За последние пару лет к онлайн-обучению привыкли, кажется, все. И если обычно лекции — это видео, то школа дизайна Sber Design School пошла другим путём, выпустив курс по UX-исследованиям в формате подкаста. Ведём его мы — главная по маркетингу в Sber Design School Ирина Сергеева и UX Research Lead в SberDevices Алина Ермакова.
Сначала записи были доступны только сотрудникам «Сбера», а сейчас их может послушать любой желающий. Рассказываем, как мы создавали аудиокурс — и почему пройти его полезно вообще всем.
Курс называется «UX-подкаст». В восьми выпусках мы обсудили, что такое UX-исследования, чем занимаются UX-исследователи, где искать респондентов, как не упустить инсайт и почему принципы UX-дизайна полезно знать всем.
Три основные аудитории Sber Design School — дизайнеры, продакты и UX-специалисты. Отдельные материалы по UX-дизайну для сотрудников «Сбера» у нас уже были, но не хватало полноценного классного курса, который был бы интересен и UX-исследователям, и специалистам смежных специальностей. Весной 2020 года мы в Sber Design School решили исправить это. Коллеги познакомили меня с Алиной — человеком, который знает об этой теме всё. Алине идея понравилась, и мы стали выбирать формат.
Мы провели опрос среди коллег и выяснили, что у большинства нет времени полноценно погружаться в длинные видеокурсы, которые требуют полной концентрации и не позволяют параллельно делать что-то ещё, например работать. Зато оказалось, что многие слушают подкасты. Это проще: надеваешь наушники — и занимаешься своими делами.
Поэтому когда мы решили сделать курс по UX-дизайну, я предложила отказаться от привычного формата видео с «говорящей головой» — и записать аудио. Люблю этот формат и сама с 2019 года веду подкаст «Ну, па-ап!», где объясняю своему 68-летнему папе, как работает digital — что такое стартапы, как теперь знакомятся в Tinder и зачем нам эмодзи и VR. Уже вышло больше 40 эпизодов, которые собрали 300+ тысяч прослушиваний.
У Алины опыт другой. Мы обе преподаем, но до нашего «UX-подкаста» она предпочитала офлайн- и видеолекции. Поэтому на первом созвоне идея Алине показалась странной — курс в формате подкаста? Без видео, без презентаций? Как это вообще? Но мы всё обсудили — и начали работать. К тому же, проект хотели делать именно с Алиной: она — опытный специалист, и лучше о UX-исследованиях никто не расскажет.
Поскольку цель была не просто поболтать под запись, а выпустить образовательный курс, мы сформулировали ряд требований. Например, решили заранее продумать чёткую структуру, а после выхода курса — измерять эффективность, в том числе с помощью метрик, которыми измеряют образовательные продукты, а не подкасты. Авантюра состояла в том, что Sber Design School до этого не пробовал упаковывать курсы в подкаст, да и на рынке я такого не встречала. Так как все работали удалённо, записывать эпизоды предстояло в Zoom. У меня уже было необходимое для записи оборудование, а вот для Алины мы арендовали микрофон, который ей привезли прямо домой.
Формат придумали такой: Алина отвечает на мои каверзные вопросы о том, как и зачем исследовать человека в контексте создания продуктов — и не только. Работа шла в удовольствие, хоть и не обошлось без сложностей. Так, нам постоянно мешали соседи с дрелями, которые, как и многие на карантине, затеяли ремонт. А когда я сбежала от шума ремонтов на дачу, там меня ждал сосед с газонокосилкой. Но всё получилось: беседы вышли очень человечными и интересными. Как мы и хотели.
Алина Ермакова
UX Research Lead в SberDevices, не верила в подкасты до 2020 года
До «UX-подкаста» я не доверяла аудиоформату: даже если меня звали в какой-то подкаст как гостя, участвовать не хотелось. Я не понимала, как без видео устанавливать контакт с аудиторией — и удивилась, что Ира хочет записать голосом целый курс. Для меня всегда была важна визуализация: презентации, наглядные картинки, графики. Даже опыт с онлайн-лекциями в видеоформате для меня поначалу был непростым, хотя преподаю я давно, например в Британской высшей школе дизайна и Bang Bang Education.
А тут надо было создать образовательный продукт, где я буду присутствовать только в наушниках пользователя. О тренде на подкасты мне было известно — многие друзья и знакомые начали слушать их на удалёнке. Стало интересно протестировать саму себя, посмотреть, как я справлюсь с задачей, получится ли сделать классный курс.
Ира сразу сказала: «Расслабься — как пойдёт, так пойдёт». В итоге получилась отличная коллаборация. У нас с Ирой подвешены языки: разбуди посреди ночи — и мы сделаем подкаст.
Я записывалась из дома, но с корпоративного макбука, который, не предупреждая, может запустить установку обновлений. Однажды это случилось во время записи — у нас был зарезервирован час, из которого нам 40 минут пришлось ждать, когда установка обновлений закончится. В итоге всё сделали очень быстро, но качество от этого не пострадало. В целом у меня остались приятные воспоминания: май, тепло, солнце, я сижу с микрофоном и разговариваю про UX-исследования.
Итогом я тоже довольна. Мне не хотелось делать курс про матчасть — это слушатели могут найти и в других местах. Упор сделали на реальные кейсы, на ситуации, с которыми я и моя команда столкнулись за последние годы. А ещё мы дали слово внутренним и внешним UX-исследователям, записывали с ними интервью.
Я думаю, что «UX-подкаст» интересен всем, кто создаёт продукты и хочет понять, как сделать их успешными. Курс — не про обучение UX-исследованиям за 8 лекций. Это скорее про майндсет: я хотела передать, насколько это круто — изучать людей, общаться с ними, слушать, исследовать их поведение. Эта практика помогает и в работе, и в жизни.
Где послушать подкаст и как мы измеряли его эффективность?
Поначалу «UX-подкаст» могли слушать только сотрудники «Сбера». Когда оказалось, что курс зашёл, мы подумали: а почему бы не выкатить его для всех? Так спустя полгода после записи подкаст появился на внешних платформах.
Распространяя подкаст среди сотрудников, мы обвесили его вспомогательными материалами. Например, добавили глоссарий с понятиями, которые могут вызвать трудности. Ниже — пример.
А ещё — описания кейсов, о которых говорим в выпусках. Если слушателя заинтересовал какой-то пример, можно изучить дополнительные материалы.
Кроме того, сотрудники Сбера могут проверить и закрепить новые знания — к каждому выпуску есть тесты. Может и вам интересно ответить.
Теперь про метрики. Формат подкастов подразумевает, что человек послушал выпуск и двинулся дальше — к следующему эпизоду. Так как проект образовательный, нам было важно понять, что именно человек узнал и запомнил.
Главная для нас метрика — Completion Rate, или то, что на внешних платформах называется дослушиваемостью подкаста. Она демонстрирует, сколько пользователей дослушали каждый выпуск до конца. Ещё один важный показатель — Net Promoter Score (NPS): у нас он равен 64. NPS отражает отношение тех, кто высоко оценил продукт, к критикам. Ещё слушатели на внутренней платформе могли ставить оценки: рейтинг «UX-подкаста» там составляет 4,9 из возможных пяти.
Если вы имеете отношение к созданию продуктов или просто интересуетесь этой темой, нам будет приятно, если вы послушаете первые 8 выпусков и оставите фидбэк в комментариях. Возможно, «UX-подкаст» ждёт второй сезон, так как человека можно (и нужно!) исследовать бесконечно!
А так выглядит наша обложка. Узнали, что на ней изображено? Как думаете, почему именно это?
Оригинал статьи был опубликован на vc.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: