Кейсы

Кейс: как рассказать о целом поколении в подкасте?

В начале мая арт-журнал «Литота» запустил новый подкаст — «Это про нас». Проект посвящен поколению, которое всю сознательную жизнь провело в XXI веке. Идея подкаста заключается в том, чтобы рассказать, кто все эти молодые люди от 18 до 23 лет, которые активно выступают на митингах, постоянно сидят в соцсетях и слушают новую волну русской музыки.

Я хочу рассказать, с какими сложностями мы столкнулись при создании проекта, и почему он обрел именно такую форму.

Идея

В то время, как крупные медиа и бренды гнались за поколением Z, наша команда сама полностью состояла из людей младше 23 лет. Мы решили воспользоваться этим преимуществом и рассказать о самих себе.

Отправной точкой для нашей идеи стали анкеты, которые были популярны в нашем детстве. Они состояли из простых вопросов: кто ты? что ты любишь? чего боишься? У одного из редакторов «Литоты» даже сохранилась папка с анкетами ее друзей.

Этот тренд начала 2000-х стал нашим ориентиром в плане формы, в которой можно рассказать о целом поколении. Мы решили собрать своеобразную «папку анкет» людей от 18 до 23 лет.

К простым вопросам о месте учебы, возрасте и интересах, мы добавили вопросы об общечеловеческих ценностях: об отношениях с родителями, о власти и Родине, о самых счастливых моментах жизни и самых больших страхах.

Задачи

Нашей главной задачей было найти максимально широкий спектр разных людей. Тех, кто учится и тех, кто уже работает; тех, кто верит в Бога и тех, кто придерживается атеистических взглядов; тех, кто хочет традиционную семью и тех, кто вывешивает в спальне ЛГБТ-флаг.

Кроме того, мы отказались от приглашения знаменитостей в подкаст, несмотря на то, что они могли принести нам трафик. Нашей идеей было, в первую очередь, сосредоточиться на простых историях, в которых слушатель мог узнать себя, а не на условных «историях успеха».

Анализ

Мы проанализировали другие русскоязычный подкасты, которые говорили о поколении: «Ну па-ап!» и «Зумеры и бумеры».

Как подкаст Иры Сергеевой, так и проект Глаголев FM за основу берут сравнение двух поколений: дочки и отца, бабушки и внука. Мы захотели отойти от этой истоптанной тропинки и сосредоточиться не на сравнении, а на иллюстрации. Поэтому все герои подкаста, в том числе и ведущий, принадлежат к этому поколению, и все мнения, взгляды и выводы являются наглядным примером размышлений «зумеров».

Герои

Героев мы искали через знакомых, их знакомых, и знакомых знакомых. Нам удалось собрать более 30 часов оригинальных записей. В подкаст попали истории помощника депутата, лесбиянки и будущего врача; коренного москвича и студентов, которые приехали из Сибири и Калмыкии.

В результате, у нас получилось собрать самый полный портрет поколения, которое выросло в XXI в России.

Упаковка

Звук 

Сложностью для нас стал монтаж звука и саунд-дизайн. Несмотря на то, что «Литота» уже достаточно давно занимается созданием аудио-визуального контента (например, проект о стихах About), этот подкаст потребовал гораздо больше внимания.

 

Часть материалов удалось записать до начала карантина, но часть — уже после введения режима самоизоляции. Поэтому качество звука на стороне гостей сильно зависело от их технического оснащения и подкованности.

Самой большой проблемой было удаление эха от помещения, в котором записывается звук. Один из гостей был вынужден отвечать на вопросы в пустой аудитории на сотню студентов, а другой — на веранде дачи, где шумел ветер и гавкали уличные собаки.

Для решения этой проблемы мы подготовили «Чек-лист юного подкастера» — инструкцию для тех, кто впервые сталкивался с записью.

Кроме того, недостаток качества звукозаписи мы решили превратить в особенность, дополнив музыкальную тему подкаста звуками раритетного винилового проигрывателя, который нашелся в той же коробке, что и детские анкеты. А перебивками стали узнаваемые щелчки переключения слайдов на старом проекторе.

Визуал

На ранних этапах проекта основным вариантом для обложки и оформления соцсетей нам представлялся коллаж, который бы совмещал в себе изображения молодых людей и узнаваемые символы XXI века.

Однако после того, как у нас сформировался взгляд на аудио-оформление проекта, нам пришлось пересмотреть весь визуальный ряд. Ламповое и неидеальное звучание не сочеталось с чисто-белым фоном и реалистичными изображениями.

Мы решили попробовать воссоздать эту идею в другом стиле: в виде рисунка. На первых набросках сохранялись символы XXI века, например, логотип твиттера и элементы интерфейса социальных сетей.

Но в таком формате мы теряли считываемость концепции подкаста. Про кого «Это про нас»? Про молодую пару? Про соцсети? Поэтому мы решили добавить на обложку больше персонажей и отказаться от части элементов.

Кроме того нам хотелось визуально подчеркнуть рукотворность проекта, то, что он сделан от молодых людей про молодых людей. И поэтому мы отказались от ровных шрифтов и написали название подкаста на обложке от руки.

Также были продуманы специальное оформление для соцсетей и платформ «Литоты», таких как Twitter, Youtube и Вконтакте. В частности для последней мы подготовили специальную инвертированную версию обложки, так как большинство пользователей этой соцсети используют светлую тему в приложении VK.

Сопроводительные активности

Выпуск каждого эпизода подкаста мы решили сопроводить специальными микро-мероприятиями и поддерживающим контентом в соцсетях.

Первый выпуск «Это про нас», посвященный родителям, сопровождался публикацией в группе Вконтакте «Литоты» статьи «Возвращение домой» о студентах, которые на время самоизоляции решили вернуться в родной дом и столкнулись с изменениями в отношениях с родителями.

А четвертый и пятые эпизоды, посвященные России и Родине, сопровождались интервью с молодыми художниками, чьи работы, так или иначе, связаны со страной, в которой мы живем.

Кроме текстов каждую неделю в Instagram-аккаунте «Литоты» проводились прямые эфиры, где молодые авторы из Литературного института им. Горького читали свои художественные произведения: стихи и прозу, темы которых пересекались с темами каждого эпизода подкаста.

Результаты

 

  • За два с половиной месяца, с выхода первого эпизода, подкаст прослушали 30 тыс. раз (больше 3 тыс. на один эпизод)
  • Подкаст попал на 13 строчку топа Apple Podcasts и 2 строчку в своей категории («Общество и культура»)
  • «Это про нас» попал в «Выбор редакции» русскоязычной платформы для прослушивания подкастов SoundStream
  • «Это про нас» был добавлен на главную страницу «Яндекс.Музыки»
  • В группе Вконтакте «Литоты» на 171% выросло количество уникальных посетителей и на 384% количество просмотров
  • Каждую из сопроводительных статей прочло более 100 пользователей

Кейс этого подкаста показывает, как с помощью простых элементов можно собрать портрет целого поколения. Слушайте «Это про нас» на всех доступных площадках.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущая запись
Кейс: как запускался подкаст «Соседний столик»
Следующая запись
Кейс: ивент-маркетинг за 5 тысяч рублей
Меню
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: