Подкасты – не радио, однако переходов на проекты «Комсомольской правды» из сервиса Podcast.ru больше всего. За 14 лет подкасты КП перестали быть просто дополнением к радиоэфиру.
В этом материале главный редактор радио «Комсомольская правда» Андрей Горбунов рассказал о том, как зарождался подкастинг радиостанции и как ее проекты помогают расширить аудиторию и укрепить позиции медиахолдинга.
С чего всё начиналось
Как начинались подкасты на КП, какие были самыми популярными, по какому принципу их выбрали?
Андрей Горбунов: Подкасты на радио КП появились спустя несколько месяцев после запуска вещания – в 2010 году. Мы сделали на нашем сайте kp.ru отдельный раздел для радио, в котором можно было включить прямой эфир, посмотреть программу передач и послушать первые подкасты. Сначала выкладывались интервью журналистов КП с гостями, которые приходили на радио — музыканты, артисты, политики, историки, писатели, бизнесмены. Спустя несколько месяцев появились авторские подкасты. Некоторые из них выходят до сих пор — «Военное ревю», «Дежавю» и «Был бы повод».
Потом появилось желание расширить аудиторию — тогда мы сделали RSS и начали публиковаться на RPOD у Василия Стрельникова и на PodFM. Коллеги из PodFM добавили наши подкасты на iTunes — тогда еще не было Apple Podcasts. В то время самым популярным подкастом была «Беседка с Анатолием Вассерманом».
Подкасты радио КП — это не отдельное направление нашей станции. Они — логичное продолжение эфира. Те темы и программы, которые достойны попадания в эфир, автоматически выкладываются и на все платформы в виде подкастов. Направление нашей станции — общественно-политическое. Соответственно, все темы, которые сейчас гремят в информационном поле, находят отражение в наших подкастах. Это может быть и политические ситуации, и громкое происшествие в Москве, и развод Алсу.
Как подкасты радио «Комсомольская правда» дополняют основное эфирное вещание радиостанции?
Странно говорить о радио в 2024 году исключительно как об FM-вещании. Наша станция, помимо самого эфира, — это и видео в VK и RUTUBE, и Telegram-канал, и, разумеется, подкасты. То есть речь ни в коем случае не идет о дополнении. Все эти площадки для нас одинаково важны и все они приносят нам аудиторию.
О критериях успеха
Какие подкасты на радио «Комсомольская правда» вы считаете самыми успешными и почему?
До февраля 2022 года самыми прослушиваемыми были интервью со звездами шоу-бизнеса, которые приходили к нам в студию. Однозначным рекордсменом является интервью с Ольгой Бузовой, эпизод с которой прослушали более двух миллионов раз.
24 февраля 2022 года самый первый эпизод про начало спецоперации на Украине был записан, смонтирован и выложен в 9:50 (мск). С тех пор самыми прослушиваемыми остаются подкасты по этой тематике — «Что будет», «Военное ревю», «Коц: аналитика с именем», «Говорит полковник» и другие. Наши военкоры постоянно находятся в зоне боевых действий, есть редакции в Донецке, Луганске, Севастополе, Симферополе, Белгороде и других прифронтовых городах. Также мы выпустили подкаст «Героини» о женщинах, которые в тылу помогают фронту кто как может. Его послушали более 2,5 млн раз.
Второй по популярности темой после начала СВО стали исторические подкасты. Видимо, люди пытаются разобраться, какие события в прошлом привели к тому, что происходит сейчас.
Как вы оцениваете успешность подкастов на радиостанции?
Лучше всего об этом успехе говорит статистика. По итогам августа сразу семь программ радио «Комсомольская правда» вошли в топ-10 подкастов по информации Podcast.ru. Серебро досталось шоу «Добрый вечер». Утреннее шоу «Что будет» укрепилось на четвертой строчке. Успех ли это? Наша редакция абсолютно справедливо считает это успехом.
Для нас любое прослушивание — это конвертация в деньги. Если даже в конкретном выпуске у нас нет рекламы, то он работает на узнаваемость нашего бренда, продвижение радио «Комсомольская правда». Рекламодатели видят рост прослушиваний как у нас в подкастах, так и в прямом эфире. Точных цифр по количеству рекламодателей и бюджетам раскрывать не будем. Но подкасты вносят немалый вклад в доход нашего холдинга.
Какой подкаст самый прослушиваемый?
Если взять цифры за первое полугодие 2024 года, по сумме всех выпусков самым прослушиваемым у нас является «Студия подкастов Радио «Комсомольская правда». В этом подкасте выходит по несколько выпусков в день — рассказываем нашим слушателям главные новости дня с комментариями экспертов. С очень небольшим отрывом далее идут «Темы дня на Радио КП». Бронза — у нашего ежедневного утреннего шоу «Что будет».
На какой площадке больше всего слушают подкасты КП?
Львиная доля прослушиваний наших подкастов приходится на сайты и мобильные приложения медиахолдинга «Комсомольская правда». По итогам июля 2024 года на них пришлось более 73% прослушиваний. На втором месте — «Яндекс Музыка» (более 12%), замыкает тройку Apple Podcasts (почти 6%).
Как вы справляетесь с техническими сложностями, которые связаны с производством подкастов?
Поскольку у нас на радио несколько своих студий, штат профессиональных ведущих, продюсеров и звукорежиссеров, процесс записи подкастов труда не составляет. Единственная техническая сложность, с которой нам приходится справляться — это статистика. Когда у вас один, два или пять подкастов — вы можете собрать данные с разных площадок и сложить в таблицу в Excel. Но у нас несколько хостингов, сотни подкастов и десятки тысяч эпизодов.
Нам пришлось написать отдельную программу, которая обрабатывает все данные и сводит их воедино. Мы выгружаем или копируем данные с разных площадок (хостинги, «Яндекс Музыка», YouTube Music и т.д.) в виде таблиц и загружаем в программу. Она ищет совпадения по названию эпизода и если находит, суммирует цифры. Так мы видим, что интересно слушать людям именно здесь и сейчас.
О контакте со слушателем
Как вы взаимодействуете с аудиторией?
У нас есть группы в соцсетях и больше всего откликов приходит во ВКонтакте. Подписчики обожают комментировать свежие выпуски и прямые трансляции. Также мы любим представлять публике новых ведущих и просим поделиться мнением о первых эфирах.
Как я уже говорил, наши подкасты — это программы, которые выходят на радио. Поэтому слушатели всегда могут позвонить в прямой эфир и похвалить или покритиковать наш контент. Кроме того, мы принимаем сообщения от слушателей во всех доступных мессенджерах. То есть обратная связь с аудиторией происходит постоянно.
И благодаря этим критическим замечаниям наши подкасты становятся лучше. Мы прислушиваемся ко всем нашим слушателям — анализируем критику. Также мы следим за статистикой прослушиваний и просмотров и если видим высокий интерес к какой-то теме, записываем дополнительные эпизоды по ней.
Например, две самых интерактивных программы, они же подкасты, — «Военное ревю» и «Дежавю». Основаны на общении ведущих со слушателями в прямом эфире. И люди постоянно звонят в эфир по одной теме, а потом начинают задавать вопросы по другой. И мы делаем темами следующих программ как раз ответы на вопросы. В «Военном ревю» 90% всех тем программ подсказаны как раз звонившими. Они спрашивают про выплаты военнослужащим, принципы работы разных типов вооружения, просят рассказать о каких-то знаменитых битвах или происшествиях прошлого, интересуются работой новых типов вооружения.
В программе «Что будет» нет непосредственного общения со слушателями в прямом эфире. Но в комментариях к свежим выпускам в соцсетях люди постоянно просят рассказать о каких-то темах, даже требуют.
В подкасте «Глядя в телевизор» ведущий посвящает ответам на вопросы к предыдущим выпускам в соцсетях 30–40% времени.
Но, честно говоря, красноречивее любых комментариев говорят цифры прослушиваний. Мы делаем подкасты примерно про всё — новости, политика, экономика, спорт, медицина, психология, музыка, космос, история, наука, тру-крайм, книги и шоу-бизнес. Поэтому мы видим, что интересует людей в настоящий момент, даже если они нам прямо об этом не говорят.
В основном самая рейтинговая — тематика про Украину и боевые действия, на втором месте — история.
Пока на ближайшее время просматривается тема выборов в США. Казалось бы, где Россия и где США. Но за судьбами Трампа и Байдена люди следят, как за родными. А так — будем следить, что новостная повестка подбросит. Например, совершенно неожиданно в последние дни самым прослушиваемым стал эпизод про гибель российской байкерши в Турции. За три дня его прослушали более 290 тысяч раз.
А что на счет продвижения подкастов?
Когда у тебя несколько сотен подкастов, их невозможно продвигать одновременно. Поэтому мы всегда продвигаем новые проекты, которые только-только запускаем, чтобы они набрали первую аудиторию. Для этого очень хорошо подходят ссылки Podcast.ru — это гораздо удобнее, чем расставлять отдельные линки на Apple Podcasts, «Яндекс Музыку» и Castbox.
Мы добавляем ссылки и в посты в соцсетях, и к статьям на наших сайтах, но какой источник работает лучше, сказать затруднительно, так как Podcast.ru не дает аналитику, с каких ресурсов люди перешли, и на какие площадки отправились дальше.

О планах на будущее
Какие подкасты сейчас в разработке?
Сейчас мы делаем очень большой упор на наше вечернее шоу с говорящим названием «Добрый вечер». Понятно, что информационная повестка сейчас не сказать, чтобы очень веселая, но наши ведущие Надана Фридрихсон и Игорь Виттель стараются в конце каждого выпуска выходить на позитив. Отсюда и название. И учитывая, что в первый же месяц старта проекта он занял второе место в десятке Podcast.ru, наша ставка на данную программу сработала.
Музыкальное оформление в стиле фильмов Квентина Тарантино, иронично-саркастичные ведущие, яркое визуальное оформление в стиле поп-арт — нам кажется, всё это должно сработать на популярность проекта.




Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: