Как генерировать идеи для подкаста?

Статьи

По данным «Яндекс.Музыки» каждый день запускается около 14 новых подкастов. Поэтому авторам и студиям становится всё сложнее придумать идею, название, оформление подкаста, который сможет занять место в топах.

А иногда может наступать выгорание, и генерация тем заходит в тупик. В этот момент надо найти то, что вдохновит, поможет найти интересный ракурс и придумать идею.

В этом материале мы поговорили с основателями студий о том, как создавать идеи подкастов, которые не только понравятся слушателям, но и убедят возвращаться к ним снова и снова.

Найти идею на детской площадке, во снах и поиграть в ассоциации

Допустим, к вам поступил запрос от бренда на создание подкаста под ключ или вы сами решили запустить новый проект. Что дальше?

Даша Харченко, продюсер Red Barn: Мне идея может прийти когда угодно и откуда угодно. Иногда она мне может даже присниться. Тут главное ухватиться за нее, записать куда-то или рассказать кому-то, чтобы дать ей развитие.

Например, когда я только начала работать в Red Barn, у нас уже был ведущий для подкаста «Город». После знакомства с ним, я узнала, что раньше он работал пожарным. Очень харизматичный и брутальный молодой человек. И тут я вспомнила, что у меня есть хороший друг-медик. Такой же харизматичный и брутальный. Сопоставив их образы в голове, я подумала, что из этого может получиться взрывной дуэт для подкаста про выживание. Так появилась идея создать проект «ОБЖ».

Костя Колосков, CFO и сооснователь студии «Шторм»: Вообще идеи приходят всегда и очень неожиданно. Логику первого сезона подкаста «Спасибо, я в порядке» я придумал, когда мы с моим партнером по студии Аней гуляли с её сыном на детской площадке. Идея художественного подкаста «Попади в корзину», в котором продукты устраиваются на работу в доставку Утконос, попала в финальную презентацию к клиенту с комментарием «вообще еще есть вот такая задумка, давай покажем, вдруг им тоже понравится».

Но если запрос есть, а в голове обезьянка с тарелками, то можно воспользоваться ритуалами, например, полистать ленту соцсетей или просто ждать. У некоторых более масштабные пути к идее.

Ритуалы Даши Харченко:

Очистить голову, переключиться на другую деятельность. Посмотреть фильм, почитать книгу, послушать истории друзей.

Использовать майндмэп. Я беру лист бумаги, в центре рисую круг с вопросом о главной идеи, например «Подкаст о ЗОЖ», а вокруг накидываю ассоциаций, которые только приходят в голову. Затем выделяю интересное, сужая круг ассоциаций, и на выходе вполне может получиться идея. Такой процесс по началу может казаться бессмысленным и непродуктивным, но если проделать хотя бы один раз, голова уже начинает работать по-другому.

Уйти в творчество. Для меня это очень действенно, так как каждую неделю я пишу рассказы, а это требует постоянного наличия идей. Когда идей нет, я открываю сборник стихов и просто читаю. Иногда разглядываю картины или слушаю классическую музыку.

Мозговой шторм или просто шторм?

Генерировать идеи в одиночку удобно: время тратиться только на себя, можно отвлечься в любой момент. Однако командные брейнштормы — ещё один действенный способ создать уникальный концепт подкаста. Они могут быть хаотичными или регламентированными, но их основная цель — сохранить настрой и выйти из шторма с результатом.

Саша Рудко, соосновательница и директор по развитию «Богемы»: За то время, которое мы работаем в команде, мы поняли, что нужно пытаться друг друга обуздать: у нас есть негласные правила при проведении мозгового шторма.

Проводим бриф клиента, узнаём всю информацию, которая может нам помочь: почему они хотят подкаст, почему смотрят в эту сторону, о чём они гипотетически хотели бы его сделать, какие задачи должен закрывать подкаст, какой продукт должен быть в итоге подсвечен или какая цель.

Читаем про бренд или клиента и отправляем всю информацию команде.

Шторм длится около часа. У каждого есть возможность высказаться в свободной форме, чтобы все чувствовали себя комфортно.

Но чтобы все чувствовали себя комфортно, мы пытаемся себя сдерживать.

Поэтому наша задача — не набрасываться на идею и не говорить ей «точно нет», так как тогда пропадает креативный настрой».

Костя Колосков: У нас нет четкого регламента, как это все должно работать. Мы к этому подходим, как и ко всему в студии, творчески. Очевидно, что команда собирается чаще всего, чтобы поштормить клиентские запросы, а они могут быть самыми разными: от «хотим что-то, но не знаем пока что» до «у нас есть вот такая идея, готовы ее минимально менять, но хотим послушать.

Но важно не забывать про конкретные цели, которые стоят перед заказчиком — все идеи должны отвечать их решению, потому что даже если удастся придумать что-то революционное, но совершенно не учитывающее интересы клиента, то это просто никому не будет нужно.

Главное правило, которое мы усвоили за более чем 30 реализованных проектов с самыми разными партнерами — не надо излишне усложнять. Если реализация задуманного кажется слишком запутанной, то лучше еще посидеть и сделать ее более понятной, структурной и простой.

Тут посмотреть, там поговорить, и подкаст готов

Чтобы запустить новый проект, необходимо не только знать рынок, но и постоянно развивать насмотренность и наслушанность. Так можно будет адаптировать идеи из книг, звуковые приёмы из фильмов или истории людей под сюжет подкаста.

Аня Ковалева, СЕО и соосновательница студии подкастов «Шторм»: От новых людей я узнаю про события и тематические фестивали, сериалы и, конечно, про подкасты: так, например, недавно я узнала про подкаст «Hot Money», который делают коллеги моей подружки из FT в Лондоне.

Чем опыт более разный – тем круче.

Постоянно учиться самой — это тоже мой способ развивать свою насмотренность.  Я часто прохожу курсы. Они дают мне новые знания и знакомства с преподавателями и однокурсниками, которых в дальнейшем мы часто привлекаем для сотрудничества в наших подкастах. Например, наша студия очень «театральная», и я считаю это своей заслугой, так как театр – моя давняя страсть.

Кроме общения с людьми, можно быть интровертом и просто смотреть на мир глазами ребёнка, задавать вопросы и пробовать посмотреть на мир иначе. Например, некоторые пробуют кинестетику и ходят по городу с закрытыми глазами, заново открывая для себя знакомые улочки.

Даша Харченко: Главный источник вдохновения — сама жизнь. Просто присматривайтесь, что в ней происходит, не только с вами лично.

Помню я работала над рассказом для подкаста «Сны», там планировался сюжет, в котором герой никак не может проснуться. Я все не могла придумать, как нагнать туда саспенса.

И вот однажды вечером я смотрела фильм, в котором на фоне постоянно звучало сердцебиение. Я поймала себя на мысли, что этот звук заставляет меня волноваться и напрягаться вместе с героем.

На утро я предложила звукорежиссёру использовать подобную фишку. Так у нас получился выпуск «Мой самый жуткий кошмар», атмосфера которого держит тебя на крючке до самого финала.

Еще пример, проект Apple TV Voices. Я слушала его и была в восторге от идеи построить нарратив только с помощью телефонных разговоров. Эту же фишку я использовала в выпуске «Звонок из будущего».

Что угодно может вдохновить, так что потребляйте то, что видите, не зацикливайтесь на чем-то одном.

Бонус: инструменты для генерации идей

Miro — интерактивная онлайн-доска для совместной работы команд. Можно составлять схемы, приклеивать стикеры, устраивать совместные штормы.

Scrivener — можно организовывать заметки, концепции, исследования и целые документы для лёгкого доступа и справок.

Блокнот с ручкой — доступно и понятно.

Генератор ключевых слов Ahrefs — поможет найти релевантные ключевые слова, связанные с концепцией подкаста или выпуска. Ввод ключевого слова в генератор покажет другие популярные ключевые слова. Также есть вкладка вопросов, где можно просмотреть самые популярные вопросы, связанные с темой.

Poscast Topic Generator — нужно только ввести концепцию подкаста и несколько ключевых слов, и он предложит несколько тем.

Portent Idea Generator — это сайт, на котором можно ввести предмет или тему, и он предложит заголовок. Если вам он не понравится, просто нажмите кнопку «обновить» рядом с полем темы, чтобы получить новый вариант.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущее интервью
Где разместить подписку на подкаст?
Следующее интервью
Пять ошибок в названиях подкастов
Меню
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: