Кейс: как снять подкаст в лесу?

Кейсы

Есть образовательный проект для взрослых –«Летняя Школа» (не путать с «Летней Экологической Школой», центром расследования подкаста «Ученицы»). Проект ориентирован на получение новых практических навыков студентами и взрослыми.

В этой школе студия подкастов «Две дорожки» вместе со студентами сняли научпоп видеоподкаст «НИИ ЧЕГО СЕБЕ».

В этой статье коммерческий директор студии Аня Петрова рассказала, с какими именно особенностями и сложностями они столкнулись при записи аудио и видео на природе, и в процессе монтажа.

Вводные данные

Что из себя представляет «Летняя Школа»? Это советский лагерь на берегу реки Дубны, в котором есть как жилые, так и нежилые постройки, лекционные помещения, медцентр, уличные умывальники, много беседок различных форм и размеров для отдыха и работы, библиотека и столовая. Далеко не во всех постройках есть свет и электричество, а ещё почти не ловит интернет и сотовая связь.

В этом лагере постоянно находится 400-500 студентов, преподаватели, организаторы и другие работники. Эти люди постоянно учатся, читают лекции, практикуются, гуляют и проводят свободное время, как и все на природе. Мы старались подбирать разнообразные локации, на которые приносили нашу мебель, заранее отобранную на складе. Нам было важно, чтобы локации были непохожи друг на друга, но при этом сохраняли единое настроение.

Про звук

Так как мы снимали на улице, выбрали динамические микрофоны с ветрозащитой и рекордер (в нашем случае это Zoom H6) с автономным питанием, чтобы происходящий вокруг шум не мешал записи. Нам было важно, чтобы в отрыве от картинки «НИИ ЧЕГО СЕБЕ» был максимально похож на обычный подкаст своим качеством. Определив примерное расстояние между спикерами и рекордером, мы подобрали провода необходимой длины (лучше иметь запас по этому параметру). Мы понимали, никакой микрофон не может полностью избавить запись от посторонних звуков, поэтому решили, что атмосферные звуки далеко на фоне — то что нам нужно.

Наша команда столкнулась с проблемой ночного стрекотания насекомых, преследовавшего слушателя на протяжении всего выпуска про этничность.

В случае, если один из спикеров говорил громче другого, мы ему делали усиление на микрофоне меньше, соответственно звук на фоне становился тише. Поэтому мы решили убрать стрекотания из записи (его всё ещё слышно, но издалека).

Ещё у нас возникла трудность с окружающим человеческим шумом. Вокруг ходило 400-500 человек, непричастных к нашим съёмкам, которых мы просили быть тише, но люди продолжали читать лекции, общаться и играть в игры, ведь всё это является неотъемлемой частью «Летней Школы». Мы поняли, что все звуки окружения работают на фактуру и атмосферу, поэтому звук в выпусках практически не обрабатывался от этих деталей.

К счастью, мы только один раз попали под небольшой дождь во время съёмок на полуоткрытом пространстве беседки. Тут оперативно пришлось укутывать всю технику мусорными пакетами со скотчем. Благо, они были неподалеку.

Про видео

Наша команда взяла с собой только одну камеру, чтобы использовать её для общего плана. Мы знали, что у «Пресс Избы» «Летней Школы» есть камеры, которые мы будем использовать на крупных планах. У нас был один вечер, чтобы разобраться в управлении и настройках незнакомых камер, чтобы показать, как это делается студентам.

Современные камеры тратят много заряда на съёмку, также видео занимает достаточно много места, поэтому важно подумать о питании и памяти. Главным плюсом оказалось, что на месте у «Пресс Избы» были видеокамеры, которые могут питаться от сети, и писать видео без ограничения по длительности.

Для нас была новой задача по поиску электрической сети. Мы тянули электричество до нашего места съемки на расстояние 50-80 метров горстью катушечных удлинителей. Заранее договорившись с ответственными этих помещений, мы брали электричество в жилых домах, мед.центре и лекционных аудиториях.

Также мы привезли высокие штативы и еще несколько карточек памяти для камер, которые мы оставили ребятам для их самостоятельных записей. Например, в выпуске про радиацию спикеры сидят в беседке, находящейся на пригорке, поэтому камеры стоят выше более чем на метр, чем при обычной постановке в студии с плоским полом.

Про монтаж

Каждое видео состоит из трёх интервью, а также приветствия и прощания. Так как всё записывалось отдельно, нам приходилось делать четыре небольших видео, чтобы собрать всё целиком. Для каждого спикера мы получали отдельный монтажный лист и позже собирали их вместе. Так как съёмки проходили на улице, важно было снимать спикеров в той же последовательности, в которой они будут в итоговом видео. Например, если снимаем на закате, школьник, который в видео всегда первый, должен быть в самом светлом пространстве, а солнце оставаться плавным в течение всего выпуска.

К сожалению, предоставленные «Пресс Избой» камеры оказались не настолько хорошими, чтобы снимать одновременно на ярком солнце и в тени, поэтому здесь было важно выставлять освещение по лицам героев.

Забота о команде

Мы старались заботиться о комфортном пребывании звукорежиссёров и операторов, искали дополнительную мебель, чтобы можно было присесть, пока спикер ждёт своей очереди, приносили несколько бутылок воды, так как съёмки проходили жарким летом. Чтобы редакторская группа могла подключить ноутбуки, подзарядить телефоны, мы брали дополнительные удлинители.

Под конец съёмок мы оставляли локации в состоянии «лучше, чем было до», убирали весь мусор и следы нашего присутствия, грамотно расставляли мебель, которая хаотична была расставлена до нашего прихода.

Гордость за результат

В итоге мы очень гордимся проектом, учитывая условия записи. Кроме классного контента, удалось передать атмосферу места.

Резюмируем, как снять подкаст в лесу?

Заранее изучить локацию, желательно посетить её примерно во время запланированной съёмки, продумать расположение людей и техники

Связаться с местными, спросить о наличии электричества, мебели, техники в ближайшем доступе

Осознать погоду, продумать ветро и влагозащиту себя и техники, иметь локацию «про запас»

Продумать питание всей техники, взять побольше аккумуляторов, проводов, карт памяти

Пользоваться звуками среды, не пытаться вычистить

Снимать последовательно, чтобы не «скакал» свет

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущее интервью
Кейс: что сделала студия Red Barn в кризис?
Следующее интервью
Кейс: как делать подкасты для зумеров
Меню
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: