Джунгли японского подкастинга

Статьи

Насколько подкасты популярны в Японии? Казалось бы, в стране победивших технологий рынок подкастинга должен пышно цвести, но нет, лишь четыре процента японцев слушают подкасты хотя бы раз в неделю. Почему же?

В этом материале мы расскажем, с чем связана нынешняя ситуация на японском рынке, на каком этапе развития подкасты в Японии и какие перспективы нас ждут в ближайшие годы.

Индустрия подкастинга в Японии находится в той точке, где был коллективный Запад в «досериальную эпоху», то есть до 2014 и выхода тру-крайм подкаста Serial, больших рекламных бюджетов, профессиональных студий и прочее.

На данный момент самые популярные подкасты в Японии — это переработанные радиопередачи, созданные крупными медиа-компаниями, музыкальные подборки, а еще то, что по-японски называется мандзай — традиционные комедийные шоу, в которых участвует дуэт серьезного и веселого комиков. Независимые шоу тоже существуют, но их нужно искать.

Журналисты Podnews резюмируют, что интересы японцев в подкастинге делятся на две большие группы:

  • для улучшения реальности: обучающие подкасты, например, очень популярны шоу с изучением английского языка;
  • для побега от реальности: комедийные подкасты и аниме.

А почему в Японии нужно бежать от реальности? В Стране восходящего солнца идет уже третье потерянное десятиление — период «застоя» после невероятного роста экономики и последовавшего за ним в начале начала 1990-х финансового коллапса. Но убегают японцы пока не в подкастинг.

Что мешает развитию подкастов?

Больше всего развитию подкастинга мешает существование Radiko, чудо-приложения, позволяющего слушать почти сотню коммерческих радиостанций на любой вкус. Его акционерами являются крупные рекламные агентства и крупнейшие радиостанции Японии. Приложение запущено в 2010 году, оно удобное и к нему привыкли: и если кто-то хочет послушать аудио, он идет в Radiko. Радиостанциям в такой ситуации тоже не выгодно меняться: у них и без подкастов все хорошо.

Еще один гвоздь в крышку гроба подкастинга — строгий закон об авторском праве с наказанием сроком до 10 лет лишения свободы за нарушение.

Это означает, что если над подкастом работали пять человек, а еще в каждом эпизоде сезона были гости — каждый должен предоставить право на использование контента на разных площадках. А это очень много бумажной работы.

Есть ли надежда на бум подкастов и на Spotify?

Япония не живет в вакууме и чувствует запах денег, которые можно заработать на подкастинге. Кажется, перемены не за горами и, видимо, их двигателем станет Spotify.

В сентябре 2022 года при его поддержке свой подкаст Brain Structure запустил культовый в Японии создатель видеоигр Хидэо Кодзима. Шоу выходит на английском и японском языках и обещает «глубоко погрузить в мозг маэстро и пролить свет на его творческий процесс». Подкаст был очень тепло встречен в Японии и немного встряхнул рынок.

Также, в содружестве с TV Tokyo, Spotify запустили сериал Omimi ni Aimashitara о застенчивой девушке, которая работает в компании, производящей цукэмоно* и любит слушать подкасты. И, о чудо, подруга предлагает ей запустить свой подкаст о любимой еде. Такие «Убийства в одном здании», но без убийств, а с прославлением подкастинга, как метода работы над собой и обретения уверенности.

*консервированные фрукты и овощи

 

С помощью Spotify японские знаменитости осваивают подкастинг, копируя положение дел на американском подкаст-рынке 2010-2020-х, когда у многих селебрити было свое аудио-шоу. Количество инди-подкастов тоже растет, а главное – меняется подача в самих подкастах.

Раньше это были радио-шоу, и слушатели чувствовали себя частью аудитории, сейчас все больше подкастов снижают планку официальности и становятся похожими на разговоры с друзьями. Это, кстати, для японцев с их иерархией не просто.

Один из «монстров» Radiko, TBS — Tokyo Broadcasting Station, первая радиовещательная компания в Японии, планирует выпустить большое количество новых подкастов на всех основных подкаст-площадках — это означает, что они видят ценность размещения своего контента и за пределами Radiko.

Маленькими шагами подкасты в Японии собирают свою аудиторию. С 2020 года в Японии вручают премию в области подкастинга JAPAN PODCAST AWARDS.

 

 

Эксперты дают оценку, что индустрия может дорасти до западных масштабов за 8-10 лет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущее интервью
C чем связан рост запросов на рекламу в подкастах в 2022 году
Следующее интервью
Конференция «Что происходит в подкаст-индустрии сегодня?». Лейблы
Меню
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: