Как создавался подкаст «Съешь апельсин»

Кейсы

Журналисты Саша Садиков (автор и ведущий подкаста «Розенталь и Гильденстерн») и Витя Давыдов (редактор и монтажер подкастов) при поддержке кооператива независимых журналистов «Берег» выпустили подкаст-сериал «Съешь апельсин» об истории советской музыкальной сказки «Али-Баба и 40 разбойников».

В восьми эпизодах авторы рассказывают о процессе создания пластинки, обсуждают ее место в русскоязычной культуре и выясняют, как сказка воспринимается сегодня, во время войны.

Координаторка студии подкастов «Радио Свобода»* Полина Галуева поговорила с авторами про концепцию подкаста, его аудиторию и сложности при создании.

*признано иноагентом и нежелательной организацией в РФ

Как родилась идея подкаста и почему выбрали такой формат?

Витя Давыдов: Идея появилась несколько лет назад. Я очень люблю группу «Битлз», слушаю про них много подкастов на английском языке. В них есть много примеров углубленных разговоров. Это возможность по-разному подходить и по-разному обсуждать произведения культуры и особенно произведения в формате аудио.

А почему хотелось обсудить эту пластинку? Я ее слушал в детстве очень часто, являюсь большим фанатом и по ходу жизни то и дело встречал людей, которые тоже ее очень любят. И, несмотря на то, что детских пластинок в Советском Союзе было много, конкретно эта мне именно казалась достойной такого разговора.

  • Во-первых, те, кто ее любит и знает, могут говорить цитатами из этой пластинки.
  • Во-вторых, состав участников пластинки, кажется беспрецедентным. Мне кажется, и фильмов-то таких нет, где главные роли играют столь известные люди для советской и постсоветской культуры. А вот на одной пластинке, казалось бы не очень серьезной, собрался невероятной величины звездный состав авторов. Пьесу написал Вениамин Смехов, музыку сочинили Сергей Никитин и Виктор Берковский, а исполнили все это Олег Табаков, Сергей Юрский, Наталья Тенякова, Армен Джигарханян, Леонид Филатов, Татьяна Никитина и сам Смехов.

Это все уже достаточное основание, чтобы про пластинку поговорить.

Саша Садиков: Витя о своей идее сделать подкаст о сказке «Али-Баба и 40 разбойников» говорил мне еще году в 2019-м. В итоге только сейчас появилась возможность и время, чтобы все это воплотить в жизнь. Мне всегда нравилась идея сделать цельный подкаст, полностью посвященный какой-то одной теме. Это закрытая история, которая дальше не продолжается, но мы подробно в чем-то разбираемся. Многие подкасты, которые мы делали и делаем — это какие-то сериалы с сезонами, регулярными эпизодами, а здесь совершенно другое. Другой тип подкастов, где некий документальный рассказ о каком-то одном произведении.

Удивительно еще то, что до начала работы над подкастом я был уверен, что про «Али-Бабу» уже наверняка много основополагающего написано или снято, что есть какая-то большая исчерпывающая книга или интервью, но ничего подобного не было. Поэтому многое из того, что мы сделали в отношении этого произведения, оказалось эксклюзивным.

У вас два ведущих, и вы сами в подкасте озвучиваете свои роли: Виктор — человек, который с детства знает пластинку, Саша — неофит и пластинку изучает. А как вы брали интервью и собирали информацию для подкаста, тоже по ролям?

Саша Садиков: Как Сергей Никитин и Виктор Берковский: расходились по разным комнатам и набрасывали что-то… Это шутка, отсылающая к одному из эпизодов нашего подкаста — про то, как создавалась музыка для пластинки. Большую часть разговоров, которые у нас есть с героями, мы вели вдвоём. Мы садились, накидывали вопросы, понимали, что нам нужно спросить, работали вдвоем. Некоторые интервью Витя проводил отдельно, но это скорее исключение.

Витя Давыдов: Они у нас были связаны с персональными качествами. Саша более опытный интервьюер, чем я. Он неоднократно брал интервью и лучше меня понимает, как должен строиться разговор, о чем лучше спрашивать. А я более занудный фанат «Али-Бабы», у меня есть детальный интерес к мелочам, про которые хотелось спросить. Получается, что так мы и «делились». В подкасте можно слышать, что про какие-то фанатские мелочи обычно спрашиваю я. При этом ответы на какие-то более значимые вопросы — это ответы на Сашины вопросы.

Были ли какие-то сложности при подготовке подкаста?

Саша Садиков: В моей карьере подкастера такого большого документального проекта еще не было, в какой-то степени я с нуля прошел все стадии создания нарративного подкаста.

Сложно было собрать структуру, сценарий. С некоторыми гостями мы договаривались об интервью месяцами.

Так было с актрисой Натальей Теняковой: наши договоренности постоянно срывались, поговорить с ней удалось лишь через три-четыре месяца, и это было удачей, мы сами себе тогда сказали, что поговорили со всеми, до кого смогли дотянуться.

Витя Давыдов: На первом этапе сложно было объять взглядом все то, что мы собрали, и понять, как это лучше выстроить. И, наверное, то, как мы выстроили — не самый оптимальный вариант. Может быть, если бы мы посидели еще пару месяцев, то придумали бы еще что-то исключительное.

В какой-то момент возникали сложности исследовательского плана. Если нас интересовала какая-то вещь, приходилось гуглить, так как у нас сейчас нет доступа к российским библиотекам, а многие вещи из 70-х и 80-х нельзя найти в интернете.

Особенно сложно было узнать больше про малоизвестных участников записи пластинки, какие-то детали их биографии.

Саша Садиков: Для меня неожиданная трудность заключалась в том, что материала оказалось так много, что с трудом умещалось в тот объём, который мы изначально себе задали.

В начале пути мы хотели сделать четыре-пять эпизодов, а итоге с трудом ужали все, что хотели сказать, в восемь эпизодов. И кажется, что не все еще сказали.

Витя Давыдов: Хоть я и был уверен, что пластинка «Али-Баба» достойна разговора, но также был страх, что объем информации про известное, но все-таки немного забытое произведение отпугнет слушателей. Поэтому мы боролись с собой, стараясь не делать все эпизоды по часу длиной.

Например, хотелось больше поговорить про персонажей, про содержание сказки, которого мы лишь чуть-чуть касаемся, про аранжировку музыки, но все это мы не смогли уместить. Это, наверное, и была главная наша трудность.

Можно смело делать второй сезон. Скажите, как долго вы работали над подкастом?

Саша Садиков: Около полугода. Мы начали в ноябре, но тогда мы только решили, что подкасту быть и начали договариваться с гостями. Получается: декабрь, январь, февраль, март, апрель, май — мы его делали, причем самая активная фаза началась после того, как мы взяли все интервью и сели за сценарий каждого эпизода, выстраивать повествование и смотреть, какие фрагменты, из каких разговоров, куда надо вставить и в каком порядке. И в финале: наша запись, монтаж и потом релиз — это заняло где-то два месяца.

Витя Давыдов: Сумбур в работу внесло то, что часть интервью для шестого эпизода — о музыкантах, которые играли и пели на пластинке — пришлось брать на финальном этапе работы, так как не со всеми удалось быстро договориться.

А почему вы выпустили все эпизоды в один день? Это какой-то модный сериальный тренд?

Саша Садиков: Да, но не только. Мы долго спорили, как нам выкладывать подкаст: в один день или каждую неделю по эпизоду.

Еженедельный релиз облегчал нашу работу, потому что мы в спокойном режиме могли готовить каждый эпизод. Но мы решили, что все-таки это история про одно цельное произведение, пусть внутри нашего подкаста нет сквозного сюжета. Не хотелось заставлять фанатов пластинки ждать выхода новых серий.

И опять-таки, тут есть момент новизны: мы еще никогда не выкладывали все эпизоды подкаста в один день, давайте попробуем!

Витя Давыдов: Я как потребитель подкастов и сериалов люблю, когда у меня есть возможность самому регулировать, как потреблять контент.

Все наши эпизоды связаны друг с другом, и если я как слушатель понимаю, что на следующей неделе меня не ждет какая-то новая тема, а будет продолжение того же разговора, то ожидание меня утомляет.

В подкасте вы используете фрагменты из музыкальной сказки. Обращались ли вы к правообладателям за разрешением?

Саша Садиков: Тут мы идем путем добросовестного использования авторского контента согласно статье 1274 ГК РФ. Мы обращались в «Мелодию», но нам ничего оттуда не предоставили. Мы хотели получить какие-то черновики или записи, не вошедшие в финальную версию — это украсило бы подкаст. Но то ли у них нет таких записей, то ли они просто решили нам отказать. Сокровища, которые мы могли бы увидеть, мы не увидели, но, может, потому, что их не существует.

К сожалению, слишком много лет прошло с момента создания пластинки. Поэтому вся музыка, которая появляется у нас в подкасте — используется по принципу добросовестного использования, с указанием автора и владельца прав.

Вы делаете подкаст для какой-то новой аудитории, которая моложе, чем сама пластинка? Или подкаст для тех, кто хорошо знает «Али-Бабу» и сейчас вместе с вами вспоминает детство?

Саша Садиков: Судя по первым отзывам, подкаст слушают люди, для которых эта пластинка что-то значила, которые слушали ее в детстве. Именно поэтому я не встретил ни одного негативного отзыва о подкасте. Все, кто нам пишут — фанаты пластинки.

Моя мечта в отношении этого подкаста: чтобы он заинтересовал людей, которые не слушали эту пластинку в детстве, чтобы они через подкаст открыли ее для себя. Я свою роль в проекте видел именно в этом.

Витя Давыдов: Пока действительно не очень понятно, удалось ли это. Сейчас нам пишут приятные отзывы фанаты пластинки. Что касается контекста: тут дело даже не в молодой аудитории.

Мне кажется, даже те, кто слушал пластинку спустя пару лет после ее выхода, уже не все вещи могли понимать. Пластинка создавалась в совершенно другую эпоху, там масса отсылок к прошлой современности.

Большинство вещей, которые мы узнали, для нас были тоже новыми, мы рассказывали и для себя в том числе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущее интервью
Как сделать подкаст, который не закроется: опыт автора «Инет научи»
Следующее интервью
Как написать нарративный сценарий? Кейс подкаста «Тинькофф Журнала» — «Схема»
Меню
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: