Стоит ли проходить платные курсы по подкастингу?

Статьи

У начинающих подкастеров могут возникать вопросы, как подступиться к созданию первого проекта и организовать весь процесс от разработки идеи до монетизации. Опытные представители рынка делятся своими знаниями как в структурированных курсах, так и в бесплатных источниках.

В этом материале редакция Podcasts.ru опросила участников нескольких курсов и опробовала два из них, чтобы понять, какой путь изучения выбрать новичку.

Какие платные курсы были изучены?

Сотрудники редакции Podcasts.ru прошли курсы студии «Две Дорожки» и Валентины Горшковой («Индипод»).

В опросе также приняли участие ученики курсов от Skillbox, студии «Либо/Либо», студии «Богема» и Кати Китаевой («Подкаст за 30 дней»).

По результатам опроса участники платных курсов заплатили за покупку от 5 000 до 29 000 рублей, прохождение курсов длилось от одной недели до полугода. Каждый ученик был удовлетворен соотношением стоимости и содержания курса.

Почему мы решили пройти обучение на платных курсах?

Причины,  по которым ученики пошли на курсы:

  • желание обучиться подкастингу с нуля и получить информацию через емкую и динамичную подачу;
  • желание систематизировать изученную ранее информацию и закрыть дыры, которые образовались в результате бессистемного образования;
  • заинтересованность в обучении от конкретного специалиста, возможность получить личный разбор от него;
  • потребность в сообществе единомышленников.

В основном ученики курсов стремятся обрести базу, от которой будут отталкиваться в поиске дополнительной информации. Когда им не хочется проходить этот путь в одиночку, они ищут знакомства с единомышленниками и выбирают тарифы с групповыми чатами.

Однако есть и второй тип учеников, которые заранее изучили все доступные ресурсы, а теперь хотят привести эти знания в порядок и закрыть образовавшиеся пробелы.

В обеих стратегиях людей может мотивировать личность, которая создала курс: личный разбор домашних заданий или уникальная информация, которую дает автор.

Вероника Бабинцева, стажер Podcasts.ru: Я решила пройти обучение, потому что хотела систематизировать всё то, что я знаю о подкастинге. Дисциплины в университете, практика, стажировки, бесплатные ресурсы — всё это уже было в моей голове. Но как это разложить по полочкам и знать что откуда взять, оставалось проблемой. Курс помог бы разбить все мои знания по блокам, что-то дополнить и иногда даже упростить.

И так как мне комфортнее знать, что меня кто-то курирует на этом пути, я решила выбрать курс с поддержкой Вали Горшковой (создательницы «Индипода»).

Опыт прохождения

Янина Постнова, редактор Podcasts.ru: Просмотрев все лекции курса «Двух Дорожек», я научилась записывать звук и делать монтаж собственного подкаста на достойном для новичка уровне. Помимо этого, я узнала о работе шумоподавляющих плагинов от Reaper и iZotope, которые могут понадобиться при монтаже трудных записей с браком.

Основной минус, который постоянно меня стопорил, — открытие нового урока раз в неделю. Я пришла на курс учеником, который заинтересован в скорейшем создании собственного проекта. При этом обработку звука хотелось сделать по уму: всё-таки это не последний момент в подкасте. Чтобы пройти все уроки по обработке, я училась два месяца, хотя при свободном доступе к лекциям этот этап занял бы минимум в два раза меньше времени.

Вероника Бабинцева: У курса «Индипод» есть несколько выдающихся плюсов. Во-первых, Вале действительно удалось создать поддерживающее сообщество, в котором каждый участник курса заинтересован процессом. В общем чате мы даже сейчас обмениваемся контактами, слушаем проекты, помогаем друг другу, а кто-то даже находит себе гостей в выпуски. Во-вторых, вне рамок семинаров, которые проходили онлайн, нам давали много полезной информации: памятки, гайды, статьи, подборки и дополнительные записи.

И, наконец, большой плюс — постоянная поддержка со стороны Вали: она отвечала на наши вопросы в чате, постоянно поддерживала контакт и спрашивала, как идут дела.

Если говорить о минусах, то занятия по монтажу аудио и ведению социальных сетей подкаста оказались для меня частично бесполезными — я изучала эти темы до курса в университете и на стажировке. Но даже в этих занятиях находились новые детали, а другие ученики курса задавали интересные вопросы.

Помимо этого, время некоторых занятий было неудобным для меня и я смотрела их позже в записи. Записанные лекции смотреть сложнее, чем онлайн-семинары, — нужно себя организовать и выделить специальное время.

Опрос показал, какие плюсы прохождения вынесли для себя выпускники курсов:

  • 67% опрошенных оценили отработанную структуру и интересную подачу материала, которые помогли быстро усвоить программу.

Участники курсов: «Структурные уроки, понятно, без воды».

«Круто преподнесена информация и она сразу применима на практике».

  • 33% участников получили готовый список полезных сервисов и чатов для подкастеров, а также шаблоны для работы.
  • 17% выпускников получили индивидуальный разбор и исправили ошибки в процессе обучения — это позволял тариф курса.

Среди минусов были перечислены такие проблемы, как:

  • недостаточный разбор практических примеров на каждом этапе создания подкастов;
  • наличие неподходящего софта для обучения;
  • малая активность в чате курса.

Половина проблем, с которыми сталкиваются люди, относится к особенностям организации, а не к наполнению курса. Они решаются предварительным изучением условий обучения. Например, заранее можно узнать частоту выхода лекций или софт, на котором будет проходить практика.

Вторая половина вынесенных проблем дает понять, что людям, которые ищут в курсах знакомство с коллегами и детальную проработку каждой темы, не получится закрыть свою потребность полностью — нужно будет обратиться к дополнительным ресурсам или самим проявить активность.

Результат прохождения

Янина Постнова: В результате прохождения курса я научилась записывать и монтировать выпуски своего подкаста «Загорелась» и впоследствии запустила его.

Теория, которую мы изучали на курсе, помогает мне постоянно. Я создала правильное пространство для записи, опираясь на советы из курса, запомнила горячие клавиши в Reaper для быстрой работы, освоила базовые плагины, которые помогают чистить и украшать звук дорожки.

Сейчас остается тренировать наслушанность, продолжать практиковаться в саунд-дизайне и набивать руку для ускорения монтажа.

Вероника Бабинцева: После курса я не запустила подкаст, второе дыхание не открылось. И всё же те цели, которые я ставила себе в начале, выполнены. Мне удалось не только систематизировать то, что я уже знала, но и изучить много нового. Также у меня теперь есть целых две идеи, которые можно реализовать в ближайшее время.

В этой ситуации стоит учитывать, что я проходила курс в декабре: у меня были зачетные работы, контрольные, сессия, конференции. С самого начала я не рассчитывала, что успею реализовать проект к концу декабря — времени окончания курса. Однако понимание того, что у меня есть идеи и план их реализации, невероятно греет.

По результатам опроса:

  • 1/3  учеников курсов запустили новый подкаст после прохождения обучения;
  • 1/3 учеников уже выпускали подкаст до прохождения курса и продолжили работу над ним с новыми знаниями;
  • 1/3 учеников не успели запустить проект в связи с загруженностью и долгим поиском концепции.

В работе над проектами выпускники курсов используют полученные знания не только при создании подкаста, но и в работе с хостингом, площадками и в продвижении в социальных сетях. Даже если подкастер делегирует запись и монтаж, обладание базовым знанием на эти темы полезно для входа в индустрию — оно помогает найти качественного исполнителя.

Участник курса: «Так или иначе буду всё использовать: если не в прикладном смысле (запись и звукорежиссуру планирую аутсорсить), то в качестве матчасти для захода в индустрию».

В программе курсов участникам опроса не хватило помощи в подборе интересной и потенциально популярной темы для проекта, а также разбора примеров на основе подкастов учеников курса для большей наглядности.

Участники курсов: «Как будто всё разобрали. Но возможно, хотелось бы разобрать темы курса на примере подкастов участников. Например: “Вот, у этого автора получается хорошо такое-то. А вот тебе надо подтянуть вот это”».

«[Осталось неразобранным] Как подбирать интересные темы и стоит ли ограничивать себя одной крупной тематикой или можно болтать на смежные».

Почему не остановились на бесплатных материалах?

Янина Постнова:  Я не использовала бесплатные материалы для того, чтобы научиться монтировать подкаст — с этой задачей решила сразу обратиться к профессионалам в индустрии.

Но для того, чтобы найти таких профессионалов, я изучила рынок подкастов, узнала какие студии существуют и нашла звучание, к которому бы хотела стремиться в итоге. С этой целью мне помогли наслушанность и исследование топов площадок с подкастами.

Вероника Бабинцева: Я пользовалась бесплатными материалами до начала обучения. К ним могу отнести:

1) Университет.

У нас была дисциплина, посвященная подкастингу в России, и она помогла мне немного узнать рынок отечественных подкастов. Также в университете я два года создавала подкасты, и поэтому считаю, что практическая часть у меня достаточно прокачана, а вот теория и создание концепции страдали.

2) Лекции на YouTube.

Я нашла записи лекций онлайн-фестиваля «СЛЫШ» и смотрела их — очень познавательно.

3) База знаний Podcasts.ru.

Эти материалы помогли мне немного систематизировать то, что я узнала из других источников. Но этого мне казалось недостаточно.

Конечно, всё есть в свободном доступе, но мне хотелось, чтобы я за один курс смогла получить то, что до этого нашла на разных сайтах.  Теперь вся информация у меня в одном месте — это удобно!

Половина опрошенных участников курсов обращалась к бесплатным материалам в интернете до того, как начать прохождение платного курса.

Среди материалов, к которым ученики обращались, можно выделить:

  • подкасты о подкастах (об их создании и индустрии в целом): «Подкастеры», «Эфир» и др.;
  • лекции и выступления экспертов индустрии на YouTube;
  • материалы издания Podcasts.ru;
  • книга «Пошумим. Как делать хитовые подкасты».

Обзор на книгу и интервью с ее переводчиком можно прочитать в этом материале.

Ученики, которые обратились к бесплатным материалам, решили продолжить платное обучение, чтобы понять последовательность действий, получить личный разбор и найти комьюнити по интересам.

Участники курсов: «Было непонятно в какой последовательности что нужно делать, чтобы запустить подкаст».

«Не хватало личного разбора, какой-то обратной связи от человека, который в индустрии дольше меня. Плюс, не хватало комьюнити по интересам».

Итог: стоит ли проходить платные курсы по созданию подкастов?

Это будет зависеть от целей, которые хочет закрыть подкастер.

К платным курсам стоит обратиться:

  • Для изучения базы: поиск необходимой информации на бесплатных ресурсах станет легче, если получить начальное представление о работе с подкастом.
  • Для структуризации: если бесплатные источники уже исследованы, но последовательность шагов для работы еще не сложилась.
  • Для актуальности: в бесплатных курсах, выпущенных некоторое время назад, информация бывает устаревшей, а платные курсы обновляются под каждый поток.
  • Для экономии времени: платные курсы предлагают теоретическую выжимку, что удобно для человека, у которого нет времени и желания искать всё в открытом доступе.
  • Для поиска сообщества единомышленников: ученики,  попавшие на узконаправленный курс, скорее будут заинтересованы именно в работе с подкастами и дальнейшем сотрудничестве (поиск гостей, кросс-промо и другие бонусы).
  • Для получения обратной связи: курсы часто имеют тарифы, в которых создатель предоставляет услугу разбора проекта в процессе обучения.

По данным опроса 5/6 бывших учеников курсов твердо советуют новичкам в индустрии пройти платный курс.

Участник курса: «Да. Дает полезные знания и сразу пакет документов, которые пригодятся в будущем».

К бесплатным источникам стоит обратиться, если:

  • Есть время и желание: большая часть информации разбросана на разных бесплатных ресурсах — ее нужно найти и структурировать для дальнейшего использования.
  • Нужно подготовиться к выбору подходящего курса: предварительно изучив индустрию и базовые шаги по созданию подкаста, вы увеличите шанс найти подходящий платный курс для вашего уровня и желаемого результата.
  • Уже есть базовое знание и необходимо углубиться по какому-то направлению: к примеру, если ваш подкаст уже выходит на площадках, но вы хотите научиться его монетизировать или продвигать в определенной соцсети, стоит искать бесплатные лекции на эту тему, нежели покупать платный курс целиком из-за одного блока.

Советуем бесплатные источники

Если вы решили выбрать путь самостоятельного изучения, тогда мы предлагаем вам обратить внимание на эти проверенные источники:

*курс был создан в 2022 году, поэтому упоминаются сайты Anchor, Spotify,  Patreon и некоторые другие, которые больше не доступны в России.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущее интервью
Ребрендинг Podcasts.ru, который вы не ждали, но он случился
Следующее интервью
Как подкасты становятся драйвером роста бренда: кейсы российских компаний
Меню
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: