Советы подкастерам. Как построить нарратив?

Статьи

 

В новой серии материалов мы решили попросить успешных подкастеров и интересных авторов дать свои советы начинающим — о том, как записываться, говорить с гостями и выстраивать истории.

Андрей Аксенов, создатель подкаста «Закат империи», поделился тем, как сделать качественный нарратив.

Поймите героев

Самое главное — это крутая история. Без крутой истории ничего не получится.

Но крутую историю тоже нужно правильно подать. Для этого познакомьтесь хорошенько с вашими героями и постарайтесь понять их (это может быть опасно, если вы, например, делаете тру-крайм, но без этого никуда).

Хорошую историю без героя рассказать очень сложно. Если у вас нет подходящего реального героя, то можно, например, придумать несуществующего персонажа, абстрактного Васю и поместить его в обстоятельства вашего нарратива. Что будет делать Вася?

Не обязательно также рассказывать историю через главное действующее лицо: иногда лучше рассказать историю глазами второстепенного персонажа.

Вы познакомились с героем? Не забудьте рассказать о нем слушателям. Во что он одет? Как выглядит? Какие газеты читает? На каких блогеров подписан? «Дай мне героя» — такие пометки часто на сценариях ставит Андрей Борзенко, главный редактор студии «Либо/Либо».

Покажите сцены

Похожим образом стоит описывать обстоятельства дела. Нам кажется, что важнее всего факты, цепочка событий, которые привели к чему-то.

Но попробуйте вместо этого рассказать историю сценами. Вместо того, чтобы сказать «из-за изменения международной политики выросли цены на газ», расскажите про ситуацию на бирже: вот газовый брокер читает газету с новостью. Вот он приходит на биржу, а там паника. Как выглядит биржа, что это за помещение? Что делает потный взъерошенный человек справа — он, наверно, потерял все деньги? Почему человек слева хохочет и встает с ногами на стул? Может, он что-то знал заранее?

Это работает гораздо лучше.

Проведите шесть обеденных прогонов

Когда вы познакомились с героями и примерно представили сцены, в которых они будут действовать, можно перейти к методу, который Эрик Нюзум называет «шесть обеденных прогонов». Мне не всегда удается сделать шесть, но один обеденный прогон я делаю обязательно, часто — больше.

Возьмите друга или подругу и за обедом в офисе, или вечером за пивом, или за кофе в переговорке расскажите ему вашу историю. Рассказывая её, вы сами поймете, с какой стороны зайти, и как лучше расставить акценты. Ваш собеседник будет вас направлять, спрашивая: «Не понимаю, почему он сделал это?» или «Президент Германии? Кто это? Я думал там канцлер»?

Повторите такой прогон шесть раз, и вы сами увидите, как история становится лучше.

Переключитесь на разговорный язык

Дальше нужно написать сценарий, максимально соответствующий тому, что вы будете рассказывать. Я пишу не тезисы, не общий план, а полный сценарий каждого выпуска. Сложность в том, что надо писать его разговорным языком, потому что разговорный русский и письменный русский — это два разных языка. Скажем, в чате мы пишем на разговорном русском. Набирая текст в редакторе, мы сами собой переключаемся на письменный.

Нуу… Заведите, типа, привычку писать на разговорном русском, это как будто вы представляете себе, как произносите вот эту фразу, только теперь запишите её. Довольно ужасно выглядит на письме, да? Ну, знаете, так же ужасно на слух воспринимается письменный русский.

Примерно так и выглядят мои сценарии.

 

Вырезайте лишнее

Одна из прекрасных привычек — после того, как вы напишите сценарий (и даже после того, как запишете его на разговорном языке) безжалостно выбрасывать из него любые вещи, которые усложняют сюжет или уводят внимание слушателя в сторону.

Если б вы знали, сколько отличных сцен я выкинул. Не жалейте их. Они могут быть отличными сами по себе, но в вашей длинной истории они могут излишне усложнять сценарий.

Если у вас возникает вопрос: «Так ли нам нужна именно эта сцена», то ответ один — нет. Вырезайте. Иногда я вырезаю сцены просто чтобы не терять форму (шутка). На самом деле, я задал себе ограничение: 50 минут на выпуск. Если я выхожу за пределы, то беру ножницы и ищу, что можно выкинуть — и всегда сценарий становится только лучше.

Но безболезненнее вырезать, конечно, из текста, а не из записанной аудиодорожки.

Не читайте текст

Когда будете записываться, не читайте текст. То есть, конечно, читайте, но только слушатель не должен догадаться, что вы его читаете. Для этого лучше всего представлять себе все, что вы говорите. Вот вспотевший брокер, потерявший все деньги, приходит домой к жене. Представьте его справа. Представьте жену слева. Как и что он будет говорить? Его голос дрожит? Или, может, он пьян? Может, у него галстук на боку и рубашка вылезла за брюки?

Не бойтесь использовать слова-паразиты. Слова-паразиты необходимы живой речи (если, конечно, их немного). Можно попробовать прочитать абзац и пересказать его — всегда получается лучше, чем читать, но на это уйдет больше времени.

Не жалейте

Когда запишете выпуск и выложите его, не жалейте о том, что сделали не так. Слава богу, мы делаем подкасты. В следующем выпуске будет лучше.

 

Меню
Авторизация
*
*


Регистрация
*
*
*


Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: