Кейсы

Кейс: как запускался подкаст «Соседний столик»

Привет! Меня зовут Фёдор, и я записываю подкаст о людях в креативной индустрии «Соседний столик». Первый выпуск я записал и выложил в сентябре, но до этого около двух месяцев готовился к запуску подкаста. Что я делал два месяца — в этой статье.

Цифры

 

  • 800–1000 прослушиваний на эпизод
  • 44% слушателей из Москвы
  • 51% слушателей в возрасте 23–27 лет
  • 31 минута — среднее время прослушивания

Идея

Идея подкаста пришла мне в кафе Surf на Солянке. Я сидел и, вместо того чтобы учиться, слушал разговор двух молодых людей за соседним столиком о том, как они слили все деньги на курс Бизнес-молодости, не получили ничего, и теперь им не на что открывать бизнес. А ведь это же может быть транслируемый опыт! Такие истории чаще всего сводятся к одному и тому же — траектории получения знаний, самоопределению. Совершенно неважно, какое у тебя образование, какие курсы ты окончил и сколько вложил в собственное обучение. Важно — какой опыт ты при этом получил. Именно с этой мысли и начался «Столик».

Цели и целевая аудитория

Нужно сразу определить, какие цели я ставлю перед подкастом. Их я сразу же разделил на «внешние» — что подкаст привнесёт в мир. И внутренние — что я получу от подкаста. Получилось примерно так.

Внешние:

  • Рассказать о людях в креативной индустрии, показать их карьерный путь, отразить ход их мыслей
  • Помочь подросткам выбрать траекторию обучения (в широком смысле) и дальнейшего развития в креативной индустрии — так сразу получилось определить ЦА

Внутренние:

  • Познакомиться с людьми из креативной индустрии — расширить сетку профессиональных связей и заявить о себе в профессиональном сообществе
  • Определить дальнейший собственный карьерный трек

Важно на первом этапе определить обе цели — внешние помогут придерживаться изначального содержания контента, а внутренние — не выгореть, если сразу что-то не получится (такое возможно)

Очень полезно — подумать, с какой мыслью слушатель будет включать ваш подкаст и с чем уйдёт после прослушивания. Построить путь слушателя из точки «А» — нажатие кнопки плей — в точку «Б» — нажатие кнопки стоп. У меня получилось так:

  • В точке «А» слушатель не знает, какие задачи есть в определённой профессии, например, не знает, чем занимается GR-специалист. Он немного боится идти в неизвестную нишу, считает, что недостаточно компетентен, чтобы отправить резюме в компанию или запустить свой проект.
  • В точке «Б» слушатель понимает, как устроена профессия, чем конкретно предстоит заниматься, чем живёт герой, о чём он думает. Он чувствует подъём, чувствует себя увереннее, смелее — вдохновляется историей героя. Слушатель думает: «Если у него получилось, то почему не получится у меня?»

Ресёрч

 

Я всё время слышал, уже года два наверное, что рынок подкастов на подъёме. Нужно было изучить его и понять, насколько вообще конкурентная среда. Спойлер: вовсе не конкурентная.

Определился с темой — понял, что хочу общаться с людьми из креативной индустрии — так сразу сузил круг до подкастов о Digital, медиа, рекламе, ивенте. Сформировал таблицу, которой с вами радостно делюсь и начал слушать подкасты — все, которые казались мне близкими по моей теме. Воспользовался я тогда сервисом Russiancast.club. Не обращайте сильно внимание на комментарии, это лишь мои очень короткие и тезисные заметки, которые относятся чаще к форме, чем к содержанию.

Проанализировав конкурентов (зачёркнуто) коллег, понял, что мне нужен чек-лист — что буду делать дальше и в какие сроки. Собственно, вот он.

Концепция

Настало время собирать всё воедино. В концепцию я включил:

  • Проблематику
  • Цели
  • Целевую аудиторию
  • Бэкграунд
  • Описание формата
  • Описание содержания
  • Каналы коммуникации
  • Потенциальные возможности для монетизации

На этом этапе очень важно понять, в чём уникальность подкаста. Я выделил следующие пункты:

  • Вопросы, которые задают подростки
  • Большое количество молодых гостей
  • Фокус на профессиональной деятельности гостя, а не на его личности (так как ключевая задача — помощь с профориентацией)

В итоге получился вот такой документ. Такое подробное описание концепции может помочь на этапе оценки своего подкаста со стороны — я сразу старался советоваться со всеми, с кем только можно — отправлял идею друзьям, а потом совсем осмелел и отправил Льву из Подкастерской. На этой стадии фидбэк точно пригодится.

Упаковка

Собрав всю обратную связь я начал заниматься упаковкой. Разработка фирменного стиля заняла около двух недель. Было решено всё делать в стилистике коллажа. Во-первых, это что-то новое для подкастов — провели с дизайнером микро-ресёрч по русскоязычным подкастам. Во-вторых, к сожалению, не все заморачиваются с отдельной обложкой для каждого выпуска. А для меня это было принципиальным — хотелось на обложку каждого эпизода ставить фото человека. Коллаж практичнее всего — он позволяет создавать уникальную обложку эпизода за считанные минуты, если есть готовый шаблон. У меня это занимает около 10 минут, всё что нужно — вырезать фотографию гостя — я для этой цели использую remove.bg, вырезает моментально.

Особый фокус я сделал на презентации. Именно презентация помогает «добывать» гостей, даже если у подкаста пока не внушительное количество прослушиваний. Сверстать стильную презентацию в Canva можно за 5–6 часов. Вот, например, презентация «Столика».

Итак, некий чек-лист упаковки:

  • Фирменный стиль — цвета, шрифты, формы
  • Логотип
  • Шапка (для сообщества ВКонтакте и нескольких подкаст-сервисов, например, SoundCloud)
  • Шаблон обложки эпизода
  • Презентационные материалы

Всегда рад комментариям и советам, мне можно писать в Telegram.

В декабре 2020 года подкаст «Соседний столик» был продан компании «Буду» за миллион рублей. У нас на сайте можно найти кейс об этой покупке.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Следующая запись
Кейс: как рассказать о целом поколении в подкасте?
Меню

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: