Кейс: как сделан художественно-нарративный подкаст «Музы»

Кейсы

Абсолютное большинство русскоязычных подкастов сделано в разговорном жанре: интервью, ток-шоу, задушевные разговоры на кухне. Это легко объяснимо: такой продакшн проще, дешевле и быстрее нарративных форматов, требующих большой команды, сложной редакторской и сценарной подготовки, многоступенчатого монтажа и саунд-дизайна.

В то же время высокая конкуренция за внимание слушателей заставляет энтузиастов подкастинга подходить к процессу создания подкастов творчески и искать новые решения. Мы в студии подкастов brainstorm.fm любим сложные задачи и всегда стараемся удивить искушенного слушателя новыми форматами. К примеру, прошлой осенью мы реализовали первые подкаст-дебаты на русском языке с участием родителей и детей «Вам слово», а потом выпустили первую русскоязычную аудиовикторину «Основательный квиз» — оба проекта сделаны эксклюзивно для «Яндекс.Музыки».

Этой весной у нас в brainstorm.fm новый запуск — художественно-нарративный подкаст «Музы», который, по сути, стал первым иммерсивным подкастом на русском языке.

Что такое художественный нарратив и почему наш подкаст иммерсивный?

Если совсем упростить, то подкасты можно разделить на два жанра, а все остальное будет их модификациями. Есть нарративные подкасты — их проще всего сравнить с документальными фильмами или аудиокнигами. Есть подкасты разговорные — в них интересные ребята собираются, чтобы о чем-нибудь поговорить.

У нас в студии 12 разговорных подкастов, и на этот раз нам хотелось сделать именно нарративный проект: провести рисерч, написать на его основе сценарии и рассказать историю, сопроводив ее классным саунд-дизайном. В качестве референса мы использовали англоязычный подкаст Imagined Life, но достаточно быстро поняли, что нам хочется не просто перевести его на русский язык, но и перепридумать формат, сделав его актуальным и интересным для русскоязычной аудитории.

Так, мы поставили перед собой амбициозную задачу сделать полноценный аудиоспектакль о великих женщинах, без которых трудно представить русскую (и мировую) культуру — мини-сериал о музах, которые нередко оставались в тени своих гениальных спутников. В основе подкаста лежат истории реальных персонажей: каждый выпуск — это зарисовка из жизни одной героини, сконструированная на основе художественной фантазии вокруг мемуаров, дневников и архивных документов. Получился проект на стыке нарративных подкастов, художественной литературы и театра и, как нам кажется, мы сделали уникальный для русскоязычной аудитории контент. Чтобы максимально погрузить слушателей в контекст, мы решили добавить элемент иммерсивности.

Феномен иммерсивности (от англ. immersive — создающий эффект присутствия, погружения) совершенно точно стал одним из основных трендов современной индустрии развлечений. Сегодня иммерсивным стало буквально все: люди вокруг активно заговорили о дополненной и виртуальной реальностях; иммерсивным медленно, но верно становится жанр кино, уже появились первые иммерсивные книжки и видеоигры. Иммерсивный театр стал закономерным итогом нескольких тенденций — как в актуальной режиссуре, так и в области популярного городского досуга.

Фото: Forbes

Иммерсивный аудиоспектакль создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки, это театр вовлечения, где слушатель — полноправный свидетель происходящего. В подкасте истории муз даны от второго лица, чтобы слушатель мог погрузиться в жизнь героини и увидеть мир ее глазами. В нашем случае не последнюю роль играет то, что мы работаем в аудио: отсутствие визуального ряда пробуждает воображение, и заставляет самостоятельно додумывать недосказанное.  Вишенка на торте — личность героини каждого выпуска не раскрывается до последней секунды, чтобы слушатели могли сами угадать, о ком идет речь.

Как мы прорабатывали концепцию и писали сценарии?

Чтобы нарисовать правдоподобную, яркую картину происходящего и придумать истории, которые будет удерживать внимание слушателя, нам потребовались месяцы подготовки: весь продакшн мы в brainstorm.fm делали самостоятельно. Творческая группа объединила продюсеров Аню Ковалеву и Костю Колоскова, сценариста Наташу Лушину и редактора Алину Сижажеву. Каждый работал над своим пулом задач. Идея рассказать историю муз известных деятелей искусства, чей голос был нередко заглушен славой гениев, пришла в процессе обсуждения после первого пилота. Нам она сразу понравилась: показалось, что разговор о сильных женщинах своевременен и станет частью столь важного феминистского дискурса.

Нам нужна была фактура — любые детали, которые, сложившись воедино, помогли бы создать целостную картину. Рисерч — это долго, зато нашей команде удалось найти много классного материала. В поисках информации Алина Сижажева проводила несчетные часы в библиотеках, архивах и музеях, говорила с хранителями, историками и экспертами. Найденную информацию нужно было превратить в захватывающий, живой рассказ, стирающий границу между реальностью и вымыслом.

Здесь за дело взялась опытный сценарист Наталья Лушина. Сложность ее задачи состояла в том, что многие из присланных Алиной материалов не содержали описаний быта, нюансов взаимоотношений, отрывков разговоров, которые и делают повествование реалистичным: чтобы подкаст был классным, в нем должны быть конфликты. В то же время нам было важно показать бытовой аспект жизни и взаимоотношений, которого редко касались биографы. Так, например, произошло с рассказом о Елене Булгаковой. В ее мемуарах не было ничего, что помогло бы представить детали жизни Булгаковых.

Коммунальная кухня в Музее Булгакова | turisticum.ru

Поэтому мы изучали музей-квартиру писателя, а некоторые фактические пробелы были восполнены элементами, взятыми из романа «Мастер и Маргарита». В результате персонажи ожили и появилась интрига. Это один из многих примеров того, как решались проблемы на этапе подготовки сценария. После того, как сценарии были готовы, мы делали командные зум-звонки, на которых обсуждали впечатления от прочтения драфта сценариев и делились замечаниями и предложениями по тексту. После этих обсуждения сценарист вносила в текст изменения.

Как мы искали голоса нашим музам?

В нашем случае озвучка играет принципиальную роль: от этого зависит успех попыток заинтересовать слушателя и разбудить его воображение. Аня Ковалева использовала свой театральный бэкграунд, чтобы выбрать актрис, которые станут голосами наших муз.  На этом этапе у подкаста появилось важное преимущество: голоса талантливых артистов. Для нас важно было работать с профессионалами: с хорошей речью, умением расставить нужные смысловые акценты, раскрыть тончайшие нюансы текста и передать все оттенки настроения. Мы пригласили к участию востребованных артистов, и были очень рады, что им нравился материал (это сыграло ключевую роль, когда нам говорили заветное «да»), и, даже несмотря на свою высокую занятость в театре и кино, они нашли время и на наши записи. Так, эпизоды озвучили актрисы Гоголь-центра и Мастерской Брусникина: Саша Ревенко, Настя Великородная, Марина Васильева, Алиса Кретова, Екатерина Дар и другие.

Как мы делали саунд-дизайн и обложку?

Мы воспринимаем «Муз», прежде всего, как творческий эксперимент, поэтому хотели поработать с разными звукорежиссерами, чтобы в том числе прокачать свои знакомства в этой сфере и попробовать разные подходы. Учитывая, что все эпизоды между собой связаны только идеей, то у звукорежиссеров была полная свобода действий в вопросах музыкального и звукового оформления каждого выпуска.

Это помогло создать уникальную атмосферу в каждом эпизоде. Мистическая, звенящая фантасмагория под управлением Евгения Зиборова сменяется вальсирующей, воздушной историей, созданной Александром Рублевским. Забавная ситуация произошла во время работы над выпуском «Актриса», над которым трудилась Софья Алибаева. Совершенно случайно мы узнали, что незадолго до нашей встречи, она уволилась из театра на Таганке, а действие эпизода тесно связано с этим театром. Подобные совпадения заставляют поверить, что несмотря на все сложности на пути создания подкаста «Музы», мы все делали правильно.

Обложку для подкаста сделал театральный художник Антон Болкунов. Его объявление о поиске новых проектов мы нашли в закрытой группе в фейсбуке, которую в апреле создали шестеро артистов и кураторов, чтобы поддержать коллег из сферы искусства, оставшихся без работы на карантине. Что только не предлагали в этой группе: ее участники готовили начинающих актеров к пробам, занимались с желающими сценической речью и вокалом, писали портреты по фотографии и даже писали некрологи на заказ. Нам безумно повезло с художником, хотя мы не сразу нашли то, что нам действительно понравилось и подошло по настроению: Антон нарисовал около 5 вариантов обложек (каждая обложка — отдельная картина), прежде чем мы выбрали нужное. Но зато обложка подкаста стала самостоятельным художественным высказыванием.

С какими сложностями мы столкнулись на разных этапах?

Изначально мы задумали подкаст «Музы» как творческую отдушину, которую хочется реализовать, не смотря ни на что. Такие проекты для души редко требуют временных рамок, каких-то конкретных обязательств, из-за чего зачастую так и остаются творческими планами. Карантин, тяжелые графики актрис, долгий продакшн из-за сложного саунд-дизайна — все это оттягивало дату премьеры, а наша высокая загрузка по другим проектам не давала сфокусироваться на проекте, в котором не было денег.

В какой-то момент мы решили, что если найти спонсора на создание «Муз», то у нас точно пропадут все отговорки его не выпускать. И тут мы столкнулись с определенной сложностью — не так много брендов, которые, в целом, готовы вкладываться в подкасты, еще меньше тех, кто готов вложиться в театральные эксперименты. Поэтому, несмотря на многочисленные встречи и zoom-звонки, мы смогли убедить многих в необходимости создания корпоративных подкастов на близкие тому или иному бренду тематики, но вот переманить на сторону поддержки художественного подкаста так и не смогли. Сначала мы хотели писать эпизоды в жестких временных рамках, но решили быть гибкими и работать с командой в комфортные для всех сроки.

Стоит сказать, что процесс записи тоже не дался легко: в студии с актрисами обычно работал Костя Колосков — финансист без режиссерского образования — поэтому ему приходилось включать всю свою наслушанность и насмотренность, чтобы направлять будущих муз и воссоздавать те эмоции и образы, которые были заложены в сценарии.

Какие выводы для себя мы сделали?

Когда мы слушали готовые эпизоды, мы для себя поняли, что сделали очень красивую работу. И неважно, что от первой записи до премьеры прошло почти полгода, мы поняли: «Музам» стало тесно на жестком диске компьютера, их нужно было показать миру.

Без сомнения, это один из наших самых сложных в реализации проектов. Мы получили бесценный опыт создания новаторской работы, аналогов которой нет на российском рынке. Риск, на который мы пошли, выбрав нишевую тематику и незнакомый слушателю жанр, научил нас тому, что сочетание бескомпромиссной веры в идею, слабоумия и отваги — беспроигрышная стратегия. Делать новое всегда страшно и непонятно. Но это необходимо, чтобы двигаться вперед и менять привычное представление об индустрии.

Заветные строчки в топах «Яндекс.Музыки» и Apple, а также сотни благодарных отзывов на каждый новый выпуск — еще одно тому доказательство. А еще проект «Музы» очень хорошо отражает философию нашей студии brainstorm.fm. Мы ко всему ищем творческий подход — будь то выстраивание бизнес-процессов, запуск нового шоу или работа над корпоративным подкастом для компании.


 

Проект «Музы» доступен на всех подкаст-платформах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущее интервью
Кейс: зачем бренду свой подкаст?
Следующее интервью
Кейс: зачем подкастам устраивать вечеринки
Меню

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: