В прошлом году запустился начинающий подкаст-продакшн «Запутались», который в разных шоу освещает мечты, цели, проблемы и тревоги молодежи.
В этом материале его создатели Алёна Яковлева, Егор Реутов и Маша Маркозова рассказали о своей мотивации, процессе работы над проектом, основных трудностях и причинах всё-таки создать свой независимый продакшн.



От первого подкаста до создания продакшна
Как вы запускали свой первый подкаст?
Алёна: Это произошло спонтанно. В 2018 году на первом курсе мы с Егором, другом детства, параллельно и независимо начали слушать подкасты. Он предложил первым, сказал: «Есть такая идейка – подкасты мутить».
Через неделю мы разогнали эту идею, сидели у моей бабушки в квартире и записывали четырехчасовые разговоры двух друзей. Всё это без редактуры и на полтора часа готового материала. Успели выпустить около 20 таких эпизодов до проекта «КОРОЧ».
«КОРОЧ» — совместный проект Podcasts.ru и студии «Две Дорожки», в котором эксперты индустрии анализировали концепцию подкастов на питчинге и помогали ее развить и улучшить.
Кадры из второго выпуска «КОРОЧ»
Егор: В одном из выпусков проекта разобрали наш подкаст «Такие пироги». Там нам подсветили основные ошибки в создании: не сформулирована целевая аудитория, у подкаста нет цели и темы эпизодов скачут от личных границ до сравнения городов. Когда мы проработали эти ошибки, получился новый подкаст «Запутались» — его мы выпускаем до сих пор.
Несмотря на рост качества продукта, прослушивания оставались на уровне нескольких десятков на эпизод — мы мало занимались продвижением и в основном полагались на активность со стороны друзей.
Как вы сохранили мотивацию создавать подкаст через столько лет?
Алёна: Движком было желание общаться. Мы учились в разных вузах, поэтому после близкой школьной дружбы подкаст был хорошим поводом встретиться и глубоко поговорить на какую-то тему. По этой причине сперва вместо контента у нас и были дружеские встречи.
Егор: Я был одним из тех, кто думал, что подкастинг — золотая жила, о которой еще никто не знает. А еще в школе я увлекся радио: слушал разговорные программы и радиоспектакли на детских станциях. Мне казалось, что подкастинг — логичное продолжение моего увлечения.
В итоге я довольно рано послушал лекции от Лики Кремер и понял, что деньги от подкаста будут не скоро. Дальше работала только дружеская мотивация и интерес к продукту.
Как Маша присоединилась к вам?
Алёна: После ребрендинга подкаст «Запутались» просуществовал один сезон. Когда мы сели за создание новых эпизодов, я поняла, что больше не хочу записываться: наложились учеба, работа и сложная тема для нового сезона. Решили взять год паузы и не думать в эту сторону.
Спустя год желание создавать не ушло, а время освободилось — я закончила учебу в вузе. Мы начали снова встречаться на летучки и обсуждать идеи для эпизодов. Стало понятно, что идеи слишком масштабные для стандартного эпизода и мы начали свыкаться с мыслью, что хотим запускать новые подкасты. Первым из них стал подкаст «Опытным путем».
Егор: Мы успели сдружиться с ребятами из «Двух Дорожек» после питчинга, а позже я устроился к ним на должность редактора. Аня Петрова, одна из создательниц студии, нас сильно поддерживала. Она интересовалась судьбой нового проекта и предложила написать план создания вместе. Когда я принес этот план Алёне, мы начали работу.
После разговорного «Запутались» создание нарративного подкаста было сложным. Написание сквозного сюжета, сбор мозаики из интервью главных героев — мы делали это бесконечно долго.
Когда первые эпизоды «Опытным путем» стали выходить, у меня началась сессия и я перестал справляться с нагрузкой — впереди оставалась еще половина сезона. Мы с Алёной начали ссориться.
Тут Аня Петрова предложила решение конфликта — позвать Машу, младшего продюсера «Двух Дорожек», в нашу команду.

Команда «Запутались» с Аней Петровой
Маша: У меня уже был сольный подкаст «Из ничего». Когда я пришла на работу в студию, то поняла, что мой подкаст в прежнем формате нежизнеспособен: нужно менять концепцию, искать команду. В этот момент Аня собрала нас троих и предложила помочь друг другу.
Изначально меня позвали помогать с редактурой, но по прошествии первого сезона «Опытным путем» ребята пригласили меня третьим ведущим в разговорный «Запутались». Я влилась на равных.
Как создали продакшн «Запутались»?
Егор: На первой летучке после годового перерыва мы фонтанировали темами для подкастов и идеями форматов, в которых эти темы можно интересно раскрыть. Тогда же мы договорились, что наши подкасты будут выходить под зонтом «Запутались», то есть приняли решение о создании продакшна.

Логотип продакшна «Запутались»
Алёна: Продакшн — это буквально производство на переводе с английского. Мы занимаемся производством группы подкастов в качестве либо авторов, либо креативной команды проекта.
Маша: Наш продакшн работает в нескольких вариантах:
- Запись авторских проектов. В этом формате мы работаем с собственными интересами и меньше ориентируемся на входящие запросы. Например, «Творцы».
- Работа с блогером или готовым подкастом. Здесь мы находим человека, который транслирует идеи, схожие с основной темой продакшна, и предлагаем сотрудничать. Например, «Как они это сделали?»
- Работа с внешним запросом. Когда к нам приходят представители бизнеса и предлагают своих специалистов, продукты, мы придумываем под них проект с нуля или преобразовываем существующие подкасты. Здесь примером служит «Опытным путем».
Для первого сезона мы сами нашли предпринимателей и работали с ними на безвозмездной основе: нам — интересный опыт, им — реклама. После успешного запуска появились предприниматели, которые готовы зайти на второй сезон на коммерческих условиях.
Будни продакшна: как ведется работа
Как вы отбираете идеи для работы?
Егор: У продакшна «Запутались» есть основные темы: мечты, цели, проблемы и тревоги молодежи. Когда у тебя есть сумасшедшая идея, ты пропускаешь ее через этот тематический фильтр и понимаешь, вписывается ли она в концепт продакшна.
Алёна: Мы не устраиваем питчинги друг другу. Просто созваниваемся и обсуждаем идеи, которые каждый наработал сам. Если это отзывается у всех членов команды, то дорабатываем концепцию, пишем поэпизодный план. Этот процесс отличает нас от «Запутались» шестилетней давности: мы не делаем проект сразу, а задаемся вопросами, точно ли всё докрутили, интересно ли это кому-то кроме нас.
Какие роли есть в вашей команде?
Маша: Алёна занимается технической частью: на старте она выбирала микрофоны, делала иллюстрации, монтировала все выпуски. Также на ней была менеджерская часть: ведение производственных табличек, выкладка эпизодов, пинание по срокам. Сейчас основная задача — параллельный аудиомонтаж нескольких подкастов. Это незаменимый человек в команде.

Егор и Маша во время записи эпизода «Творцов»
Мы с Егором взаимозаменяемые: вместе делаем редактуру, ищем гостей, придумываем посты и описания к выпускам, учимся делать рилсы. У нас нет четкого разделения зон ответственности по проектам, потому что подкастов выходит немного. А еще у нас нет регулярных контрактов, прибыль от которых нужно делить в зависимости от вклада человека в проект — это тоже замедляет распределение ролей.
Втроем мы придумываем концепции и занимаемся продвижением. Сейчас за задачу берется тот, у кого больше свободного времени.
Какие расходы есть у продакшна?
Егор: Сейчас нет постоянных трат.
Раньше это были микрофоны и бронь помещений для записи в библиотеке — около 300 рублей за несколько часов. В этом году единоразово покупали рекламу в Podcasts.ru, обложки и джинглы для новых проектов. Всё это покрывали из личного кармана — доход продакшн пока не приносит.
При сотрудничестве со сторонним подкастом, как в случае с «Как они это сделали?», мы договорились на входе: за нашу работу Света, автор подкаста, не платит, но на освободившиеся деньги вкладывается в развитие своего подкаста. В последнее время она платила за аренду студии для фотосессии и студии звукозаписи.
Вы думаете о монетизации перед запуском?
Егор: Все предыдущие разы не думали. В процессе — да, уже задумались. Сейчас мы вышли на конвейерное производство эпизодов и можем подумать, как продавать контент.
Ставку делаем на подкаст про моду «Как они это сделали?», это потенциально популярный проект для широкой аудитории. У Светы есть желание вывести проект на следующий уровень: работать над визуалом и записывать видео.
Кадры из анонсов новых выпусков подкаста «Как они это сделали?»
Алёна: Сейчас мы приходим к мыслям о монетизации, потому что большое количество времени и сил уходит на создание проектов продакшна. Это невозможно совмещать с параллельной работой в режиме 5/2 — нужно выбирать.
Как вы продвигаете продакшн?
Егор: Мы есть в основных соцсетях: Instagram*, Telegram, YouTube, TikTok.
*принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории РФ
На YouTube-канал мы выкладываем эпизоды подкастов с заглушками и они набирают хорошие прослушивания. В ближайшее время планируем захватывать вертикальные форматы — для этого практикуемся создавать рилсы.
О том, как продвигать подкасты с помощью вертикальных видео, можно прочитать в этом материале.
Наша главная площадка — телеграм-канал продакшна, мы делали на него упор с момента создания. В нём можно писать длинные тексты, давать удобные ссылки, загружать видео — туда направлен основной поток дополнительного контента. Остальные соцсети нужны из-за алгоритмов, чтобы люди познакомились с нами и перешли в телеграм-канал.
Помимо ведения соцсетей, мы пользуемся другими методами продвижения: закупка рекламы, кросс-промо с молодыми подкастами, фичеринг на площадках, публикации на страницах гостей эпизодов.
Мы плохо занимаемся продвижением. У нас есть документ с перечнем недорогих или бесплатных методов продвижения, но каждый раз не хватает ресурса, чтобы успеть сделать всё. Пока что между контентом и продвижением мы выбираем контент.
У вас случаются конфликты?
Егор: Самый крупный конфликт был перед тем, как к нам присоединилась Маша. Мы с Алёной были истощены написанием «Опытного пути» и начали срываться друг на друга. Тогда у нас был кризис, работа последних месяцев рушилась на глазах. Маша тогда помогла нам выйти из конфликта, и больше ссор не было.
В нашем общении есть скорее формат дискуссии, когда мы вместе выбираем лучшее решение. К примеру, творческие решения на монтаже — сделать выпуск длительностью полтора или полчаса.
Маша: У нас был трудный период, когда пришла Света. На старте сотрудничества с ее проектом мы плохо понимали друг друга: какой концепт хочет Света, какой кажется рабочим с нашей точки зрения, насколько мы можем вкладываться. Сложность была в том, что мы не были знакомы раньше: даже скобки и смайлики в сообщениях создавали неверное впечатление. Но мы пересматривали границы, готовились к встречам, слушали друг друга и пришли к комфортному итогу.
Как планируете масштабироваться?
Егор: Мы стремимся создавать больше проектов одновременно, но Алёна не сможет монтировать столько материала в одиночку. Поэтому нужно найти второго монтажера, который сможет делать половину работы по монтажу и передавать Алёне дорожки только на доработку. Возможно, мы не будем расширять для этого команду, а обратимся к аутсорсингу.
Если мечтать шире, то нам необходим SMM-специалист или консультация по ведению соцсетей.
Маша: Мы хотим делать видео для тех проектов, в которых это уместно. К примеру, у Светы подкаст про моду, и это тема, на которую нужно смотреть. Но сейчас у нас нет техники для записи, а монтировать видео с трех телефонов не хочется.
Мы не перфекционисты, которые копят материал до достижения идеального качества. Наоборот, нам важно выпустить продукт и совершенствовать его в процессе. В ситуации с видео мы пока не дотягиваем и до того приемлемого уровня, чтобы выйти в свет.
С учетом полученного опыта
Какие плюсы и минусы есть у независимого продакшна?
Маша: Плюсы:
- Свобода в решениях. Мы можем осуществлять свои задумки, не опираясь на TOV большой корпорации. Единственное ограничение, которое влияет на наш контент — концепция, которую мы сами придумали для продакшна.
- Отсутствие четких дедлайнов. У нас нет обязательств, которые бы могли влиять на частоту выхода контента. Мы сами придумываем сроки и, если форс-мажор случился, не теряем деньги.
Егор: Минусы:
- Нет денежных вливаний со стороны. Мы можем мечтать о дорогом проекте с приглашенными звездами, но пока не можем это реализовать. Работаем в рамках своего бюджета.
- Нет медийного веса. Иногда, плашка «от производителей того-то» делает хорошую рекламу и сама по себе гарантирует тысячи прослушиваний. Помимо этого, с ней можно получить уникальный контент: у компаний связей больше. У нас таких привилегий нет.
Как вы оцениваете пройденный путь?
Алёна: Мы уже 6 лет в подкастинге, в творческой деятельности. Меня это поддерживает. Я от человека, который любительски делал монтаж видео, прошла путь до монтажа четырех подкастов параллельно.
Маша: Вместе с этим мы продвинулись от позиции “люди без опыта в подкастах” до работников студии. Мы еще не стали популярными, но наш продакшн служит примером того, что всё бывает по разному. Кто-то выстреливает на следующий день, кто-то через год, а кто-то после смерти. Но мы надеемся, что последнее — не наш вариант.

Маша, Егор и Алёна
Нам многое надо изменить, продакшн будет эволюционировать в процессе, но при этом мы уже вылезли на сушу и остается только продолжать работать. Мы про то, что нужно барахтаться, если тебе нравится твое занятие.
Дадите напутствие подкастерам, которые хотят создать свой продакшн?
Маша: Один в поле не воин, вместе работать всегда проще. У производства в соло есть очевидный плюс — не нужно договариваться, искать компромиссы, но ответственность в этом случае колоссальная, она сконцентрирована на тебе. Сразу встают вопросы: насколько долго тебя хватит и сможешь ли ты критически относиться к своей работе.
Мы как люди, страдающие синдромом самозванца, своей деятельностью хотим валидировать переживания неуверенных в себе людей, поддержать их своим примером.
Нам кажется, что мы делаем недостаточно и сильно проигрываем в продуктивности в сравнении с успешными людьми. Не нужно забывать, что у всех разный старт и жизненный путь. Спотыкаясь, набирайтесь опыта в своей сфере, а не вините себя в неудаче.





Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: