больше информации. Если это настоящая историческая личность, прочитайте её биографию, поищите портреты или фото, документы, воспоминания. Качественный рисёрч не только даст вам понимание того, кем был человек, но и избавит вас от фактических неточностей и домыслов, которые могут невзначай вылезти при написании истории.

Я нежно люблю сервис «Прожито», где можно найти оцифрованные дневники самых разных людей – от Николая Второго до самого обычного жителя Петербурга времён перестройки. Ищите не только записи ваших героев, но и воспоминания о нём или ней других людей – это поможет посмотреть на героя глазами его современников.

Ещё очень важным (особенно для следующего пункта) будет провести рисёрч по историческому контексту, в котором находился ваш персонаж. Что его окружало, чем жило тогдашнее общество, как оно одевалось, какие праздники праздновало? Вам не нужно погружаться так, чтобы написать научную монографию, но всё, что может быть полезно для вашего сюжета — это пространство, где нужно копнуть чуточку поглубже.

Составьте краткий таймлайн, на котором будут отражены вехи жизни героя, и попробуйте проанализировать, какие в его нарративе были повороты и почему они произошли.

Если же ваш герой вымышленный, рисёрч сводится к поиску релевантных, похожих на него персонажей. Для этого вам нужно хорошо представить, какого героя вы хотите создать, каковы его ключевые качества, слабости, преимущества и недостатки? Как он выглядит и почему? В общем, нужно придумать герою бэкграунд, как в игре в DnD, а затем идти в интернет за рисёрчем и подтверждением или опровержением своих гипотез.

Описывайте внешний вид героя и мир вокруг него

Выношу это в отдельный пункт, потому что это крайне важная для подкаста вещь. В нарративных подкастах нет картинки, иначе это уже документальное или игровое кино. Вам придётся звуком рисовать картинку вокруг героя, погружать слушателя в тот самый контекст. Для этого нужно хорошо его понимать и описывать именно то, что видит ваш герой, и постараться сделать это его глазами. Послушайте подкаст «Пассажиры Йомей Мару». Это пример того, как окружающее пространство описано глазами детей, спасающихся от гражданской войны через весь мир.

Чтобы вашего героя можно было представить, не обращаясь к фотографиям, нужно ярко описать его внешность, повадки, привычки, даже голос и окружающие его звуки. Здесь важно соблюдать баланс во всём: не стоит перебарщивать с метафорами и хитровыдуманными описаниями. Можно выделять лишь самые яркие черты. Отдельного внимания заслуживает описание выдуманных персонажей: здесь всё зависит от выбранной концепции и задач фикшн-подкаста.

Например, мой самый любимый фикшн-подкаст «Сладкая плазма Ксандара Бо». Ведущий в нём несколько раз даёт нам маленькие кусочки информации о том, как выглядит главный герой – инопланетянин Ксандар Бо. Мы знаем, что у Ксандара есть перья, крылья и когти и что спит он в чём-то вроде гнезда. Можем предположить, что он похож на земную птицу, однако концепция подкаста такова, что этого нельзя утверждать напрямую, и в итоге мы можем только фантазировать о том, как же всё-таки выглядит Ксандар Бо. Эта недосказанность парадоксальным образом делает его очень чётко прописанным персонажем с яркой индивидуальностью. Поэтому с фикшн-персонажами призываю быть внимательнее и сверяться с внутренним компасом.

Ищите мотивацию и конфликт

Интересный персонаж – это персонаж, которого сопровождает какой-либо конфликт, внешний или внутренний. В идеале эти конфликты должны сочетаться. При построении нарратива нужно учитывать, что история – это переход героя из точки А в точку Б, в ходе которого герой трансформируется. Одна из самых распространённых схем – по теории мономифа, но она не единственная.

Что ведёт героя вперед? В чём его мотивация? Какие переживания ему мешают? А какие внешние обстоятельства? Я искренне уверена, что нет неинтересных людей и историй. В каждой, даже самой невзрачной на первый взгляд жизни, есть место для конфликта: не внешнего, так внутреннего. Подумайте, что это может быть за конфликт и постарайтесь передать его в подкасте – либо напрямую, либо через средства выразительности типа саунд-дизайна, с помощью приёмов редактуры или монтажа. В этом вам поможет и следующий пункт.

Проявляйте эмпатию

Пожалуй, эмпатия – один из ключевых навыков для создания интересного героя. Если вы сопереживаете герою – это хорошо. Но что делать, если ваш герой – злодей? Недавно я смотрела лекцию Тамары Эйдельман про Гитлера и не переставала удивляться: как можно так рассказывать про такого человека? Вы не обязаны сочувствовать вашим героям или разделять их идеи, но понимать причины их поступков и их следствия – это очень важно.

Попробуйте заглянуть вглубь себя и понять, испытывали ли вы что-то похожее на то, что испытывает ваш герой? Что вы тогда чувствовали? Как выходили из положения, что вас мотивировало, о чём вы думали тогда? Это не значит, что ваш герой делал то же самое, но вы уже точно будете чуть лучше понимать этого человека, а значит, сможете интереснее описать историю. И даже если нет, даже если в вашей жизни такого опыта не было, попробовать залезть в чужую шкуру будет очень полезным упражнением на развитие эмпатии.

Понимание – это и есть эмпатия.

Допускайте и приближайте героя к современности

Делать допущения в исторических сюжетах – дело скользкое: есть вероятность сильно промахнуться. Однако, позволяя себе допущения из серии «наверное, этот герой поступил так, потому что…» вы приближаете его к себе и к слушателю, делаете героя доступнее для восприятия. Проводите параллели с современностью, чтобы слушатель ещё лучше понимал контекст, в котором находятся ваши персонажи.

Это же касается и героев, которые живут в наше время, но, например, не связаны с вашей целевой аудиторией общей культурой. Идите от того, что может быть понятно вашему слушателю, и те аспекты из жизни или поведения героя попробуйте описывать понятными для слушателя категориями.

Например, так делает Андрей Аксёнов в подкасте «Закат Империи». Он часто помещает людей начала ХХ-го века в современный контекст – и вот они уже находятся рядом с айфонами, интернетом и сервисами доставки.

Вдохновляйтесь и удивляйтесь

Умение удивляться – мой самый любимый навык сценариста. Если вы умеете удивляться сами, то вы точно сможете удивить и слушателя. Поэтому старайтесь как можно больше искренне вдохновляться окружающим миром. Недавно мы в Двух Дорожках написали пост, в котором рассказали о том, какой необычный опыт помогает нам в подкастерской работе, рекомендуем его почитать и подумать о ваших личных способах зарядиться. Ваша жизнь – это уже огромный источник для крутых историй и создания живых персонажей, поэтому развивайте свою способность к удивлению.

Напоследок скажу, что слушателей нельзя бросать с героями на этапе «это герой по имени N, он такой-то и такой-то» – это не цепляет. Чем больше в персонаже описано запоминающихся черт, тем приятнее к нему возвращаться. Если правильно использовать приёмы оживления героев, то даже знакомые всем с детства персонажи могут заиграть новыми красками.

Желаю вам самых невероятных сюжетов, ярких героев и завораживающих нарративов!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущее интервью
Кейс: как сделать развлекательную подкаст-викторину
Следующее интервью
Закрываемся! Или нет… Как перезапустить подкаст и преумножить аудиторию
Меню
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: