Монтаж — важный этап работы над подкастом, на котором ваш проект обретает свою изюминку и становится качественным продуктом, который захочется слушать.
Мы поговорили с звукорежиссерами Ильдаром Фаттаховым, Андреем Кулаковым и Сашей Архиповым, чтобы выяснить, как максимально быстро и безболезненно получить смонтированную версию своего подкаста и не усложнить работу монтажера.
Какие форматы работы с монтажером могут быть?
С опытом каждый звукорежиссер определяет тот формат работы, который ему наиболее удобен.
Текстовый документ с тайм-кодами: это минимальное, что ждет от вас монтажер. Пропишите отрезки, которые нужно вырезать, с помощью таймкодов. А еще лучше указать начало и конец вырезаемой фразы. Так минимизируется вероятность неверных правок и в целом упрощается работа монтажера.
Работа внутри приложения для монтажа: есть множество программ для работы со звуком. Почти везде вы можете ставить маркеры на те отрезки, которые нужно убрать. Это хорошая возможность вносить правки в один проект, не перепрыгивая из приложения в приложение.
«Ты сам все прекрасно знаешь»: если монтажер работает с вашим подкастом не в первый раз, можно использовать и такой способ, но, как показывает практика, если не давать никаких ТЗ вовсе, можно получить не тот результат, который хочется, даже, если вы уже сработавшаяся команда.
Что обязательно должно быть в ТЗ?
Представим, что это один из ваших первых эпизодов, вы не хотите ставить метки в сторонних программах или пускать все на самотек.
Что точно стоит указать в техническом задании:
- С тайм-кодами разобрались, прописываем временные рамки. Отмечаем первые и последние слова вырезаемых фраз для точности монтажа.
- Делаем акцент на тех моментах, которые точно хотим исправить — машина за окном начала громко сигналить, «Алиса» на компьютере включилась или ведущий закашлялся. В теории звукорежиссер и сам увидит помехи, с которыми придется работать, но если вы их дополнительно пропишите, цены вам не будет.
- Укажите джинглы и звуковые эффекты.
Как лучше прописать музыкальные вставки?
- Вы можете все взять в свои руки и скинуть звукорежиссеру уже готовый джингл или подобранный именно вами звук аэропорта, который хотите сделать перебивкой вашего подкаста про эмиграцию. Так вам точно не придется вносить правки и в подкасте будет звучать то, что нужно.
- Если вы примерно знаете, какой звук хотите, но не знаете, как его воспроизвести или найти, предложите монтажеру референс — это может быть момент из песни, YouTube-шоу или другого подкаста. Монтажер подберет что-то подходящее.
Андрей Кулаков, звукорежиссер студии подкастов «Богема» на примере объяснил, почему важно отправлять референс.
Для одного человека ТЗ по музыкальному оформлению, звучащее «чтобы музыка жилы тянула и хотелось рыдать», может означать, что нужно поставить момент из «Властелина Колец», когда «Рохан явится!», а для другого это значит, что нужно поставить музыку из передачи «Звёздный час» с Сергеем Супоневым. Поэтому в ТЗ обязательно нужны референсы
- Бывают ситуации, когда вы знаете лишь то, что хотите передать какое-то настроение, но точную аудиозапись вы не нашли и даже не можете припомнить что-то похожее. В таком случае поделитесь с монтажером своей болью, и вы вместе что-нибудь придумаете. К примеру, Саша Архипов в таких случаях отправляет редактору ссылку на Epidemic Sounds: на сайте есть удобная система тэгов, которая позволяет найти подходящую музыку по настроению и жанру.
Как точно не нужно делать?
- Писать размытыми формулировками «А может во втором эпизоде немного подсушить», «А сделайте что-нибудь с голосом второго ведущего» и все в этом духе.
- Писать много лишней информации. Да, чем подробнее ТЗ, тем лучше, но не обязательно в нем писать, к примеру, историю создания вашего подкаста, его ценности, если это не повлияет на монтаж. Особенно, если вы не работаете с монтажером на постоянной основе.
Саша Архипов: У меня много коммерческих эпизодов, правки по которым клиенты пишут в расшифровке речи, буквально в огромном текстовом файле. Это удобно для клиентов, но мне приходится переслушивать целый эпизод и выискивать необходимые фразы
Как еще облегчить работу монтажера?
Наконец, важно давать ТЗ вовремя, это особенно отмечает звукорежиссер студии «Либо/Либо», Ильдар Фаттахов:
Важно понимать, что постпродакшн – всегда последнее звено в цепи. Бывают форс мажоры со сроками на разных этапах, от написания сценария, до записи эпизода. Как минимум хорошим тоном считается понимание, что не просрочивать финальные дедлайны будет вынужден в результате звукорежиссёр, даже если он оперативен, поэтому старайтесь держать это в голове на всех этапах.
Правильно написанное ТЗ — это 90% успеха итогового монтажа. Это избавит вас от написания огромного количества правок и сбережет нервы и вам, и монтажеру.
Андрей Кулаков: Многие ошибки можно предотвратить. Учимся кивать соведущему, вместо того, чтобы угукать. Не забываем наушники. Заносим что-то вкусненькое соседям, у которых ремонт, чтобы монтажеру не пришлось потом отделять перфоратор от речи ведущего.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: