Когда проект изживает себя, кажется, что пора закрываться. Ольга Житпелева, редакторка студии «Техника речи», делится опытом полного перезапуска подкаста «Чего бы посмотреть» и дает инструкцию тем, кто хочет спасти свой продукт.
Что было раньше
Подкаст «Чего бы посмотреть» выходил с 2020 по 2021 год. Три сезона зрители без кинообразования разговаривали о сериалах. А затем проект ушел на бессрочные каникулы.
Закрываться не хотелось, поэтому мы решили менять концепцию: хотели выйти за рамки сериалов и начать говорить о поп-культуре в целом. Записали три разных пилота, но ничего не получалось. Та самая Идея пришла весной 2022. Вместе с новой проблемой: ведущие не хотели работать над развлекательным контентом из-за ситуации в мире.
Тогда было решено перезапустить «Чего бы посмотреть».
Чем это чревато? Потерей аудитории — у подкаста уже собрался небольшой пул слушателей, который привык к ведущим, подаче, темам. И негативом в комментариях от тех, кто не готов к переменам.
Так сформировались две главные задачи: удержать наших слушателей и привлечь новых. Что предстояло сделать?
Проанализировать предыдущие сезоны и найти ошибки
Что у нас было: дружеская беседа зрителей, а не «душных» экспертов, которые ищут скрытые смыслы в синих занавесках. Вам советуют простой и интересный фильм, вы смотрите и радуетесь. Звучит хорошо.
*«Медуза» в РФ признана иностранным агентом.
Но на деле все оказалось сложнее: слушатели жаловались в комментариях, что подкаст невыносимый и бессмысленный. Аудитория критиковала узкий кругозор ведущих, их непрофессионализм и засилье слов-паразитов.
Некоторые отзывы на Apple Podcasts (авторские орфография и пунктуация сохранены):
Мы прочитали, сделали выводы.
Найти актуальную идею
В этом году людей волнуют серьезные вещи. Как показывал опыт коллег и чарты стриминговых площадок, аудитория потребляет либо новостной, либо политический, либо поддерживающий во всех смыслах контент — подкасты о психологии, финансах, переезде. Делать развлекательный проект в таких условиях сложно.
Тогда мы взглянули на «Чего бы посмотреть» через призму этого тренда. Как подкаст о кино поддержит слушателя? В чем его практическая ценность?
Опыт нашего проекта о русском языке «Розенталь и Гильденстерн» очень помог. В последнем сезоне о диалектах ведущие разбирали говоры со всех уголков России и знакомили слушателей с жизнью в разных регионах. Люди писали письма и благодарили команду подкаста за открытие нового не только о языке, но и о нашей стране.
Вот она — большая боль российского человека. У нас много городов и сел, регионов и республик с уникальным жизненным опытом, бытом, культурой и языком. Но большинство из нас ничего об этом не знает. Кроме того, после 24 февраля многие стали рефлексировать и задаваться вопросом «кто мы такие и почему мы такие?».
Эти два фактора определили концепцию нового сезона «Чего бы посмотреть». Мы решили поговорить о том, что снимали и снимают в России, на постсоветском пространстве — в какой культуре мы росли, как кино отражает исторические эпохи и как выглядит жизнь, пусть и художественно переосмысленная, в самых отдаленных уголках? Получилось объединить развлекательный, познавательный и поддерживающий контент.
Найти подходящих ведущих
Прошлые ведущие подкаста были не готовы продолжать работу, поэтому перед нами стояла еще одна задача — найти новых. Искали по двум критериям:
- Мы не хотели уходить от первоначальной идеи: «Чего бы посмотреть» — зрительский подкаст.
- Предстояло сделать работу над ошибками. Если слушатели жаловались на недостаток экспертизы, нужно ее добавить.
Вы спросите: «Как зритель может быть экспертом?» А вот может!
Когда я составляла лонг-лист возможных ведущих, смотрела в сторону киноблогеров. У них часто нет профильного образования, но они могут похвастаться насмотренностью, зрительским опытом и умением грамотно говорить. Также я искала среди кинокритиков и культурных журналистов. Нюанс: они не должны специализироваться на отечественном кино, чтобы не душить слушателя излишней экспертизой.
Отыскать формально подходящих ведущих — полдела. «Чего бы посмотреть» — разговорный подкаст. В нем важна химия между людьми. И проверить метч партнеров можно только на практике при записи пилота. Тут нам повезло с первого раза. Мы пригласили в подкаст киноспециалистку Катю Долинину и продюсерку документального кино Леру Давыдову: они не были знакомы до момента нашего первого созвона, но в итоге быстро сработались.
Плавно подготовить аудиторию
Чтобы слушателям было проще привыкнуть к новой концепции, нужно с ними поработать. Мы сразу выпустили трейлер: он начинается с диалога прошлых ведущих — Наташи Грединой и Миши Фомкина, — в котором они по телефону обсуждают возобновление подкаста. Они приходят к тому, что сейчас — не время. И затем через вопрос «Ну кто же тогда расскажет, чего бы посмотреть?» вводились новые ведущие. Они немного рассказали о себе и о теме нового сезона.
Камео ведущих — ход, который удерживает старых слушателей. Такое мы проворачивали в нашем подкасте о финансах «Калькулятор», который тоже пережил перезапуск. В одном из эпизодов вернулись бывшие ведущие Назар Щетинин и Андрей Ванин — но уже как гости. Слушатели обрадовались и оставили положительные комментарии.
Важно также максимально раскрыть новых ведущих, чтобы люди понимали, кого слушают. Мы специально начали сезон с эпизода «Наши любимые отечественные фильмы». Так, Катя и Лера смогли больше рассказать о себе — чем занимаются, какие у них вкусы в кино и взгляды на жизнь. Благодаря «знакомству» слушатели понимают, подходит ли им проект по ценностям.
Следить за фидбеком — и отрабатывать негатив
Негативных комментариев было много. И самых разных. Писали и «Верните Мишу и Наташу», и критиковали мнение ведущих, и использование фем-оптики. Говорили, что подкаст «душный», а подбор фильмов непонятный и излишне претенциозный.
Идти на поводу у комментаторов не стоит: если кому-то не нравятся ведущие — это не повод их срочно менять. Но прислушиваться важно.
Такой комментарий мы получили на Castbox (авторские орфография и пунктуация сохранены):
Мы подумали и решили, что Сева Сухов отчасти прав. Есть два типа слушателей. Первый — те, кто сначала смотрит фильмы, указанные в названии, а потом слушает эпизод (на них и ориентировались ведущие). Второй — те, кто сначала слушает, а потом смотрит. Этой части аудитории не нужны спойлеры, поэтому мы сместили фокус с содержательной части фильмов на эмоциональную. Ведущие стали больше делиться своими общими впечатлениями от кино, приправляя это интересными фактами. После такой перемены нам стали чаще писать письма и комментарии.
А преумножение аудитории где?
Мы заметили, что с начала нового сезона подписчиков на Яндекс.Музыке и Apple Podcasts стало больше, при условии, что «Чего бы посмотреть» не попадал в фичеринг. Один раз подкаст попал в подборку киноподкастов в телеграм-канале студии «Либо/Либо» и подборку подкастов недели в телеграм-канале Podcasts.ru.
Также выросла степень вовлеченности слушателей. Это мы отметили по обратной связи: в сравнении с предыдущим сезоном нам пишут чаще.
Как видите, закрытие любимого проекта, если он отстал от времени — не единственный выход. Достаточно тщательно поработать над ним и освежить подачу.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: