Подкасты – медиаконтент, поэтому его авторы также могут сталкиваться с юридическими проблемами. Некоторые кейсы доходят до суда: например, авторы «Отвратительных мужиков» судились с «Самокатом».
Чтобы уменьшить количество правовых вопросов, команда подкаста «Мелким шрифтом» вместе с юристом в сфере авторского права и медиаправа Аленой Денисовой ответили на самые частые из них.
Можно ли использовать уже существующее название подкаста?
Использование уже существующих названий, которые зарегистрированы как товарный знак, или имеют «приоритет« (поданы заявки в Роспатент, но решение еще не принято) может привести к серьезным последствиям в виде издержек, так как это нарушает права интеллектуальной собственности других лиц.
При выборе нейминга продукта важно проверить название по базам данных, зарегистрированным товарным знакам и наименованиям организаций. Это поможет избежать негативных последствий, связанных с нарушением прав. Лучше всего это поручить специальному эксперту – патентному поверенному. Он быстро и профессионально проведет проверку не только среди зарегистрированных товарных знаков, но и тех заявок на регистрацию, которые находятся «в работе» Роспатента.
Можно ли в качестве джингла использовать стоковые аудио?
Использование музыки зависит от пользовательского соглашения и лицензии площадки.
Например, если вы используете трек по лицензии Creative Commons, в описании выпуска нужно указать автора. В то же время, если вы хотите взять трек, например, из фонотеки YouTube, которая предполагает открытую лицензию – указание авторства не требуется, но это только в том случае, если вы его используете для создания проекта внутри социальной сети (например, для создания видеоверсии подкаста на своем канале).
Поэтому внимательно читайте правила площадки и обращайте внимание на тип лицензии. Но если все-таки у вас есть время и бюджеты на создание оригинального джингла – воспользуйтесь авторским заказом.
Нужно ли голосом или текстом обозначать команду проекта: дизайнера, композитора, монтажера?
Право автора на имя (псевдоним, ник) как личное неимущественное право бессрочно и неотчуждаемо. При этом автор может разрешить в договоре использовать произведение анонимно. Если такого прямого разрешения нет, указывать имена авторов всегда необходимо.
Суды на практике признают надлежащими разные форматы указаний: на обложке, в описании проекта, на этикетке, после конкретного упоминания. Главное, чтобы право на имя каждого автора было реализовано, где и как именно – решать вам.
Почему платформы не платят авторам за прослушивания?
В этой истории важно разобраться с офертой, которую предлагает площадка. Когда вы регистрируетесь – принимайте как пользовательское соглашение, так и условия оферты, в которых прописаны принципы оказания услуг, в том числе размещения.
Например, если оферта предполагает простую лицензию на безвозмездной основе или по лицензии Creative Commons, то претендовать на отчисления с прослушиваний вы не сможете. Поэтому всегда читайте условия работы с площадкой и обращайте внимание на тип лицензии / договора.
Как маркировать рекламу?
Если в вашем подкасте есть рекламные интеграции (платные или бесплатные, это уже неважно в 2023), то нужно сделать следующее:
- Получите токен (уникальный буквенно-цифровой идентификатор) для рекламного креатива через оператора рекламных данных
- В описании подкаста укажите имя рекламодателя и токен
- При указании рекламы используете указание именно «реклама», а не «на правах рекламы».
Подробнее о регистрации рекламных размещений и маркировки можно прочитать в нашем материале.
В каком формате можно говорить обо всем «запрещенном»: какие текстовые / аудио пометки делать?
Самый надежный способ избежать ответственности за упоминание запрещенных социальных сетей, людей, изданий и тд – не упоминать. Однако если в выпуске все-таки необходимо сослаться на «запрещенку», то можно:
Указать маркировку в описании выпуска. Например, *деятельность Meta (включая деятельность Facebook и Instagram) признана экстремистской и запрещена на территории России.
Заглушить в записи названия и имена, плюс, добавить пометку в описании, указав на использование нежелательных организаций (а в случае с экстремистскими, как Meta, нужно еще и оговаривать каждый раз при произнесении). В этом случае вы обезопасите себя с обеих сторон.
Реестры нежелательных и экстремистских организаций можно найти на сайте Минюста. Упоминать их можно, а вот ссылаться на материалы, использовать символику, айдентику в качестве отсылки на источник – ни в коем случае, есть уголовная ответственность и лишение свободы.
С иноагентами проще, можно их упоминать и ссылаться на их материалы. Оговорка для них нужна пока только зарегистрированным СМИ, остальные не обязаны.
Да, «на всякий случай оговорим, что это иноагент» приветствуется, поскольку регулирование в этой сфере развивается стремительно, можно не поспеть. И потом перспектива «перемонтажа» уже выпущенного контента из-за отсутствия оговорок не облегчит творческую жизнь.
***
Если хотите узнать больше и быть в курсе того, как работают права в медиаиндустрии, подписывайтесь на подкаст «Мелким шрифтом»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: