Как создавался подкаст «Сахаров»

21 мая 2021 года праздновался столетний юбилей Андрея Дмитриевича Сахарова. К важной дате вышло несколько книг, статей, документальных фильмов и одноименный подкаст, который придумала и воплотила в жизнь редактор отдела подкастов «МБХ медиа» Даша Данилова.

Сейчас Даша вместе с «Радио Сахаров» (признано иноагентом и нежелательной организацией в РФ) работает над спин-оффом подкаста про жену Сахарова Елену Боннэр, одну из самых известных правозащитниц и диссиденток XX века.

Пока мы ждем премьеру, координаторка Студии подкастов «Радио Свобода» Полина Галуева расспросила Дашу о том, как делать подкаст про героя России, воссоздавать атмосферу, работать с архивами, и почему Сахаров до сих пор вдохновляет быть смелее.

С чего все началось?

Я выпустила подкаст про Виктора Цоя, который очень хорошо зашел аудитории и собрал много приятных отзывов от коллег. И мне очень хотелось сделать новый нарративный подкаст-сериал. Я начала искать новую историю — хотелось рассказать про человека, который, с одной стороны, отражал бы поколение, а с другой стороны, был необычным для своего времени.

Мой друг пошел на собеседование в пресс-службу Сахаровского центра (иностранный агент в РФ). Собеседование он не прошел, но рассказал Центру про подкаст и им эта идея очень понравилась. Дело было в январе 2021 года, до юбилея оставалось 4 месяца.

Как шла подготовка к подкасту?

Я пришла в архив Сахарова и поговорила с заведующей архивом Бэлой Хасановной Коваль. Она составила мне список из 20-30 людей, с которыми было бы здорово поговорить. Я стала обзванивать людей из списка, параллельно слушала десятки часов архивных записей и читала две книги воспоминаний Сахарова, из которых мы потом брали отрывки, начитанные актером Валентином Самохиным.

Я стала записывать людей, которые лично знали Сахарова или позднее работали в Сахаровском Центре или архиве. Проблема была в том, что люди, которые могли лично знать Сахарова — довольно пожилые. В лучшем случае, можно было поговорить с теми, кто знал Сахарова с 70-х, когда он попал в правозащитное движение.

Мне удалось поговорить с Борисом Львовичем Альтшулером —  его папа был коллегой Сахарова, а затем они вместе участвовали в диссидентском движении. Борис Львович написал две книги о Сахарове и стал настоящим двигателем подкаста — отрывки бесед с ним есть практически в каждом эпизоде.

Параллельно я связывалась с родственниками академика — записывала его внучку, детей его второй жены Елены Боннэр, двоюродную сестру. Ездила в Нижний Новгород в его музей-квартиру, разговаривала с работниками.

Как проходила работа с архивом и как он выглядит?

Архив Сахарова находился* в жилом доме на Земляном Валу в Москве и занимал две квартиры — одна над другой. В нескольких комнатах выставлены документы, переписка, статьи, записки, фотографии и  аудиоархив — диски, большая часть которых расшифрована, и каталог, где можно посмотреть, что на этих дисках.

* 24 января 2023 года Департамент городского имущества Москвы известил Сахаровский центр о прекращении договоров аренды на все помещения. Центр лишится основного здания, выставочного зала и квартиры в доме на Земляном валу. Причина выселения — поправки к закону об «иностранных агентах», вступившие в силу 1 декабря, согласно которым «иноагенты» не должны получать никакой государственной поддержки. Все помещения Сахаровского центра находились в безвозмездной аренде от города.

Когда мы обсуждали с коллегами из Сахаровского центра, что мне нужно, они прислали длинную табличку, где было написано, например:

Диск 134, интервью Сахарова с французским журналистом Николя Милетичем, лето такого-то года. Столько-то минут, расшифровано

Я отслушала огромное количество таких записей, но почти ничего не взяла в подкаст. Учитывая, что это записи 1970-1980-х годов и никто не предполагал, что я потом приду и буду делать из этого подкаст.

Что было самое сложное в работе над подкастом?

Я старалась искать истории, которые еще не были описаны в многочисленных книгах, фильмах. Иногда, уже после работы над подкастом, я находила интервью, которые полностью совпадают с рассказами, которые поведали мне. Людям приходится повторять истории, которые они уже рассказывали другим журналистам. Найти что-то уникальное в биографии известного человека — вот, что самое сложное.

Но очень интересно, когда люди внезапно вспоминают какие-то незначительные моменты о человеке:

  • Внучка академика, Марина Сахарова-Либерман, рассказала, что Сахаров был амбидекстром, он мог писать обеими руками, и учил этому Марину, когда она была маленькой.
  • Ученый-биолог Николай Формозов, который практически перед моим интервью объявил голодовку в поддержку Алексея Навального, рассказал, что Сахаров тоже много раз голодал. С Сахаровым они были дальними родственниками, Николай был мальчиком, когда Сахаров активно участвовал в диссидентском движении. Он рассказывал, что в какой-то момент узнал, что у Сахарова очередные проблемы, и позвонил ему с домашнего телефона, чтобы поддержать. А Сахаров попросил больше так не делать, так как это не безопасно.

Такие незначительные милые моменты не раскрывают суть времени, но говорят о человеческих отношениях, показывают тепло, в котором жили люди, несмотря на тот холод, который был вокруг.

У тебя есть какие-то любимые моменты в подкасте?

Я люблю начало подкаста, тот момент, когда Сахаров стоит на трибуне Съезда народных депутатов и пытается говорить, а ему не дают. Это такой момент, по которому Сахарова все обычно узнают: «а это тот, которому не давали говорить». Через этот момент легко войти в историю, показать, что вы знаете Сахарова, когда он уже пожилой человек, который пытается достучаться до людей, сказать им очень важные вещи, а его не хотят слышать. И весь подкаст идет к этому, в конце мы опять возвращаемся в этот момент.

 

Есть выпуск, в котором я рассказываю про то, как Сахаров помогал политзаключенным, через истории двух из них. Они вспоминают, как сидели в тюрьме, как их задерживали, как вообще люди там живут. Мой любимый момент, когда бывший политзаключенный Алексей Смирнов учит меня правильно по-тюремному пить чай. Это был кусочек для создания атмосферы, он совсем не про Сахарова, но про культуру, про то, что человек узнает, попадая в тюрьму.

Подкасты слушают молодые люди, не все они знакомы с жизнью Сахарова. Как ты соблюдала баланс, ведь, с одной стороны, надо рассказать контекст, а с другой, не скатиться в Википедию?

Я сама из этого молодого поколения. Мне самой приходилось разбираться в датах, людях и событиях… и те вопросы, которые возникали у меня, я разбирала в подкасте. Структура каждого выпуска строилась так: он начинался с какой-то истории, которая происходила с Сахаровым, а дальше я объясняла контекст и то, как Сахаров и его окружение реагировали.

У тебя в каждом выпуске повторяется фраза: «Будь как Сахаров — не бойся». И если в 2021-м году она меня просто поддерживала и делала чуточку смелее, то сейчас «Сахаров» невероятно актуален. Расскажи, была ли реакция на подкаст?

Люди, у которых я брала интервью, и близкий круг Сахарова как-то очень благосклонно приняли подкаст. При том, что в это время параллельно готовились еще четыре фильма про Сахарова. Я подумала: «Ешкин кот, куда я полезла?! У всех будет одно и то же».

Но мне до сих пор приходят отзывы и недавно пришло сообщение от незнакомца. Проникнувшись идеей «Будь как Сахаров — не бойся», он стал общественным защитником у человека, которого судили, и ему удалось выиграть суд. Его очень вдохновила смелость Сахарова, а меня то, что мне удалось рассказать про Сахарова так, что это помогло кому-то стать смелее.

Расскажи, каким будет твой новый подкаст про Елену Боннэр?

Подкаст будет похож по формату на «Сахарова»: это будет нарратив с архивными вставками и интервью. И здесь мне важно будет показать, что Елена Боннэр была не только женой Сахарова. Она была суперсовременной, очень самостоятельной и деятельной женщиной с весьма непростой судьбой, которая характеризует то, что происходило с поколением.

Она выросла в элитной семье топовых коммунистов, которых репрессировали в 1937 году, прошла войну, долго работала врачом. У нее была прекрасная история первой любви, она много помогала политзаключенным и своим путем пришла в правозащиту. Советская пропаганда говорила, что это она испортила академика: он был на правильном пути, а пришла Боннэр, и он свернул с дороги. У Елены Боннэр не менее интересная история, чем у Сахарова. Она идеальный герой для подкаста.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущая запись
Как создается музыка для подкастов?
Следующая запись
Зачем делать подкасты на английском: опыт «Заварили»
Меню
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: