С какими проблемами сталкиваются подкастеры-одиночки?

Статьи

Еще в 2021 году Podcasts.ru вместе с «Яндекс.Музыкой» провели исследование рынка русскоязычных подкастов. Тогда выяснилось, что более 75% занимают инди-подкастеры, то есть независимые авторы. Главная причина: одному проще запустить проект без серьезных финансовых вложений и, как правило, без четких сроков сдачи работы и профессиональных навыков.

Мы решили спросить трех подкастеров: Виктора Клейна, Олега Ежкова и Гришу Пророкова, — почему они запустили проект в одиночку и с какими трудностями на самом деле сталкиваются инди-подкастеры.

Почему делать подкаст в одиночку удобно?

Подкастеры выделяют несколько причин, почему они решили делать подкаст без команды. И нужно отметить, что про низкий порог входа в индустрию и маленький бюджет они говорят не в первую очередь. Так, основным плюсом независимые авторы выделяют независимость от чужого мнения и возможность сделать проект таким, каким они его изначально задумывали.

Гриша Пророков, создатель подкаста «Жуть»: Круто, когда есть полная творческая свобода. Не нужно ни с кем советоваться, я могу полагаться на собственную интуицию, на свои творческие решения

С организационной точки зрения тоже все выглядит более удобно и привлекательно для подкастеров-одиночек. Например, не нужно беспокоиться о пунктуальности гостей или настраивать звук и искать оборудование для нескольких спикеров. И как отметил создатель подкаста «Судьбы» Олег Ежков, будучи единственным членом команды, ты не берешь ответственность за безопасность других людей, кроме самого себя:

Олег Ежков, создатель подкаста «Судьбы»: Если ты делаешь какой-то политически-значимый подкаст, то у нас в стране за это может прилететь штраф или уголовное дело. Поэтому когда ты делаешь проект в одиночку, понимаешь, что ответственность падает только на тебя, и никому другому ничего не угрожает

Виктор Клейн отдельно отмечает сильную замотивированность подкастера-одиночки в своем проекте, что иногда сложно распространить на остальных работников:

Виктор Клейн, создатель подкаста «Сегодня в прошлом»: Если у тебя есть команда, то ее участники должны гореть подкастом точно также, как и ты, а такое бывает редко. Кто-то всегда на себя взваливает руководство и, соответственно, пинает непоспевающих. У меня был подобный опыт, и мне не понравилось

Важным стимулом для работы в одиночку становится наличие необходимых скилов. Инди-подкастеры выступают во всех ролях: они пишут сценарий, рисерчат, записывают и делают монтаж. Для кого-то это повод научиться чему-то новому, а кто-то просто применяет навыки на практике и совершенствуется:

Олег Ежков: [Я делаю подкаст один] скорее всего из-за того, что я все умею: делать графику, монтировать, записывать звук. Люблю самостоятельно контактировать с аудиторией, то есть придумывать какие-то посты, что-то спрашивать, и писать сценарий для своих проектов. Наверное по этой причине у меня даже не возникло мысли обратиться к кому-то за помощью

А какие проблемы могут возникнуть у подкастера-одиночки?

Многие независимые авторы называют основной проблемой нехватку времени, потому что часто нужно совмещать основную работу с записью подкаста и его монтажем. Например, Виктор Клейн рассказал, что за подкаст он часто садился в 11 вечера, а заканчивал в два часа ночи. Где-то три часа минимум занимало создание эпизода.

«Сейчас именно по этой причине я выпускаю подкаст раз в неделю. На него тратится меньше времени. Там часов 5-6 в неделю. Это прям лучше, чем 21 час», — рассказал Виктор про подкаст «Сегодня в прошлом», который раньше выходил каждый день.

А вот, что рассказал о своем графике работы над подкастом «Судьбы» Олег Ежков:

Олег Ежков: На записи героев суммарно я потратил 14 часов. Поиск музыки, формирование сюжета каждого выпуска и монтаж (около пяти часов на выпуск). Сложно подсчитать, сколько времени это заняло. Но вместе запись и монтаж сезона заняли у меня два месяца

Второй проблемой часто выделяют мотивацию. Да, ты делаешь свой авторский проект, горишь идеей, но из-за отсутствия внешних стимулов в виде команды, например, иногда можно сдвинуть график выхода эпизодов, не критично подойти к выбору героев или монтажу, признаются авторы.

Виктор Клейн: Когда я задумывал подкаст, я рассчитывал, что у меня будет запас эпизодов всегда [речь идет об ежедневном подкасте]. По факту такого не было почти никогда. Я делал эпизод за день до. Иногда не хотелось, иногда не моглось, но после 100 дней уже включился азарт, а смогу ли я? Смог. Было прикольно, но в одиночку повторять не буду точно

Проблема может возникнуть и там, где мы раньше нашли плюс. Подкастеры-одиночки действительно за время работы могут научиться новому, овладеть необходимыми скилами, но не все получается сразу. Так, Гриша Пророков признается, что часто не чувствует себя в работе «максимально» компетентным:

Гриша Пророков: Было бы круто в каждом конкретном случае полагаться на профессионалов. Я до сих пор не очень хорошо монтирую, не обрабатываю звук. Если бы был редактор, он бы помогал писать сценарии лучше. Наконец, я не самый хороший ведущий. Но на самом деле, я люблю подкасты, сделанные на коленке

Как одному проверить качество выпуска?

Инди-подкастеры лучше всех знают, как тяжело отслеживать качество выпусков одному. За время монтажа, как правило, глаз замыливается, сложно уловить ошибку или понять, что стоит исправить. Поэтому они выделяют несколько способов самопроверки:

Дать послушать друзьям

Самый доступный метод проверки качества звука и всего выпуска в целом — это попросить знакомых прослушать эпизод до выхода на платформы. Однако всегда есть вероятность того, что друзья будут предвзяты или не захотят расстроить.

Олег Ежков: У меня есть девушка, которая любит слушать подкасты и с удовольствием слушает мой. Она первая говорит, что ей понравилось, а что можно изменить. Спрашиваю друзей, но не все критично подходят к моей работе

Успокоиться

Совет может показаться странным, но почему нет? Ты прилагаешь максимум усилий, продвигаешь свою идею, находишь своего слушателя, а дальше — будь что будет. Вот, что говорит об этом Виктор Клейн:

Виктор Клейн: … само собой, нет никаких объективных способов проверить, хороший у тебя продукт или нет. Тебе может казаться, что все зашибись, но на самом деле — полный шлак. Я для себя решил, что буду делать, как мне нравится. Если зайдёт слушателям — будет хорошо, не зайдёт — пофиг

Спросить свою аудиторию

Олег Ежков: У моего подкаста есть форма обратной связи, прикрепленная к описанию каждого выпуска. Слушатели пишут, что им понравилось, могут предложить свои идеи. Также в Telegram я спрашиваю, сформировался ли у кого-то фидбек, прошу поделиться. Иногда мои коллеги пишут мне в личные сообщения, что я мог бы изменить, дают советы

Так Олег рассказал сразу о нескольких возможных способах проверки качества выпусков. Можно действительно включить форму обратной связи прямо в описание подкаста, чтобы оперативно получать фидбек. Кто-то выбирает активно взаимодействовать с аудиторией через соцсети и комментарии. А если у вас есть возможность обратиться за помощью к более опытным коллегам, то это может стать самым эффективным способом самопроверки. Главное — выбрать свой путь и прислушиваться к аудитории.

Зачем подкастерам все-таки нужна команда?

Однако, команда все равно порой нужна. Один из примеров — Гриша Пророков, который изначально делал подкаст «Жуть» полностью один, а сейчас обратился за помощью с продвижением проекта к студии «Толк». Вот, что он рассказывает о своем опыте:

Гриша Пророков: Я не знаю, как продвигать подкасты. И это один из минусов, когда работаешь в одиночку: если ты не умеешь этим заниматься, никто за тебя не сделает. Я отдал рекламу студии «Толк», потому что невозможно продвигаться, когда все делаешь один. И очень круто, что есть люди, которые умеют это делать

Команда — это всегда большая ответственность и возможные риски. Именно поэтому в начале пути многие подкастеры предпочитают делать проекты в одиночку. Это не требует больших финансовых затрат и не отнимает много времени. Подкастеры сами находят пути продвижения, отслеживают качество выпусков, общаются с аудиторией.

Но иногда навыков может не хватать, и тут каждый решает сам — собирать команду или осваивать новое, чтобы продолжать быть подкастером-одиночкой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущее интервью
Как ставить ТЗ монтажеру?
Следующее интервью
ТОП-10 лучших выпусков Blitz and Chips
Меню
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: