Музыкальное сопровождение — это незаменимая часть любого подкаста. Ведь оно не только передает настроение и усиливает впечатление от услышанного, но и создает фирменный стиль и подчеркивает индивидуальность автора.
Мы поговорили с звукорежиссерами: Кирой Вайнштейн, Александром Зверевым и Сергеем Адамским, чтобы узнать, как создается музыка для подкастов и как она влияет на наше восприятие эпизодов.
Что нужно композитору, чтобы написать музыку для подкаста?
- Техническое задание: первый шаг в работе со звукорежиссером. Чтобы передать атмосферу вашего подкаста, детально опишите его тематику и целевую аудиторию. Также не забудьте про обложку и название самого подкаста для полной картины проекта.
Кира Вайнштейн, композитор студии подкастов «Либо/Либо», на примере объяснила, как обложка влияет на написание музыки:
Обложка может вдохновить на идею. Самый простой пример, если речь идет о компьютерах, технологиях и в изображении используется пиксельная графика, то эту идею можно поддержать и в джингле с помощью восьмибитной музыки.
Но связь изображения и звука может быть и глубже. Например, на обложке «Поэпизодного клана» изображены гангстерские силуэты. И в джингле я старалась передать дух такого кино, вдохновлялась музыкой Эннио Морриконе, саундтреками фильмов Тарантино и рэпом.
- Музыкальные предпочтения: с каким настроением вы ассоциируете ваш подкаст, какие эмоции вы хотите вызывать у ваших слушателей? Поделитесь референсами мелодий, звуков, которые как вам кажется подходят к подкасту.
- Пробный эпизод: поможет композитору выстроить трек под голос, стилистику и тембр ведущего.
Как передать настроение подкаста через музыку?
У каждого специалиста есть свой набор инструментов для создания проекта.
- Кира Вайнштейн полагает, что джингл должен быть уникальным и запоминающимся. Поэтому при создании музыки, старается взять за основу потенциально популярную мелодию и уже вокруг нее выстроить смысловые якоря, тем самым создавая ассоциативный ряд.
Например, в джингле к подкасту «Уже в пути», я через звук иллюстрирую, как курьер «Яндекс.Еды» спешит доставить клиенту заказ: сначала он идет пешком, потом едет на велосипеде, а ближе к концу разгоняется до скоростей самолета. В финале мы слышим характерный звук липучки на термо-рюкзаке. Мелодическую линию завершают две ноты, которые очень явно ассоциируются у нас со звонком в дверь. Джингл с таким саунд-дизайном не получится взять и переставить в другой подкаст про науку или книги.
- Александр Зверев, звукорежиссер студии «Богема», в первую очередь, обращает внимание на голос человека, его темп и тематику подкаста.
Да, и сама тема подкаста тоже очень важна. Например: если подкаст про йогу, то и музыка соответственно будет более спокойная, расслабляющая. Если что-то про цифровые теологии — это могут быть звуки калькуляторов или пищащие звуки или звуки роботов.
- Сергей Адамский считает, что у каждого аккорда или их сочетаний есть свое настроение, которое при их перемене дает нужную гармонию. А ритм и тембр инструмента уже помогает скрепить это все воедино.
Из каких частей обычно состоит музыкальное оформление подкаста?
- Сперва всегда пишется джингл — основная и самая яркая мелодия подкаста.
- Затем, уже на его основе создаётся звуковой фон под интро, аутро
- Также исходя из его стиля создаются перебивки — короткие музыкальные заставки от 2 до 10 секунд, которые используют, чтобы разделить части выпуска. Их может быть несколько разных или одна универсальная
Мы попросили композиторов рассказать про свои джинглы
Что было самым сложным при создании музыкального оформления к подкасту «Харбин»?
Кира Вайнштейн: Выйти за рамки ассоциаций первого порядка, то есть придумать что-то более затейливое, чем просто наложить пентатонику на хип-хоп бит. И потом, когда уже сложилась основная композиция, из архива «Мемориала» наконец прислали запись Викторолы и у меня долго не получалось гармонично вписать ее в трек. И тут мне на помощь пришел мой постоянный соавтор Михаил Мясоедов.
Какие инструменты использовались для создания джингла «Совет директоров»?
Александр Зверев: Все звуки, используемые в этом джингле, являются виртуальными. Никто не играл на гитаре и трубах соответственно. А все инструменты, которые вы слышали, я взял из библиотеки сэмплов: трубы, барабаны и гитары.
Какие ассоциации подтолкнули на создание музыки для подкаста «Поп-девичник!»?
Сергей Адамский: Поверхностно — это легкие девичьи разговоры о том, что вроде бы кажется не важным. Но если копнуть ближе — там есть сила и стержень.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: