Patreon: когда начинать, из чего состоит, как с ним работать?

Статьи

Об авторе

Меня зовут Александр Головин, я автор и ведущий подкаста о науке и критическом мышлении «КритМышь». Патреон является основной формой монетизации проекта и моим единственным источником постоянного дохода уже около 2 лет. Посмотреть мою страницу на Патреоне можно тут (она не идеальна!).

Что такое Patreon, кому он нужен, а кому не очень?

Patreon — это сервис по сбору рекуррентных платежей. Создатели контента, благодаря Patreon, могут доставлять свой контент непосредственно до потребителя (фаната). Взамен фанаты обещают выплачивать создателю определённую сумму каждый месяц (или за одну единицу контента).

Отличия Patreon от краудфандинговых платформ

Стоит приучить себя не говорить о Patreon, как о площадке сбора денег, краудфандинге или как о пожертвованиях. Patreon — это, в первую очередь, способ для фанатов стать ближе к создателю контента. Патроны ожидают от создателя личного общения, стримов, приветов и других взаимодействий за рамками официальных наград.

Другое отличие от классического краудфандинга — это бессрочность. На Patreon обычно выходят с проектами, которые будут жить годами. Сбор денег на определенную цель, вроде создания мультфильма, на этой площадке возможен, но не типичен. Хотя есть случаи, когда через патреон финансировали даже научные исследования.

Плюсы и минусы площадки

 

Когда начинать? Плюсы и минусы раннего старта

Бытует мнение, что начинать кампанию на Патреоне стоит только после того, как у проекта появиться ощутимое ядро аудитории. Иначе можно оттолкнуть людей упоминанием монетизации и загубить проект. Однако, практика показывает, что можно завести Патреон и в самом начале. Рассмотрим подробнее оба сценария.

Начинаем сразу

В этом случае какие-то деньги (небольшие) появятся в проекте уже на старте. Да, их будет немного, но они будут. Кроме того, можно будет на лету корректировать курс, плотнее общаться с ядром аудитории и вести проект в том направлении, в котором люди хотят его видеть.

Основные опасности:

 

Начинаем спустя какое-то время

В этом сценарии вы терпеливо ждали, пока наберется критическая масса людей, и только потом открыли страницу на Патреоне и рассказали о ней фанатам. Взрывной поток патронов захлестнул вашу кампанию и мгновенно стало хорошо.

Основные опасности:

 

Итого, обе стратегии мне кажутся легитимными. Я запустил Патреон в самом начале проекта и не жалею о содеянном.

Обзор основных элементов кампании

Приветственная страница

 

Страница приветствия — это самый главный элемент кампании. Это то, что люди увидят сразу, как перейдут по предложенной вами ссылке.

Рассмотрим основные компоненты приветственной страницы:

  • Видео. Ключевой компонент. По данным Патреона создатели с видео привлекают больше патронов. Хорошо, если на превью видно ваше лицо (или лица). Основные гайдлайны по съемке видео можно найти в конце документа
  • Краткое описание сути проекта, зачем вам патреон, вашего видения, ответ на вопрос «Как вы спасете мир?»
  • Краткое пояснение что такое Патреон, как он работает и «куда тут жать чтобы дать денег?». Это особенно важно, учитывая, что ресурс на английском

Чего стоит избегать:

  • Жалоб на отсутствие денег
  • Жалоб на что-либо вообще
  • Разговоров о деньгах (мы тут ради коммьюнити, помните?)
  • Длинных текстов, читать никто не любит
  • Ссылок. Мы же не хотим уводить людей с этой страницы, правда?

Уровни (тиры)

В обмен на деньги вы предлагаете фанатам дополнительный контент, особое отношение, внимание с вашей стороны. Это важно, так как придает мотивации становиться патронами.

 

Общие рекомендации:

  • Награды должны быть. Просто «спасибо» не особо мотивирует
  • Награды должны быть значимыми для фанатов
  • Награды должны быть простыми в реализации. Иначе говоря, дешевыми и не требующими много времени и сил на выполнение с вашей стороны
  • Если занимаетесь рассылкой, то подумайте о диджитал-товарах, вместо физических
  • Хорошая награда — это такая, которую вы производите по ходу основного продукта без лишних трудозатрат
  • Хорошо, если на старте будет 3-4 уровня. Меньше — лишает людей возможности выбрать, больше — парализует
  • Ввиду особенностей обработки платежей патрон платящий 1$ принесет вам около 60 центов. Патрон платящий 2$ принесет 1,4$
  • Патреон позволяет ставить картинки и всячески оформлять текст уровней. Этим можно пользоваться
  • Как придумать идею для награды? Смотрите как у конкурентов + читайте статьи на блоге Патреона, спрашивайте у патронов. Например, вот тут можно найти 19 идей для наград, если вы делаете подкаст

Цели

По статистике Патреона, создатели, у которых указаны цели, привлекают больше патронов. Цели могут быть очень разными, но можно выделить несколько гайдлайнов.

 

Общие рекомендации:

  • Лучше сразу наметить несколько целей, начиная с малого
  • Цели вроде «мы начнем лучше работать» хуже, чем «мы проведем закрытый стрим для патронов». Какое-то конкретное событие всегда понятнее для аудитории, чем абстрактное улучшение качества
  • Будьте осторожнее с обещаниями что-то купить или улучшить. Потому что цель может быть достигнута, а потом количество патронов и денег снова уменьшится

Страница «Спасибо»

Текст и видео, которые увидит новый патрон сразу после подписки. Эту страницу стоит использовать для благодарности и создание атмосферы личного общения. Видео тоже хорошо бы добавить. Примеры по ссылкам в конце.

Язык. Каких слов лучше избегать?

Важно создать у потенциальных патронов нужное настроение. Они здесь не для того, чтобы просто дать вам денег. Они здесь, чтобы стать ближе к проекту, который им так нравится. И стать ближе к вам! Поэтому вот краткое перечисление слов, которых стоит избегать и замены для них:

  • Донат, задонатить => Помочь
  • Поддержать => Вступить, присоединиться, стать частью
  • Заплатить, оплатить => стать патроном
  • Краудфандинг => коммьюнити

Думаю, что направление понятно.

Всё готово! Что нужно сделать до официального запуска?

Поздравляю! Прежде чем публиковать страницу поделитесь ссылкой с друзьями и коллегами, попросите фидбэк, исправьте опечатки и неточности. После этого смело жмите кнопку «опубликовать»!

Важно! Если вы не расскажете своей аудитории о патреоне, то никто о нём никогда не узнает. Поэтому готовьтесь говорить про Патреон постоянно.

Депрессивный ноль. Когда вы только создали страницу там будет висеть два депрессивных нуля: ноль патронов, ноль денег. Когда кто-то попадает на вашу страницу и думает, стать ли ему патроном, депрессивный ноль может сильно отпугивать. Это психологически труднее — быть первым. Поэтому крайне важно избавиться от нулей. Есть простой способ: попросите ваших друзей, знакомых, маму, подписаться (временно!) на вашу страницу, просто для того, чтобы убрать нули.

Промоушн. Где и как говорить о своем патреоне и не чувствовать себя странно?

Важно понимать, что Patreon — это не площадка по нахождению контента. Люди не бродят по Патреону в поисках креатора, которого захотят поддержать. Люди приходят на Патреон, потому, что их туда позвали. Следовательно, это задача креатора — обеспечивать трафик на свою страницу.

Чтобы люди узнали о вашей кампании на Патреоне нужно о ней рассказывать. Это можно делать совершенно разными путями. Посты в соц.сетях, объявление на улице, устный рассказ друзьям. Ниже выделю лишь одну из возможных стратегий.

 

Определите что является основным «продуктом» который вы производите и прикрепите к нему упоминание патреона. Если делаете видео, то посвятите 30 секунд ролика рассказу о патреоне. Если подкасты — скажите в подкасте. Рисуете картины — пишите под постом в Инстаграме и т.д.

Новый патрон! Что делать? «Хороший» и «плохой» патрон

Если вы делаете что-то, что действительно интересно людям — патроны не заставят себя долго ждать. В этом разделе кратко обсудим, что делать, когда кто-то подписался.

По данным аналитического отдела патреона, патроны, которые получали личное сообщение от создателя дольше оставались патронами. Это значит, что с каждым (каждым!) человеком, который подписался платить вам на патреоне, стоит немного пообщаться в личных сообщениях.

Хорошая практика: настроить уведомление при появлении нового патрона и отправлять им личное сообщение через патреон. Еще лучше: прикрутить интеграцию с сервисами, позволяющими послать персонифицированное видео. Инструкцию о том, как это сделать можно найти вот здесь.

Кроме того, важно поддерживать активность на самой странице патреона, под вашими постами и на странице «сообщества»: вступать в дискуссии, отвечать на комментарии, стимулировать обсуждение. Это важно еще и с точки зрения имиджа — живая страница более привлекательна для новых патронов, чем выжженное поле.

В связи с вышеперечисленным становится понятно, что «лучший» патрон это такой, который регулярно заходит на вашу страницу и пишет комментарии, коммуницирует с вами и другими патронами. Таких людей лучше знать поименно и всячески поощрять их активность, иначе они перестанут.

Мониторинг успешности кампании: основные метрики и оценки

Обсудим, как понять, успешно ли идет кампания или пора что-то срочно менять.

Две самых главных метрики успеха кампании — это количество патронов и количество собираемых денег. Из них выводятся некоторые производные характеристики, как то среднее количество денег с одного патрона, прирост патронов за месяц и тд.

Об успехе можно говорить, когда главные метрики в прошлом месяце были ниже, чем в этом. То есть тогда, когда наблюдается тренд на увеличение основных метрик. Внутри личного кабинета креатора есть все необходимые инструменты для отслеживания динамики этих показателей. Дополнительно советую мониторить данные через сайт graphtreon.com.

Пример стабильного тренда на увеличение

 

Пример стагнации

 

Еще одна важная часть метрик для тех, кто хочет сделать патреон своим основным заработком — это стабильность. Невозможно планировать траты, не зная, каков будет доход. Стабильность, как известно, в числах. Чем больше у вас патронов и чем ниже среднее количество денег на одного патрона, тем стабильнее ситуация. Рассмотрим на примере.

Случай 1. У создателя 30 патронов, каждый из которых платит по 5 долларов. В конце месяца 10% патронов (3 человека) решили прекратить подписку. Итого создателю пришло на счет 150 — 15 = 135$.

Случай 2. У создателя 2 патрона. Один платит 5 долларов, а второй — 145. Второй патрон решает, что уже достаточно денег потратил на проект и отменяет подписку. Итого создателю придет 150 — 145 = 5 долларов.

Очевидно, что стоит стремиться не к единичным «крупным» патронам, а к множеству патронов поменьше. Не стоит класть все яйца в одну корзину!

Деклайны

Обратите внимание, что количество патронов может сильно уменьшаться в начале каждого месяца (во время платежей), так как некоторые из платежей будут отклонены банками в силу разных причин. Отклоненный платеж называется decline. Патроны, чьи платежи были отклонены исключаются из общего списка активных патронов (общего счетчика видимого всем) до тех пор, пока их платеж не пройдет.

Красными стрелками отмечены падения количества патронов из-за «деклайнов»

 

В норме Патреон пробует собрать платежи повторно в течение первой недели месяца. На графике видно, что довольно быстро количество патронов возвращается почти на прежний уровень.

Стоит морально готовить себя к тенденции потери 5-7% патронов в начале каждого месяца только в силу отказов платежей. Реальный процент «деклайнов» после дополнительных попыток составляет 0-2%.

Таблица «деклайнов». Данные начала августа. Видно, что не собралось 5% платежей. При этом в предыдущих месяцах уровень «деклайнов» составляет 0.2-1%. Такая разница связана с тем, что часть «деклайнов» еще не успела вернуться.

 

Пока деклайнов не очень много (например, 1-3) можно попробовать писать патронам напрямую, с просьбой обновить платежную информацию. Хотя патреон и так шлет такие письма. Правда на английском.

Если вышли на плато: как стимулировать приток новых патронов и расшевелить старых?

Обновление

Если вы понимаете, что темпы роста сильно замедлились или остановились, то стоит подумать о некоторой реструктуризации кампании. Подумайте, что может пробудить новый виток интереса к вашему патреону? Возможно стоит ввести новый уровень с новой наградой, обновить старые уровни, предложив что-то новое, переписать тексты, переснять видео.

По данным Патреона простое изменение уровней может повлечь увеличение подписок уже само по себе.

Special Offer: как и зачем? Примеры

У Патреона есть встроенный инструмент привлечения внимания — Special Offer (ограниченное предложение). Суть заключается в том, что вы предлагаете что-то особое тем, кто станет вашим патроном до определенного времени в будущем. Как правило награды делают такими, которые недоступны в обычное время.

Например, вы музыкант и готовите к выходу альбом. Запустите специальное предложение: имена всех, кто станет вашими патронами до официального выхода альбома (скажем, в течение месяца) попадут на обложку для компакт-диска (виниловой пластинки, страницу в интернете, etc.).

В зависимости от ценности награды для патронов можно ожидать 30-300% роста подписок за время спецпредложения.

Заключение

Список материалов для изучения

Канал Patreon на YouTube

Блог Patreon с гайдлайнами и статьями от успешных креаторов

Методички с курса Patreon по старту на площадке:

Тулкит создателя с описанием всех интеграций в приложениях

Гайд по созданию видео для страницы приветствия

Воркшопы Patreon по разным темам (постоянно появляются новые)

Упражнения

  • Проанализировать чью-нибудь страницу на патреоне. Придумать, что можно было бы улучшить.
  • Придумать одну награду для вашей кампании.
  • Стать патроном проекта, который вам нравится (или вашего конкурента). Цель — понять какого это изнутри, подглядеть приемы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущая статья
Как Spotify пришел в Россию
Следующая статья
Apple Podcasts: что нового и почему это важно?
Меню

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: