Турция: пробки, новая жизнь Storytel и атака на Spotify

Статьи

Подкаст — это средство против цензуры.
Журналистка Nilay Örnek

За последние полтора «ковидных» года аудитория подкастов в Турции выросла в 3,5 раза, причем половина пользователей используют приложение Spotify. Турки слушают подкасты в образовательных целях (например, для изучения нового языка), чтобы следить за новостями и для развлечения.

Кто слушает подкасты в Турции?

В Турции примерно 5 миллионов человек знают, что такое подкасты, однако в этой стране — лишь 650 тысяч активных слушателей (то есть таких, кто загружает подкасты несколько раз в неделю). Это люди с высшим образованием и доходом выше среднего (31%), 53% в возрасте до 25 лет, 43% проживают в Стамбуле и окрестностях.

26% слушателей полностью концентрируются на подкасте, остальные включают подкаст на фоне какого-то другого занятия. Чаще всего: дома за «выпечкой хлеба», на прогулке и в дороге. Есть даже шутка, что главной причиной популярности подкастов в Турции стали стамбульские пробки. Но это не так: оказывается, виноваты новости.

Инфографика увеличивается по клику

В подкастинг приходит цензура

Именно из-за новостей и произошли все радости и беды турецкого подкастинга — и взрывной рост интереса к новому формату, и последующий интерес к нему же со стороны правительства.

Турция в последние годы переживает ужесточение цензуры, и подкасты внезапно превратились чуть ли не в один из последних оставшихся островков свободы слова. В подкастинг ушли многие талантливые журналисты, они стали выпускать критические репортажи, расследования и комментировать вопросы внутренней политики.

В 2020 году парламент Турции принял закон о регулировании работы соцсетей, который обязывает блокировать запрещенную информацию и устанавливает штрафы за нарушения. После принятия закона власти оштрафовали компании Facebook, Instagram, Twitter и YouTube на 10 миллионов лир (около 1 млн евро) каждую за нарушение законодательства.

В том же году  Spotify (в Турции это приложение использует около 60% слушателей подкастов), подчиняясь новому закону, получил лицензию на 10 лет на интернет- вещание в Турции. Пока прямых претензий к платформе не было, но Серен Сезери, турецкий академик, профессор факультета коммуникаций университета Галатасарай считает, что «правительство может попросить Spotify о вещах, аналогичных тем, которые предусмотрены в новом законе о социальных сетях».

На сайте платформы уже появился дисклеймер о том, что «контент, нарушающий местное законодательство, может быть удален». Некоторые авторы опасаются, что Spotify начнет применять самоцензуру, чтобы не вызывать гнев правительства. Знакомо, да? У близкой по духу Турции есть даже свой подкаст про «лихие» 90-е Yine Yeni Yeniden 90’lar («Это снова 90-е»).

Альтернативная жизнь Storytel

Новостные подкасты — не единственный популярный в Турции формат. Лучшим подкастом лета 2021 года по версии Spotify стал психологический проект Merdiven Altı Terapi («Терапия под лестницей»), вышедший под девизом: «Я думаю о твоих проблемах, чтобы ты мог спать по ночам». На волне успеха сейчас разговорные подкасты. Важным игроком на этом рынке неожиданно стал Storytel, который в России воспринимается почти исключительно как сервис для аудиокниг.

В Турции Storytel активно публикует подкасты, а некоторые даже спонсирует. Региональный менеджер Storytel в Турции Берк Имамоглу пообещал, что компания продолжит инвестировать в подкасты, дабы расширять их разнообразие.

Одним из счастливчиков, спонсируемых Storytel, стал разговорный подкаст Nasıl Olunur («Как стать?») известной журналистки Нилай Орнек, которая берет интервью у успешных людей о том, как добится успеха в разных сферах жизни. При поддержке  Storytel выходит книжный подкаст İlk Sayfası («Первая страница»), авторы которого выбирают книгу и приглашают её автора в гости, а также подкаст Bunu Ben De Yaparım («Я тоже могу это сделать») о жизни в современном городе.

Саммит подкастеров и академический подход

Признание подкастов серьезным фактором медиарынка подтверждает тот факт, что оба фестиваля подкастеров, прошедшие в 2019 и 2020 годах, были проведены при поддержке департамента новых медиа стамбульского университета Кадир Хас. Академический мир весьма заинтересован новым медиаформатом: проводятся серьезные исследования привычек слушателей подкастов, а в университетские курсы добавляют дисциплину «подкастинг».

Саммит подкастеров организовала сеть независимых подкастов Medyapod, возникшая в 2018 году.  Подкастерское сообщество также регулярно проводит Podfresh Round Table, тренинги NewsLabTurkey, выпускает профильный журнал Podiomag.

Всё по науке!

Табу на радио

В подкастинг в Турции ушли не только ценители правдивых новостей, здесь говорят на темы, не принятые в традиционных СМИ. Хороший пример — подкаст Mental Klitoris в формате пояснительного интервью.  Автор приглашает гостей, чтобы поговорить о сексуальности, сексуальном здоровье и привычках, о домашнем насилии и удовольствии от интимного общения. Для консервативного турецкого общества это весьма смелые темы. Автор в интервью замечает, что если бы он попытался заговорить на данные темы на радио, проект тут же закрыли бы. В подкасте пока можно.

Короткая волна

Монетизация подкастов в Турции пока на зачаточном уровне. Сообщество на саммитах и круглых столах активно обсуждает разные методы получения прибыли. Тут без неожиданностей: Patreon, платные подписки в Apple и Spreaker Premium, спонсорство. Осторожно обсуждают краудфандинг. Есть несколько примеров удачных коллабораций с брендами, например, подкаст, созданный при поддержке Benetton.

 

Единственная пока в стране студия подкастов* Kısa Dalga («Короткая волна») открыта в 2019 году журналистом Кемалем Гекташем (Kemal Göktaş). Девиз «Короткой волны»: «Мы рассказываем новости через истории, а истории вечны».

 *подкасты — основной источник дохода

Студия задала серьезную планку, выпустив несколько нарративных подкастов Tarikatlar Gerçeği (об истории тарикатов, религиозных орденов Турции) и Şengal’den Keçiören’e bir IŞİD öyküsü (История ИГИЛ* от Шенгала до Кечиорена).

*запрещенная в России террористическая организация 

Хозяева студии вложились в создание сайта и активно его рекламировали в социальных сетях. В результате 60% аудитории подкаст набирает именно с сайта. Сами подкасты загружаются через Spreaker. Основные источники дохода — спонсоры и реклама.

Подкастеры Турции гордятся тем, что им в 2020 году удалось вырваться на первое место в мире по приросту аудитории. Желаем им такого же взрывного роста в области монетизации и успешной борьбы с цензурой.

На десерт список комедийных подкастов на турецком.

Меню

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: