Оформлять и перебирать бумаги — не самое интересное занятие, но недооценивать его важность мы не можем: именно документация обеспечивает безопасность в работе. Мы поговорили со специалистами из разных студий, чтобы узнать все тонкости составления великого и ужасного — договора о рекламе.
Без договора не обойтись
Главная цель договора — урегулировать все вопросы, касающиеся рекламной интеграции: от предмета рекламы и ограничений, которые диктуются законодательством или брендом, до сроков оплаты и правок. В нем фиксируется формат интеграции, техническое задание рекламодателя, дата выхода подкаста, условия по оплате, текст и аудио рекламы. Если в партнерстве все идет гладко, как со стороны исполнителя, так и со стороны заказчика, договор и не пригодится, но в случае, если что-то идет не так, он необходим.
Без прописывания всех моментов, рекламодатель может вносить 1001 правку по тексту, просить перезаписывать аудио или настаивать на выходе в другие даты, которые вы не обсуждали. Если подкреплять все свои действия, особенно связанные с деньгами, документацией, то можно обеспечить спокойствие, стабильность и безопасность в работе двух сторон и избежать неприятных моментов в сотрудничестве.
Кто должен составлять договор: рекламодатель или подкастер?
Возможны оба варианта. Специалисты «Гласно», «ТОЛК», «Либо/Либо» и BeardyCast считают, что можно работать и по договору заказчика, и по договору, который составила сторона автора. Подкастер также может составить рамочный договор и пользоваться им при каждом сотрудничестве. Главное — учитывать специфику индустрии. «Не у всех рекламодателей есть опыт работы с подкастами, и даже если он есть, то не все договоры учитывают особенности этого формата», — напоминает Гульнара Делекторская из «Либо/Либо».
Работать с договором не так сложно, как кажется. Есть лайфхак, который сэкономит время и деньги. «Автору лучше иметь стандартный шаблон договора, в котором обозначены важные для него пункты. Будет намного надежнее и проще, если при сотрудничестве с новым партнером, вы ознакомитесь с документом и примите несколько правок, чем каждый раз будете вычитывать новый договор», — Полина Дергачева, менеджерка сейлз-хауса студии «ТОЛК».
И переживать тоже не стоит. «Даже если договор готовит сам подкастер, в любом случае, на стороне клиента документ будет проверен юристом. Самое главное, чтобы принимающая сторона документа изучила его и добавила все важные пункты, мотивированно убрала недопустимые», — считает Алексей Казанцев, Head of Sales в BeardyCast.
А в RedBarn придерживаются идеи, что договор составляется только на стороне автора или студии: «Мы разработали отдельные договоры для разных форматов интеграций, так как у каждого формата есть свои тонкости, о которых может знать только сам подкастер или студия. Если договор составляет рекламодатель, он может упустить важные моменты. Например, у каждого подкаста есть своя редакционная политика, о которой рекламодатель может и не знать, но в идеале она должна быть отражена в договоре», — отмечает Фёдорова Лидия, коммерческий директор студии Red Barn.
Соответственно, вы можете выбирать для себя наиболее удобный вариант. А залогом успеха будет внимательность.
Чтобы составить шаблон, нужен юрист?
И да, и нет. Если вы уверены в себе, внимательны или имеете специальное образование, то можно самостоятельно подготовить шаблон по образцам в интернете, но если чувствуете, что это не ваше поле, обратитесь к специалисту.
Вот что советует Лидия, из студии Red Barn: «Да, можно составить договор самостоятельно. Но если привлечете юриста, получится более профессионально и качественно. Для сложных проектов, например, разработки бренд-подкастов, мы советуем подключать юриста. При этом важно, чтобы он был погружен в сам процесс разработки подкаста и понимал все этапы производства и продвижения».
Такого же мнения придерживается и Полина Шанцуева, руководитель направления клиентского сервиса «Гласно»: «Сейчас существует достаточно большое количество сервисов, которые помогают составить договор, не имея личного юриста, но от лица нашей компании, я бы рекомендовала иметь юриста-консультанта, который в случае разночтений с клиентом поможет вам разобраться в них и прийти к консенсусу».
А чтобы облегчить юристу понимание особенностей подкастинга, Алексей Казанцев из BeardyCast, предлагает «провести первую интеграцию с договором от клиента, чтобы потом показать его юристу: он поймет область и предмет договора, а вместе вы составите собственный».
Шаблоны нужно менять
К сожалению, шаблоны не полностью универсальны. В любом случае вам придется их редактировать. Если вы составляете свой, то нужно адаптировать под подкаст образец договора «на оказание рекламных услуг в сети интернет».
Ваш собственный же шаблон придется менять в соответствии с требованиями каждого заказчика и форматом интеграции.
Примерно так выглядит форма договора:
Внимание! Внимание! Внимание!
Самые важные аспекты договора, которые нужно неоднократно проверять:
- Права и обязанности сторон. В формулировке «Ответственность сторон, или одной стороны, регулируется законодательством РФ» нужны уточнения и конкретика
- Сроки реализации и оплаты (Никаких формулировок вроде «должно быть сделано в разумный срок»)
- Условия предоплаты (100%, 70/30, 50/50)
- Штрафы, пени при просрочках сдачи проекта или оплаты
- Передача прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД)
- Перечень работ с приемом
- Ответственность, в случае, когда третьи лица причиняют существенные затруднения исполнению договора
- Конфиденциальность данных. «Как правило, чем крупнее рекламодатель, тем более строгие рамки NDA они предлагают, и это очень важно соблюдать, не только для успешной реализации этой конкретной кампании, но и для выстраивания хорошей репутации на рынке», — Полина Шанцуева из «Гласно Медиа».
- Контакты, если юридически значимые сообщения отправляются электронно. Должны быть указаны актуальные номера телефонов, адреса электронных ящиков и (если Telegram) юзернеймы.
- Форма ответственности. Например, в студии Red Barn «Любые упоминания статьи 395 ГК не допускаются («Исполнитель вправе требовать уплаты процентов в соответствии со ст. 395 ГК РФ», «Заказчик несет ответственность в соответствии со ст. 395»). Все меняется на неустойки или убытки», — поделилась Лидия Фёдорова.
Дружеские напоминания
Здесь мы собрали несколько сообщений от специалистов, которые помогут обезопасить ваш проект.
«В случае, если какие-то из условий, которые вы обсуждали с клиентом ранее, не совпадают с тем, что прописано в драфте договора, обязательно обсудите это с клиентом, очень важно не оставлять никаких разночтений, которые впоследствии могут сыграть против вас», — Полина Шанцуева, руководитель направления клиентского сервиса в «Гласно Медиа».
«Важно четко отслеживать формулировки, особенно в моменте авторских прав, сроков оплаты и передаче закрывающих документов. Если заказчик — иностранное юрлицо, то проверяйте договор тщательнее, уточните, какие реквизиты нужны для проведения оплаты, проверьте возможные комиссии или дополнительные налоги. И помните, «рабочий день» — не равно «календарный день», — Алексей Казанцев, Head of Sales в BeardyCast.
«Если вы делаете свой подкаст, пропишите, что права на него остаются у вас, а партнерам вы передаете права лишь на интеграции. Иногда партнерам важно распространять эпизоды где-то на своих площадках, особенно, если это специальный эпизод или в выпуске участвует спикер партнера. В этом случае можно оговорить, что права принадлежат вам, но что разрешаете партнеру публиковать эпизоды на оговоренных площадках — как правило, это соцсети партнера, его сайт или специально созданный лендинг проекта», — Гульнара Делекторская, «Либо/Либо».
Если раньше составление договоров было для вас темным лесом, то надеемся, что сейчас туда пробился лучик света и работа с документами теперь не кажется такой сложной!
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: