В 2018 году в Париже прошла первая конференция франкоязычных подкастов под лозунгом «Франция, мы здесь!», а спустя три года подкаст-индустрия переживает в этой стране настоящий бум.
Согласно оценкам Reuters, в 2020-м подкасты слушало примерно 14% (5,3 миллиона) французов, но из-за пандемии по всему миру фиксируют повышение интереса к этому жанру аудиоконтента. Например, хостинг-компания Acast сообщает: за последний квартал 2020 года число уникальных слушателей увеличилось на 40%.
Комиссия по обогащению французского языка (CEFL) в 2020 году ввела новый термин “audio à la demande” (аудио по запросу), а раз французы решили пополнить свой язык новым термином — значит, всё серьёзно. Еще один неологизм пришлось ввести, чтобы отделить подкасты-радиопрограммы от классических медиа и “native” подкасты, родившиеся уже в новом формате.
Рынок подкастов
Интерес к подкастам во Франции подстегнули три шоу, появившиеся в 2016 году:
В подкасте Transfert (Переход) люди рассказывают истории из своей жизни — истории о любви, дружбе, семейной трагедии, болезни или отпуске. Некоторые весёлые, другие душераздирающие. В подкасте звучит только голос рассказчика, что создает дружескую атмосферу.
В La Poudre (Война) журналистка Лорен Бастид берёт интервью у женщин, расспрашивая их о жизни, работе, феминизме, антирасизме, социальной справедливости. В прошлом году у Лорен Бастиде вышла книга интервью первого сезона.
Ведущие подкаста Sales Gosses (Паршивцы) сокрушаются, что к детям при рождении не прилагается инструкция и стараются её написать, обсуждая родительские права и проблемы воспитания.
Сейчас французская «экосистема» подкастов состоит из:
- Независимых студий подкастов: Binge Audio («французское Либо/Либо», 300 000 слушателей в месяц), Nouvelles Écoutes, Louie Media, Bababam, Plink Studio, пр.
- Небольших инди-студий.
- Крупных медиакомпаний: Radio France, France Inter, France Culture, Arte Radio.
- Национальных стриминговых сервисов Majelan*, Deezer и международных — Acast, Audible, Apple Podcasts, Google Podcasts, Spotify.
*Платформа работает по модели Freemium — есть бесплатная и платная версии. Платное предложение от 4,99 евро в месяц с доступом к оригинальным подкастам собственного производства.
- В мире насчитывается около 1200 подкастов на французском языке (не только из Франции, а из всех франкоязычных стран)
Интересной особенностью французского рынка подкастов является то обстоятельство, что в борьбе за слушателей Apple vs. Spotify здесь уверенно побеждает второй. По данным Journal du Net, во Франции на Android приходится 81,9% рынка, а на iOS всего 17,5%.
С 2018 года в Париже проходит ежегодный Paris Podcast Festival, на котором собираются главные игроки рынка; есть несколько секций, посвященных как популяризации подкастов, так и b2b-обсуждению текущих проблем индустрии.
Больше о разнице американского и европейского рынков подкастов можно узнать из статьи в Forbes.
Монетизация
Французские подкастеры всё ещё ищут подходящую экономическую модель. По некоторым оценкам, объём французского рынка рекламы подкастов в настоящее время составляет около 1,1 миллиона евро (для сравнения, выручка от подкастинга в США в 2020 году превысила миллиард долларов).
В очередной раз подтверждая тот факт, что во Франции сильны традиции профсоюзного движения, подкаст-студии сумели объединиться в союз независимых аудио продюсеров PIA (Producteurs Indépendants Audio). Они добиваются государственной поддержки индустрии* и ищут новые пути заработка.
*Министерство культуры Франции оказывает финансовую поддержку авторам и блогерам, популяризирующим культуру (кино, телевидение, театр и радио). Французские подкастеры хотят кусок от этого “пирога”. И это, наверно, главная особенность французского подкастинга.
Методы монетизации подкастов:
- Платная подписка: студия BoxSons (не пережила кризис), подкасты которой были доступны только по платной подписке.
- Краудфандинг.
- Пожертвования (patreon.com).
- Реклама в подкастах.
- Сотрудничество с брендами.
Приятно осознавать, что французы даже в подкастинге ведут себя самобытно: придумывают собственные термины, объединяются в профсоюзы и идут своим интересным подкаст-путем.
ТОП-3 французских подкаста
L’Appli Rose
Представьте себе, если бы в Tinder не было фотографий, профиля и мессенджера — только голос. В подкасте «подслушивают» интимные телефонные разговоры двух незнакомцев, которые постепенно “открывают” друг друга. Подкаст доступен только по подписке: 2,95 евро за эпизод или 17,95 евро за сезон.
Kiffe ta race
Журналистки и активистки Рохая Диалло и Грейс Ли говорят о национальной идентичности и расе, делятся своими историями и приглашают гостей. В ТОП вышли эпизоды о расизме в СМИ, привилегии белых, франкоязычной литературе и колониальном прошлом.
Au vieux pays de mes pères
Журналист Томас Розец исследует жизнь своего прадеда-бретонца, который во время немецкой оккупации Франции был коллаборационистом.
Больше о французских подкастах можно почитать здесь и здесь.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: