Подкастинг в Африке сталкивается с разными проблемами и развивается медленно, но в разных странах появляются интересные региональные проекты. Главное, что тормозит развитие индустрии — высокая стоимость мобильного интернета и смартфонов. Африканский континент нельзя рассматривать как единое целое, рынки подкастов здесь гиперлокальны и различаются по языку, политической и технологической обстановке и методам распространения контента.
Ведущими странами подкастинга являются Нигерия, ЮАР и Кения, но индустрия там делает только первые шаги. Например в ЮАР, согласно исследованию Edison Research, проведенному в 2019 году, о подкастах знает лишь 22% населения. Исследование Tony Doe Media показало, что 70% слушателей мужчины, и все 100% слушают подкасты на смартфонах.
Кстати, о смартфонах — на Африканском континенте распространены модернизированные кнопочные телефоны Nokia или Sony-Ericsson, которые на местном сленге называют «ямс». Телефоны и правда напоминают гигантскую картофелину с очень мощной батареей, спасающей во времена регулярных веерных отключений электричества. Во многие телефоны вмонтированы мощный динамик и радиоточка. Это стимулирует владельцев девайсов слушать радио, а вот подкасты на таких телефонах не послушаешь. Недавно на рынок пришли дешевые модели Xiaomi и Huawei, и число пользователей подкаст-приложений начало расти.
Если составлять портрет слушателя подкастов из Африки, то это представитель «цифровой элиты»: обеспеченный человек со смартфоном, который может позволить себе потратить несколько долларов на скачивание подкастов. Возраст слушателей: 35-54 лет (40%), вторая по численности группа: 25-34 года.
Кения впереди… и это заслуга женщин
Лучше всего с подкастами обстоят дела в англоговорящих африканских странах. В Кении, где высоко влияние американской культуры, подкасты прижились в столице Найроби. В стране установили вышки 5G, и у населения есть доступ к интернету.
Радиожурналистка Адель Оньянго создала сразу два подкаста «Legally Clueless» и «PursePective», где женщины могут высказаться на важные для них темы, большинство которых до сих пор являются табу. Благодаря своим подкастам Адель превратилась в одну из самых популярных и влиятельных фигур Кении.
Две прекрасные кенийки Мелисса Мбуга и Жозефин Карианджахи в 2020 году организовали фестиваль «The Africa Podfest», на котором попытались собрать подкастеров со всей Африки. Они же придумали Africa Podcast Day (12 февраля), чтобы повышать осведомленность о подкастах и стимулировать создание шоу на местных африканских языках.
ЮАР: Spotify, крупные СМИ и рэперы
Взрывной интерес к подкастам в ЮАР пришелся на 2021 год и сейчас почти половина интернет-пользователей знают, что такое подкасты (это примерно 16 миллионов человек).
Вырости подкастам помог рэп, вернее, громкий скандал вокруг развала из-за финансовых проблем местного рэп-лейбла RapLyf Records. Практически все участники конфликта или запустили свои подкасты, или отправились в гости в чужие подкасты, дабы высказать свою точку зрения. Шумиха на всю страну превратила подкасты в модный тренд.
Если вы интересуетесь судьбой лейбла, то рэпер Nota Baloyi так объяснил его падение: владельцы платили зарплату рэперам за счет прибыли с будущих концертов, но из-за ковида большинство концертов отменилось, и в результате образовался огромный долг.
Однако первая вспышка интереса к подкастам произошла еще в 2018-м, когда в страну пришел Spotify. C 2019 года Spotify появился и в других африканских странах, но в приложении была доступна лишь музыка. Возможность слушать подкасты появились лишь с 30 сентября 2021 года.
Интерес к подкастам проявляют крупные СМИ
Самый популярный подкаст в ЮАР — спортивный Soccer Laduma, принадлежащий одноименному медиа. Подкаст выходит каждые две недели и уже преодолел отметку в 10 миллионов загрузок, а в среднем более 100 000 загрузок на один эпизод.
На нарративных и новостных подкастах специализируется News24 — это крупнейшее южноафриканское новостное онлайн-издание на английском языке, созданное в 1998 году. В холдинге работает более 100 журналистов, так что есть кому делать подкасты. News24 выпустили:
- Четырехсерийный подкаст Exodus о миссии Квасизабанту, открытой в ЮАР Эрло Штегеном в 70-е годы прошлого века. Недавно на общину от бывших ее членов посыпались обвинения в нарушении прав человека, сексуализированном насилии и отмывании денег. News24 решило разобраться и семь месяцев проводило расследование. Результатом стал подкаст, о том, как одна из крупнейших миссий в Африке во времена апартеида сотрудничала с государством и шпионила за оппозиционерами из партии «Африканского национального конгресса». Как миссия медленно, но верно превращалась в машину для зарабатывания денег, получая во владение завод по производству воды aQuellé и контракты на поставку овощей и фруктов. Изданию также удалось заполучить письменные показания послушниц, подвергшихся насилию.
- В Missing Matthew расследуют исчезновение девятилетнего Мэтью Олссона, пропавшего из своего дома в Кейптауне 24 марта 1997 года. Родители до сих пор не прекращают поиски, утверждая: полиция не приложила достаточно усилий для выяснения того, что случилось с их ребенком. Если Мэтью еще жив, то ему сейчас уже 33 года.
- В подкасте White collar heist обсуждают самые яркие финансовые скандалы ЮАР, а в Justice Denied рассказывают истории людей, которые были незаконно осуждены.
Подкасты в WhatsApp
Вместе с появлением в Африке первых случаев коронавируса, континент буквально накрыла волна дезинформации о способах и средствах лечения. Фейк ньюс распространялись, в основном, через приложение WhatsApp. И это уже традиция: во время эпидемии лихорадки Эбола в 2014 году несколько человек умерло и многие попали в больницу из-за сообщений, в которых в качестве лекарства от болезни прописывали солевые ванны.
Поэтому в 2019 году International Fact-Checking Network выделила Africa Check грант в размере 50000 USD для создания подкаста, в котором разоблачаются массовые рассылки фейк ньюс. Причем, подкаст What’s Crap on WhatsApp? решено было выпускать на площадке, где и обитает целевая аудитория, то есть в вотсап, в виде 5-8 минутных голосовых сообщений. Подкаст распространяется по подписке, сейчас на него подписано около 6000 человек.
Нигерия: говорят миллениалы и проповедники
В Нигерии подкасты появились как проявление бунта миллениалов против традиционных СМИ, в которых не хватало информации о популярной культуре и важных для молодежи проблемах.
Первым разговорным шоу стал Loose Talk Podcast, который вели трое журналистов. Первый эпизод подкаста вышел в 2016 году: эффект был, как после американского Serial. Слушатели оценили легкий формат, актуальные темы и веселую подачу. Это был хит, который тут же породил массу подражаний, журналисткам Йоле Айейе и Фейкеми Абуду с подкастом I Said What I Said удалось даже столкнуть авторов Loose Talk Podcast с пьедестала.
Сейчас в Нигерии ощущается некоторое «перенасыщение» разговорными шоу, любители подкастов заглядываются на опыт США и ждут появления новых форматов.
Наравне с селебрити и журналистами, важными игроками подкаст рынка Нигерии стали проповедники. Хороший пример: Апостол Джошуа Селман-нигерийский, проповедник Евангелия, завел собственный подкаст Apostle Joshua Selman, который довольно быстро выбился в топ.
Будущее
Подкасты в Африке — субкультура, а не бизнес: случаи монетизации здесь единичны, но есть гранты и призы от международных организаций, на которые пытаются существовать отдельные проекты. Открылась собственная платформа для подкастов из Африки, на которой продвигают разные подкасты, всячески стимулируя использование местных языков.
В начале 2021 года запустился инкубатор подкастов, финансируемый BBC, для Кении, Нигерии и Южной Африки. В прошлом году состоялась PodFest Cairo — первая конференция по подкастам в Египте и Африке, которая задумана как регулярная и которая будет собирать подкастеров для обмена опытом. Африка стоит на старте подкастинга, а мы все знаем, кто лучшие бегуны планеты на долгие дистанции.
*«Радио Свобода» иноагент и нежелательная организация в РФ
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: