Обложка как визуальная часть подкаста

Статьи

Заходя в любое приложение, чтобы послушать подкасты, все мы сталкиваемся с целой галереей иллюстраций.

Обложка – первое визуальное впечатление от вашего проекта, а уже затем название, описание и сам выпуск.

В этом материале мы поговорили с подкастерами и иллюстраторами о том, почему обложки важны, как они влияют на охваты и как найти мэтч с иллюстратором.

Глава 1. Мы срочно решили поменять обложку

Первый блин – комом. Может быть много причин, почему обложка не привлекает должного внимания к вашему подкасту.

Она не отражает суть

Много текста, который образует беспорядок из названия, хостинга, имени автора

Неправильно подобраны цвета и шрифты

Нарушены правила Apple Podcasts, например, отражает сцены насилия, гомофобии

Тривиальные решения, которые приходят здесь и сейчас

Обложка не подходит под разные форматы

Виктор Кляйн, автор подкаста «Без понятия»: По факту обложка не должна обманывать ожиданий и должна привлекать.

Так как у нас необычный подкаст, мы хотели показать некую упоротость. За основу взяли максимально странный советский мультик «Музыкальная шкатулка». Также нужно было показать, что это интервью с незнакомцем.

В итоге получилось то, что хотели.

Мы изначально думали, что она привлекает своей упоротостью. Но мы ошибались. Обложка была слишком детская, как мне кажется. И люди либо не нажимали совсем, либо ждали детского контента. Поэтому нужно собирать непредвзятые мнения.

Мы срочно решили поменять обложку.

Сразу после этого возникает мысль о поиске подходящего иллюстратора. Нужно просмотреть портфолио и расценки. Но не надо надеяться, что обложка будет стоить 250 рублей.

Inna Felix, иллюстратор: У меня обложка стоит пять тысяч. Дальше отдельные наценки на баннер, ТЗ и т.д.

Цена может колебаться, допустим для подкаста «Предпринимательницы» обложка стоила три тысячи, потому что не было реализовано новой идеи: мы сделали в корпоративных цветах, сочнее, с новым шрифтом, то есть ту же самую идею, но лучше.

Виктория Шишова, иллюстратор: Также стоимость работы над обложкой зависит от следующих факторов:

Опыт и востребованность иллюстратора

Срочность заказа

Сложность обложки и количество возможных правок

Для коммерческих проектов стоимость выше, чем для независимых авторов

После выбора подходящего иллюстратора нужно решить с ним несколько рабочих моментов, которые помогут в подготовке изображения.

Заказчик

Привет, хочу сделать обложку

Иллюстратор

Привет, задам сначала несколько вопросов для понимания

  • Как называется и о чём подкаст?
  • Какое настроение должна передавать обложка?
  • Какие есть пожелания по идее/сюжету/цветам?
  • Есть ли мудборд/референсы?
  • Какую стилистику хотелось бы?
  • Какие сроки, технические требования к файлу?

Inna Felix: Как правило, клиент может ответить только на два вопроса: название и мысль. И второе – абстрактно.

Заказчик

Я хочу, чтобы было красиво, и, чтобы женщины понимали, что они тоже могут быть предпринимательницами.

Inna Felix: И дальше несколько схем работы: если у человека совсем нет возможности составить ТЗ, то есть платная дополнительная опция – я сама подбираю варианты на основе любых пожеланий. Я набираю рандомный пул картинок в разных стилистиках, мы созваниваемся, и я каждую картинку объясняю. Потом мы их обсуждаем, выбираем то, что откликнулось.

Далее мы обсуждаем колористику, стиль. Поскольку чаще всего мне пишут, основываясь на портфолио, меня просят предложить свои идеи.

Например, с «Все фломики разные» заказчик сказал, что хочет, чтобы были разные люди, и я подобрала референсы человечков. Дальше я максимально оптимальным образом реализовала его идею в рамках своего восприятия.

Дальше согласование и скетчи. А потом чистовой рисунок.

Также при обсуждении заказа надо проговорить детали.

Виктория Шишова:

Мелкие элементы будут не видны в приложениях для подкастов

Хорошо, когда ваша обложка отличается от подкастов со сходной тематикой. То есть, если подкаст про путешествия, то не стоит изображать только самолет, чемодан и карту.

Обложка не должна «обманывать» слушателя. Если подкаст о страхе или жестокости, не стоит в качестве обложки делать весёлую и цветастую иллюстрацию

Но на работу с дизайнером нужно время (от недели до четырёх) и деньги. Поэтому команде подкаста «Без понятия» пришлось скачать стоковое изображение, которое бы соответствовало изначальному запросу, но и не было детским.

Виктор Кляйн: Первую обложку мы долго рисовали и утверждали. И даже уже после запуска подкаста я вносил небольшие косметические правки.

У нас есть пул дизайнеров-иллюстраторов, так что найти кого-то несложно. Другое дело, что запрос «Нужно было неделю назад» не про нас. Когда уже не было времени что-либо обсуждать с иллюстратором и долго рисовать, мы просто купили картинку на Shutterstock, утвердили и подготовили за три часа в субботу ночью.

Охваты пошли вверх сразу после смены изображения, но всё равно мы очень поздно спохватились и в итоге закрыли проект, так и не достигнув каких-то вменяемых результатов.

Совет от Виктора Кляйна по работе с иллюстратором или дизайнером: «Должно быть точное представление, что ты хочешь. Размытая идея – удлинение и удорожание работы. Нужно собрать референсы, посмотреть, что есть у других, покопаться на стоках. Но даже чёткое понимание, что ты хочешь – не убережёт тебя от ошибки».

Глава 2. Детские рисунки и скетчи – тоже обложки

Подкаст, который внезапно меняет обложку на другую, может потеряться в плейлистах слушателей. Оставить всё как есть – тоже не вариант. Например, вы спустя несколько лет решили поменять концепцию подкаста. Заходите в чат с иллюстратором, который делал первую обложку и набираете сообщение:

Артур Белостоцкий, продюсер и редактор подкаста «Заварили бизнес»: «Нам нужно освежить обложку «Заварили». Во-первых, Саша уже не делает кофейню, во-вторых мы рассказываем истории других предпринимателей, в-третьих, нам нужно написать название полностью «Заварили бизнес», потому что наша студия называется «Заварили» – чтобы не путаться.

В угол поставим лого «Заварили». И нужно освежить с точки зрения цвета и подружить с брендбуком. Также предусмотреть место для логотипа партнёра.

Хочется сохранить узнаваемость, но привести соответствие с изменившейся реальностью и освежить».

Ivan Might, иллюстратор: «Идея: чтобы обе обложки были между собой чем-то похожи, и человек, который, допустим, заходит на Яндекс.Музыку, не запутался, сделаем простой эскиз, сохраним основы сюжета. На первой обложке была Саша, которая крутится в водовороте кофе в большом стаканчике.

Кофе – символ делового человека и тот предмет, который вполне может быть в студии записи подкаста. Поэтому Артур и Саша будут вместе вариться в этой большой чашке кофе. Это как раз ново».

Артур Белостоцкий, продюсер и редактор подкаста «Заварили бизнес»

Нам нужно освежить обложку «Заварили». Во-первых, Саша уже не делает кофейню, во-вторых мы рассказываем истории других предпринимателей, в-третьих, нам нужно написать название полностью «Заварили бизнес», потому что наша студия называется «Заварили» – чтобы не путаться.

В угол поставим лого «Заварили». И нужно освежить с точки зрения цвета и подружить с брендбуком. Также предусмотреть место для логотипа партнёра.

Хочется сохранить узнаваемость, но привести соответствие с изменившейся реальностью и освежить.

Ivan Might, иллюстратор

Идея: чтобы обе обложки были между собой чем-то похожи, и человек, который, допустим, заходит на Яндекс.Музыку, не запутался, сделаем простой эскиз, сохраним основы сюжета. На первой обложке была Саша, которая крутится в водовороте кофе в большом стаканчике.

Кофе – символ делового человека и тот предмет, который вполне может быть в студии записи подкаста. Поэтому Артур и Саша будут вместе вариться в этой большой чашке кофе. Это как раз ново.

А дальше Артур присылает референсы и требования к обложке. Но в отличие от первого раза, создатели «Заварили» уже более чётко осознавали, как дать ТЗ Ивану.

Артур Белостоцкий: Я уже больше понимал, какие детали важны.  В первом случае ТЗ было: «Вот у нас такой подкаст, придумай что-нибудь». Иван прислал пару вариантов: один из них с Сашей в стакане кофе, который держала чья-то рука, и была надпись «Заварили бизнес». Мне понравилось, но чего-то не хватало.

Тогда мне пришла в голову идея с водоворотом и видом сверху. Я попросил одного из детей нарисовать, как он это себе представляет. Потом я дописал несколько комментариев и отправил.

Со второй обложкой у меня в голове были какие-то представления, как это должно быть, хотя основную идею всё равно принёс Иван.

В целом мне нравится концепция совместного творчества, когда я даю человеку задачу, он придумывает, а потом мы вместе дорабатываем. Или, когда мы придумываем вместе концепцию в формате мозгового штурма.

Через некоторое время Иван скинул в формате скетча, и, когда я посмотрел, у меня закралось подозрение, что мне скетч понравится больше, чем финальная версия.

Ivan Might: Мы договаривались, что финальная версия будет похожа по стилю на первую обложку, которая была нарисована в векторе. Я её нарисовал, но сам понял, что она выглядит гораздо стерильнее, чем насыщенный штрихами и деталями эскиз. Эскиз получился, как детский рисунок, но продуманный. Он цеплял своей живостью.

Мы отказались от векторного варианта, и, мне кажется, это вполне нормальная и смелая практика – искать варианты и выбирать лучший. Первый вариант может быть тем самым.

В итоге получился подкаст «Заварили бизнес», где эскиз обложки первого сезона был нарисован ребёнком, а иллюстрация второго сезона – скетч.

Совет от Артура Белостоцкого по работе с иллюстратором или дизайнером: «Обращайтесь к иллюстраторам, чьи работы и стиль вам нравятся и не пытайтесь выжать что-то другое.

В принципе я привык доверять творческим людям, с которыми работаю, поэтому обычно стараюсь дать максимальную свободу, но при этом показать ограничения.

Не все могут хорошо работать с типографикой – и это тоже надо учесть. Не стоит ждать от иллюстратора, что он сделает красивые буквы, если он этим не занимается».

Глава 3. Один выпуск = одна обложка

Помимо основной обложки, в некоторых подкастах есть ещё десятки разных картинок. Авторы этих проектов делают для каждого выпуска отдельную иллюстрацию.

Максим Зеленский, автор «Короче, история»: Мы рассказываем историю, упрощая канву событий, но оставляем яркие детали, которые цепляют. И мы подумали, что было бы очень хорошо визуализировать эти моменты. Поэтому на каждой обложке есть детали, о которых говорится в выпусках, а иногда ещё и пасхалки.

Обложки рисуются сразу после записи выпуска. Я даю художнику общую идею, он делает всё примерно за неделю и, как правило, вносит много своего.

Обложка для конкретного эпизода – ещё один способ добавить визуал в ваш подкаст. Просматривая изображения к каждому выпуску, слушатели могут выбрать, какой им будет интересен и полезен. И им не придётся для этого открывать описание.

Это помогает повысить лояльность не только инди-подкастеров, но и медиа.

Маргарита Девяткина, руководитель отдела аудиоконтента ТАСС: Обложки к эпизодам во втором сезоне подкаста «Куинджи Охрип» – эксперимент. Его предложила наша SMM-менеджер Даша Калинина, чтобы пользователь знакомился с героем подкаста аудиально и визуально. В дизайне решили использовать одну из разновидностей изобразительного искусства — акварель.

Виктория Шишова, иллюстратор: Мне кажется, обложка для каждого выпуска — это отличный способ обогатить подкаст и сделать его более интересным для публики. Такие иллюстрации могут показать, что эпизод — это самостоятельное произведение со своей идеей или сюжетом.

И всё бы хорошо: сетка эпизодов выглядит красиво, каждая иллюстрация индивидуальна, труд художника оплачен и ценен. Однако далеко не все приложения для подкастов считывают обложки к конкретному выпуску. Например, этого не делает Apple Podcasts, Яндекс.Музыка, Google Podcasts. А на этих площадках собрана основная аудитория.

Но изначальная цель подкастеров остаётся важнее: у кого-то визуализация цепляющих моментов, у кого-то знакомство с героем выпуска, а у кого-то вся концепция кричит об индивидуальных иллюстрациях, например, у «Сладкой Плазмы Ксандара Бо».

Кейс «Сладкой Плазмы» можно прочесть здесь.

Совет от Маргариты Девяткиной, по работе с иллюстратором или дизайнером: «Если вы работаете с профессиональным иллюстратором, то стоит довериться специалисту.

Если ваши представления о прекрасном не совпадают с представлениями иллюстратора или дизайнера, то стоит подробнее прописать ТЗ: максимум референсов, которые кажутся подходящими, любые, даже дурацкие образы и мысли – в общем, всё, что поможет иллюстратору уловить и понять ваши «хотелки» » .

 Глава 4. Нарисуем что-нибудь ещё

Не только обложки могут продвинуть подкаст в чартах. Телеграм с дополнительными материалами, инстаграм с видео и изображениями, ютуб с роликами и анимациями. Хотя последнее – редкое явление.

Ivan Might, иллюстратор: Это дополнительная обработка вселенной всего проекта, люди больше себе представляют, что происходит в мире подкаста.

Так делала команда подкаста «Дело №13».

Также, в отличие от «Куинджи Охрип» и «Короче, история», в «Деле №13» обложки выполнены в разной стилистике, что помогает быстрее определиться слушателю, какую страшилку включить.

Григорий Полевой, автор подкаста «Дело №13»: Видеоконтент вытащил подкаст на новый уровень: благодаря ютубу Яндекс стал чаще рекомендовать подкаст, как и другие стриминговые сервисы.

Для начала через ютуб рекомендовали зрителям слушать подкасты по дороге. Увидели прирост внешнего трафика в приложении, тот же Яндекс охотнее начал подсвечивать в рекомендациях.

Обложки, дополнительные изображения и видео безусловно увеличивают конверсию кликов на кнопку play и лояльность аудитории. Только стоит этим заниматься, когда будет чёткое понимание потребности аудитории.

Совет от Григория Полевого по работе с иллюстратором или дизайнером: «Если представили определённый сюжет в голове, распишите его максимально подробнее, прикрепите картинки, рисунки. Вам нужно воссоздать такой же сюжет в голове иллюстратора».

Делайте всё с любовью.

Чек-лист по работе с иллюстраторами и дизайнерами

Вместе с Ivan Might, Викторией Шишовой и Inna Felix подготовили два чек-листа по коммуникации между заказчиком и иллюстратором.

  • Просить нарисовать в стиле другого иллюстратора. Если вам нравятся чей-то стиль, лучше обратиться напрямую к этому художнику
  • Задача иллюстратора – не просто перерисовать задумку заказчика, но создать свой художественный образ, метафору. Поэтому если вы обратились к иллюстратору за обложкой, дайте ему определенную свободу и работайте только с теми, кому вы доверяете и чей стиль и техника вам нравятся.
  • Не задерживайте правки и комментарии.
  • Правки бывают значительные: когда вы хотите изменить весь сюжет и незначительные: убрать или добавить деталь. Значительные правки лучше вносить на этапе эскизов: в этот момент обычно уже понятна концепция. Гораздо хуже, если вы решили изменить всю обложку за два дня до премьеры подкаста: в таком случае это может стоить как новый заказ.
  • Не задерживайте оплату
  • Перед работой с иллюстратором внимательно изучите его портфолио. Если оно вам совсем не приглянулось, скорее всего, лучше не будет.
  • Обсудите все условия по заказу, правкам и оплате до начала работы. Лучше всего подписать договор.
  • Обговорите рабочие часы, в которые вы сможете общаться. Надо делать жёсткий график, потому что, когда ты не выставляешь границы сразу, люди к этому привыкают, и потом им странно, что после 11 ты не работаешь.Если ты не выставишь этот регламент, то ты быстро закончишься.
  • Давайте конструктивные комментарии и правки. Вместо «Цвет какой-то не такой», напишите «Можем ли мы попробовать более холодный/теплый тон»
  • Будьте доброжелательны. Нужно быть в диалоге и уважать друг друга: договориться о времени, которое необходимо на выполнение работы и в рамках этого времени общаться так, чтобы довести до результата. Если заказчики начинают тебя использовать, и ты понимаешь, что эта грань смещается не туда, то надо искать другие варианты: либо ты перестаёшь работать, либо ты доходишь до какого-то чекпоинта, и вы расходитесь.
  • Дедлайны. Даже если не срочно, хотя бы выставлять длительный дедлайн. Никогда ведь не знаешь, с каким человек начинаешь работать: с организованной личностью или вольным художником. Если дедлайн не горит, то ставьте неделю, а если любопытно, то два дня, если это реально. Создание обложки – это командная работа, поэтому дедлайны должны соблюдать обе стороны.

Ivan Might: Когда есть примеры стилистик, визуальное настроение и краткая беседа на тему содержания подкаста, тогда это идеальные условия для начала работы. Это важно, потому что заказчик тоже имеет своё представление, просто не может его выразить.

Самое важное – некая беседа на пять минут, поговорить про то, какие есть пожелания, о чём сам подкаст – можно не слушать сам проект, просто поговорить с автором и проникнуться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущее интервью
Будь или не будь: стажёрские вакансии в подкастинге
Следующее интервью
Как и где фичерить подкаст?
Меню

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: