По данным «Яндекс.Музыки» каждый день запускается около 14 новых подкастов. Поэтому авторам и студиям становится всё сложнее придумать идею, название, оформление подкаста, который сможет занять место в топах.
А иногда может наступать выгорание, и генерация тем заходит в тупик. В этот момент надо найти то, что вдохновит, поможет найти интересный ракурс и придумать идею.
В этом материале мы поговорили с основателями студий о том, как создавать идеи подкастов, которые не только понравятся слушателям, но и убедят возвращаться к ним снова и снова.
Найти идею на детской площадке, во снах и поиграть в ассоциации
Допустим, к вам поступил запрос от бренда на создание подкаста под ключ или вы сами решили запустить новый проект. Что дальше?
Даша Харченко, продюсер Red Barn: Мне идея может прийти когда угодно и откуда угодно. Иногда она мне может даже присниться. Тут главное ухватиться за нее, записать куда-то или рассказать кому-то, чтобы дать ей развитие.
Например, когда я только начала работать в Red Barn, у нас уже был ведущий для подкаста «Город». После знакомства с ним, я узнала, что раньше он работал пожарным. Очень харизматичный и брутальный молодой человек. И тут я вспомнила, что у меня есть хороший друг-медик. Такой же харизматичный и брутальный. Сопоставив их образы в голове, я подумала, что из этого может получиться взрывной дуэт для подкаста про выживание. Так появилась идея создать проект «ОБЖ».
Костя Колосков, CFO и сооснователь студии «Шторм»: Вообще идеи приходят всегда и очень неожиданно. Логику первого сезона подкаста «Спасибо, я в порядке» я придумал, когда мы с моим партнером по студии Аней гуляли с её сыном на детской площадке. Идея художественного подкаста «Попади в корзину», в котором продукты устраиваются на работу в доставку Утконос, попала в финальную презентацию к клиенту с комментарием «вообще еще есть вот такая задумка, давай покажем, вдруг им тоже понравится».
Но если запрос есть, а в голове обезьянка с тарелками, то можно воспользоваться ритуалами, например, полистать ленту соцсетей или просто ждать. У некоторых более масштабные пути к идее.
Ритуалы Даши Харченко:
Мозговой шторм или просто шторм?
Генерировать идеи в одиночку удобно: время тратиться только на себя, можно отвлечься в любой момент. Однако командные брейнштормы — ещё один действенный способ создать уникальный концепт подкаста. Они могут быть хаотичными или регламентированными, но их основная цель — сохранить настрой и выйти из шторма с результатом.
Саша Рудко, соосновательница и директор по развитию «Богемы»: За то время, которое мы работаем в команде, мы поняли, что нужно пытаться друг друга обуздать: у нас есть негласные правила при проведении мозгового шторма.
Проводим бриф клиента, узнаём всю информацию, которая может нам помочь: почему они хотят подкаст, почему смотрят в эту сторону, о чём они гипотетически хотели бы его сделать, какие задачи должен закрывать подкаст, какой продукт должен быть в итоге подсвечен или какая цель.
Читаем про бренд или клиента и отправляем всю информацию команде.
Шторм длится около часа. У каждого есть возможность высказаться в свободной форме, чтобы все чувствовали себя комфортно.
Но чтобы все чувствовали себя комфортно, мы пытаемся себя сдерживать.
Костя Колосков: У нас нет четкого регламента, как это все должно работать. Мы к этому подходим, как и ко всему в студии, творчески. Очевидно, что команда собирается чаще всего, чтобы поштормить клиентские запросы, а они могут быть самыми разными: от «хотим что-то, но не знаем пока что» до «у нас есть вот такая идея, готовы ее минимально менять, но хотим послушать.
Но важно не забывать про конкретные цели, которые стоят перед заказчиком — все идеи должны отвечать их решению, потому что даже если удастся придумать что-то революционное, но совершенно не учитывающее интересы клиента, то это просто никому не будет нужно.
Тут посмотреть, там поговорить, и подкаст готов
Чтобы запустить новый проект, необходимо не только знать рынок, но и постоянно развивать насмотренность и наслушанность. Так можно будет адаптировать идеи из книг, звуковые приёмы из фильмов или истории людей под сюжет подкаста.
Аня Ковалева, СЕО и соосновательница студии подкастов «Шторм»: От новых людей я узнаю про события и тематические фестивали, сериалы и, конечно, про подкасты: так, например, недавно я узнала про подкаст «Hot Money», который делают коллеги моей подружки из FT в Лондоне.
Постоянно учиться самой — это тоже мой способ развивать свою насмотренность. Я часто прохожу курсы. Они дают мне новые знания и знакомства с преподавателями и однокурсниками, которых в дальнейшем мы часто привлекаем для сотрудничества в наших подкастах. Например, наша студия очень «театральная», и я считаю это своей заслугой, так как театр – моя давняя страсть.
Кроме общения с людьми, можно быть интровертом и просто смотреть на мир глазами ребёнка, задавать вопросы и пробовать посмотреть на мир иначе. Например, некоторые пробуют кинестетику и ходят по городу с закрытыми глазами, заново открывая для себя знакомые улочки.
Даша Харченко: Главный источник вдохновения — сама жизнь. Просто присматривайтесь, что в ней происходит, не только с вами лично.
Помню я работала над рассказом для подкаста «Сны», там планировался сюжет, в котором герой никак не может проснуться. Я все не могла придумать, как нагнать туда саспенса.
И вот однажды вечером я смотрела фильм, в котором на фоне постоянно звучало сердцебиение. Я поймала себя на мысли, что этот звук заставляет меня волноваться и напрягаться вместе с героем.
На утро я предложила звукорежиссёру использовать подобную фишку. Так у нас получился выпуск «Мой самый жуткий кошмар», атмосфера которого держит тебя на крючке до самого финала.
Еще пример, проект Apple TV Voices. Я слушала его и была в восторге от идеи построить нарратив только с помощью телефонных разговоров. Эту же фишку я использовала в выпуске «Звонок из будущего».
Что угодно может вдохновить, так что потребляйте то, что видите, не зацикливайтесь на чем-то одном.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: