Как выделиться среди конкурентов

Статьи

Индустрия развлечений из года в год становится всё более разнообразной. Подкасты, как часть индустрии, давно вписались в повседневную жизнь. Миллионы людей слушают подкасты на разные темы: новости, история, психология, юмор — продолжать можно долго. Но сделать хороший выбор не так легко.

С ростом индустрии крепчает конкуренция. Поисковый запрос выдает десятки результатов на одну тему — от такого количества предложений у слушателей развивается «баннерная слепота». Для авторов, особенно начинающих, стоит нелегкая задача — собрать свою аудиторию и выделиться среди конкурентов.

В этой статье мы расскажем, что такое уникальность проекта, какие инструменты использовать, чтобы вас запомнили, и как пробить «баннерную слепоту».

Глава первая. Уникальность

Порог входа в подкастинг довольно низкий, многие подкасты записываются в домашних условиях без профессионального оборудования. Выбор темы тоже не самый сложный вопрос. Если автор — ядерный физик, маловероятно, что он будет рассказывать про вязание. Тема напрямую зависит от увлечений, хобби, профессии или продвигаемого товара.

Главный вопрос — как быть уникальным в выбранной теме?

Есть авторы, которые не боятся экспериментов и создают проекты, не имеющие аналогов. Например — The Worst Idea of All Time, это проект двух комиков из Новой Зеландии. Концепция построена на том, что в течение года они пересматривают один и тот же фильм и раз в неделю записывают обсуждение увиденного. Подкаст выходит с 2014 года и до сих пор имеет успех у слушателя: в 2024 году он был признан самым успешным комедийным подкастом Новой Зеландии. Разбор фильмов — тема не новая для подкастинга, таких сотни, но они нашли особый подход. Ведущие разбирают одну и ту же картину и каждый раз находят что-то новое. Это отличный пример того, когда нестандартный подход, даже в стандартной теме, завоевывает слушателя и влюбляет в себя.

Проведите анализ конкурентов, как только вы определились с темой будущего подкаста. Какие проекты популярны, в чем их фишка, что бы вы улучшили, а что сделали наоборот. Подумайте над своей уникальностью, каким образом ваша концепция и подача материала будет отличаться от похожих проектов.

Глава вторая. Визуал

Занятия спортом, домашние дела, прогулки — всё это может сопровождать любимый подкаст в наушниках. Слушатель не отвлекается на видеоряд, а получает информацию на слух. Но не стоит думать, что визуальная составляющая подкаста уходит на второй план. Мы всё еще любим глазами, поэтому цепляющая обложка — один из инструментов для привлечения слушателей.

Обложка знакомит слушателя с подкастом и вводит в курс дела. Откройте любое приложение для прослушивания подкастов и вы окажетесь в картинной галерее, где каждое произведение искусства говорит без слов и описаний.

Подкаст «Тут такое дело»

Непринужденный разговор подруг на фоне убийства. Они смотрят в окно, словно в телевизор. Очевидно, что нас ждут задушевные разговоры соведущих в подкасте жанра тру-крайм.

Подкаст «Кукуруза».

И снова всё понятно — это подкаст про всемирную историю, рассказанную через историю кукурузы.

Глава третья. Описание

Вам удалось захватить внимание благодаря визуалу, теперь у вас 30 секунд, чтобы убедить слушателя остаться с вами. Описание — это лифтовая презентация (с анг. Elevator Pitch), расскажите о своей уникальности, чтобы человек перешел на следующий этап знакомства — к прослушиванию.

Давайте разберемся, что должно быть в описании:

  • О чем ваш подкаст. Текст должен быть коротким и понятным: не пугайте слушателя сложными речевыми оборотами — он и так сомневается, слушать вас или нет.
  • В чём ваша уникальность. Если ваш подкаст о тру-крайме с юмором, не стоит это оставлять сюрпризом для слушателя.
  • Ссылки на социальные сети. Познакомьте слушателя с собой и закулисьем подкаста.
  • Периодичность выхода. Например, «подкаст выходит еженедельно по вторникам в 9:00». Это не формальность, а демонстрация вашего намерения работать вдолгую. Если вы делаете выпуски по настроению, стоит ли начинать вас слушать?
  • Ключевые слова. Поисковые системы смогут вас рекомендовать при совпадении запроса. Не используйте размытые фразы, только четкие и понятные выражения. Допустим, у вас подкаст на историческую тему:

Хороший пример: «история России или мировая история»

Плохой пример: «исторические очерки о многострадальной, но несломленной стране»

Дополнительно на тему подбора ключевых слов можно прочитать этот материал.

Рассмотрим пример описания подкаста «Мужик, соберись»:

  • Собрано короткое и понятное описание концепции и обсуждаемых тем без сложных оборотов;
  • Указаны социальные сети подкаста и подкаст-студии, в которых можно увидеть закулисье и познакомиться с ведущими;
  • Ключевые слова: настоящий мужчина, мужчина в современном мире, маскулинность, мужественность;
  • Известна периодичность выхода новых эпизодов — у авторов есть план и они его придерживаются.

Другие примеры хороших описаний можно прочитать у подкастов:

Что отмечаем?

Карьерная витаминка

Дневники Лоры Палны

Глава четвертая. Интро подкаста

Вступление или интро — это то, что задает тон вашего подкаста. Не стоит начинать эпизод с середины без вступительных слов, иначе у слушателей появится ощущение вырванности из контекста.

«Скандалы, интриги, расследования!» — визитная карточка «Программы максимум». Эта фраза на всю жизнь осталась в наших головах, после нее миллионы зрителей усаживались у экранов и ждали обещанных скандалов. Так вот интро — это ваша визитная карточка, которая должна с первых секунд быть узнаваемой и захватывать внимание слушателя.

Что может быть в интро:

  1. Приветствие;
  2. Короткий тизер выпуска;
  3. Слоган. Какая-то короткая фраза, которая повторяется из выпуска в выпуск и характеризует ваш подкаст. Например: «…революция, секс, наркотики и панк-рок Российской империи…», узнали? Конечно, это «Закат империи»*

*произведено иноагентом в РФ

Более подробно с этой темой можно ознакомиться в материале «Что включить в интро подкаста

Приведем примеры запоминающихся интро.

«Неловкая пауза» — один из них. Каждый выпуск начинается с диалога двух ведущих: триггерный вопрос, далее короткий переход на обсуждаемую тему и вот наше внимание приковано к подкасту. В интро есть всё: коронная фраза «Кирилл — Наташа — Кирилл…», тизер, приветствие и представление ведущих.

«Подкат Соломина. Глубокие беседы с мыслящими людьми» — с этих слов начинается подкаст Глеба Соломина. Формула динамичного начала: слоган, представление автора, короткий тизер и пара слов о том, кому понравится этот подкаст — на всё потребовалось 30 секунд.

Глава пятая. Саунд-дизайн

Если вы услышите подкаст без саунд-дизайна, скорее всего — это чье-то голосовое сообщение. Саунд-дизайн —  неотъемлемая часть работы, ровно такая же, как создание обложки. Он также должен быть уникальным.

Подкаст «Сперва роди» — эталон работы саунд-дизайнера. Заглавная музыкальная заставка дает настроение подкасту — это комбинация бодрого инструментала, детского плача и чириканья птиц. Звучит странно, но давайте разберемся. В подкасте три отца разговаривают о родительстве, при этом один из ведущих — бердвотчер, который часто делает отсылки к пернатым. Все темы сложились в единое звучание: отцы, дети и птицы. Также интересно прописаны джинглы под разные темы или ситуации:

Рубрика «Занимательные факты с Александром Борзенко», тайминг — 8:52

Рубрика «Естественный вопрос от Юрия Сапрыкина», тайминг — 1:44

Джингл «Плохой отец», тайминг — 10:00

Что такое саунд-дизайн в подкасте:

  • Музыка введения, заключения, джинглы рубрик. Они могут быть написаны под ваш проект, взяты из стоковых ресурсов без авторских прав или куплены, если авторские права кому-то принадлежат. Желательно, чтобы музыкальное сопровождение было всегда одинаковым, тогда вы будете более узнаваемы.
  • Перебивки. Это особенно касается подкастов, которые по длительности превышают 15 минут. Слушателю необходима короткая передышка, чтобы не потерять внимание. Также ваш подкаст может делиться на главы, а музыкальный переход поможет переключить слушателя на новую главу.
  • Звуковые эффекты. Они помогут передать настроение и атмосферу происходящего. Если вы создаете проект в жанре тру-крайм, можете пользоваться фишками из хорроров для достижения большей погруженности. Или просто передать звук дождя, шумного города, звуки моря в зависимости от контекста.
  • Фоновая музыка. Она может звучать на протяжении всего подкаста или в отдельных моментах. Музыка не должна перебивать ведущего, а наоборот, придавать красочности его рассказам.
  • Обработка голоса. Настроить громкость, убрать шум, наложить эффект, например, имитировать голос из телефонной трубки.

Хороший саунд-дизайн сделает ваш проект узнаваемым и улучшит восприятие информации.

Глава шестая. Коллаборации, кросс-промо, интервью, инфоповод

Зачем конкурировать, когда можно объединяться? Один из способов заявить о себе — это коллаборация. Здесь важно найти единомышленников, но при этом выходить не на прямых конкурентов, а искать людей или компании со схожей аудиторией. Составьте для себя список интересных личностей, с которыми можно коллаборировать. К примеру, если ваш подкаст про моду, то можно создать коллаборацию с психологом. В таком случае совместный проект может рассказывать, какие эмоциональные переживания прячутся под одеждой и как не совершать импульсивных покупок.

Коллаборация — это не просто реклама, а совместный продукт. Два или более эксперта работают над созданием сценария, и все участники заинтересованы в хорошем результате. Такое сотрудничество может быть разовым, сезонным и на постоянной основе. Например, коллаборация между «Нормально же общались» и «Хаос и порядок». Два проекта разово объединились для раскрытия темы трудоголизма и разбили ее на два выпуска: первый вышел в одном подкасте, второй — в другом. Таким образом подкасты произвели обмен аудиториями.

Кросс-промо по механике похоже на коллаборацию, но такая маркетинговая стратегия не предполагает создание совместного продукта. Как правило, это упоминание партнера в своем выпуске, обоюдное размещение информации в социальных сетях, расширенное описание к выпуску с данными о партнере. Сейчас такое продвижение необходимо маркировать как рекламу.

У нас есть статья, которая поможет больше узнать о рекламных интеграциях в подкастах.

Если вы работаете в формате интервью, то вам предстоит большая работа по поиску интересных гостей. Медийные люди чаще соглашаются принять участие в проекте, если для них в этом есть какая-то выгода. Условный артист уровня А даст интервью начинающему подкастеру только благодаря личным связям или сильному ответному предложению, нередко это стоит денег. Это связано с высокой популярностью гостей: у них есть большая лояльная аудитория, которая посмотрит любой продукт с их участием.

Однако, слушателя можно удивить не медийным, а необычным гостем. Отличный пример — «Тюремный подкаст». Его автор, Миша Ронкаинен, создает проект о жизни в тюрьмах разных стран мира, где гости — заключенные в прошлом или настоящем. Это полная противоположность звездам, но от этого становится еще интереснее.

Инфоповод в подкастах — это быстрое реагирование на события в мире. Чем раньше вы подсветите «горячую» новость, тем больше людей перейдет в подкаст за актуальной информацией или мнением. Как правило такие выпуски чаще пересылают друг другу и приводят в качестве источника информации. Для примера вспомним мягкую игрушку-монстрика — Лабубу, она стала одной из самых обсуждаемых тем в поп-культуре. Наша команда тоже воспользовалась инфоповодом и подготовила подборку эпизодов про Лабубу. Это вызвало интерес у аудитории: обсуждения, пересылки, прослушивания выпусков для погружения в тему.

Глава седьмая. Готовый продукт

Поздравляем, вы создали уникальный проект. Настало время заявить о нем на большую аудиторию. Для этого подайте заявку на фичеринг. Подкаст-платформы всегда заинтересованы в новых проектах, вам остается только правильно заявить о себе.

В заявке на фичеринг оцениваются:

  • обложка,
  • название,
  • описание,
  • уникальность,
  • тема,
  • качество звука.

У каждой платформы свои критерии для размещения, например, для фичеринга в «Яндекс Музыке» у вас должно быть не менее 100 подписчиков, подкаст должен быть регулярным и качественным по звуку. Если вы попадете в рекомендации этой площадки, вас увидит огромная аудитория.

Подробнее о нюансах фичеринга в «Яндекс Музыке» можно узнать из ответов редакции в нашем материале.

Совет от Podcasts.ru 

Расскажите о своем проекте в фичеринге Podcasts.ru.

Заполните форму для фичеринга. Если ваш подкаст соответствует всем критериям, мы расскажем о вас в телеграм-канале и добавим отдельные выпуски в собственный плейлист на «Яндекс Музыке», который обновляется каждый понедельник.

Послушайте первый выпуск любимого подкаста и сравните с последним — любой проект эволюционирует. Не бойтесь экспериментов и нестандартных тем, ищите и тестируйте разные форматы. Только так вы сможете подобрать идеальную формулу для вашего проекта.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущее интервью
Как грамотно исправлять ошибки
Меню
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: