Ситуация: у вас готова идея подкаста, вы написали план выпуска, выбрали студию и пришли на запись. Вы уже готовы говорить, но перед микрофоном начинаете волноваться и запинаться. В итоге время потрачено напрасно, а результат далек от задумки.
Вместе с Натальей Воробьёвой, тренером по речи из студии «Две Дорожки», и Евгением Князевым, монтажером аудио- и видеоподкастов, ведущим подкаста «Мужик, соберись», разобрались, как помочь себе побороть страх микрофона и донести мысли до слушателя без потерь.
Типичные речевые ошибки новичков
Наталья, тренер по речи: Речевые ошибки можно условно разделить на две группы. Первая — «звукорежиссер всё исправит» — ошибки, которые устраняются на монтаже. Вторая — «дело во мне» — те, что технически не исправить:
- общее впечатление от манеры речи,
- логика и структура,
- интонация и выразительность,
- темп и ритм,
- нечеткость речи,
- орфоэпические ошибки,
- перепады высоты голоса.
Группа «дело во мне» провоцируется волнением. Это происходит примерно так:
Волнение → суета в мыслях → нарушена логика речи.
Волнение → телесное напряжение → голос тихий, «затухает» в конце фразы, часто писклявый, паузы либо отсутствуют, либо затянуты.
Евгений, монтажер: Сложнее всего монтировать спикеров, которые при волнении говорят много: перескакивают, повторяются, оправдываются. Слушателю трудно следить за такой речью. Это бывает не только от волнения, но и от трепета перед аудиторией или гостем.
Как помочь себе и победить страх
Подготовиться заранее
Подкастеры с разным опытом записи начинают подготовку со сценария. Чем лучше он проработан, тем меньше волнение влияет на качество готового продукта.
Евгений, монтажер: Необходимо заранее написать и вычитать сценарий. Обращайте внимание на логику повествования и ваше удобство произношения написанного. Саму запись проводите в подготовленном помещении на проверенную технику. Такой исходник поможет вам монтировать выпуск быстрее.
Наталья, тренер по речи: Пишите сценарий так, как будете говорить. Формулировки должны быть точные, короткие и понятные.
Как начать подготовку сценария:
- Выбрать главную мысль подкаста и записать ее. Это то, к чему мы будем вести слушателя весь выпуск.
- Прописать в сценарии опорные точки – вступление, тезисы и финал.
- Расставить паузы в тексте. Так слушатель поймет, где закончилась одна мысль и началась другая.
- Подготовить несколько стандартных подводок к теме в своей манере речи.
Например:
— У меня была такая ситуация, …
— Я прочитала твой пост и хочу прочитать фрагмент…
— Когда я готовился к записи эпизода, … - Убрать лишнее. Избавиться от информации не по теме.
Больше про сценарий можно узнать в видео от «Двух Дорожек»:
«Сценарий подкаста и его редактура»
Найти свою технику расслабления
Представим, что вы написали сценарий, но запись всё равно пошла не по плану. Тут вас снова настигает тревога: в речи появляется мусор, интонация скачет, дыхание поверхностное.
Евгений, монтажер: Люди волнуются очень по-разному. Сложнее всего монтировать тех, кто при волнении говорит много и хаотично: скачет с темы на тему, повторяет мысли. Если же человек от беспокойства делает паузы – это не проблема. А вот слова-паразиты или нелогичная речь могут вдвое увеличить время монтажа.
На такой случай хорошо иметь в арсенале технику, которая поможет расслабиться в моменте и вернуть себя в рабочий ритм.
Наталья, тренер по речи: Помните о своей роли здесь и сейчас. Во время записи и подготовки подкаста вы – автор, а микрофон – инструмент. Через него мы направляем звук своему слушателю.
Никто не знает, каким должен быть эпизод. Если вы будете концентрироваться на главной мысли подкаста, а не на том, что всё пошло не по сценарию – то вы вытянете любую запись.
Как вернуть уверенность в моменте:
- Признать, что вы волнуетесь.
- Сделать вдох животом, потом медленный выдох и вернуться мысленно к тезису.
- Подумать о слушателях и о том, что вы хотите им сказать, какой пользой поделиться.
- Помните, что в данный момент вы автор и/или ведущий подкаста.
Работать над ошибками бережно
Вы записались с готовым сценарием, успешно преодолели волнение, но результат всё равно не нравится. Хочется избавиться от лишних вздохов, междометий, оговорок. Желание отполировать запись может не только добавить неуверенности, но и лишить подкаст самого важного – вашего голоса.
Евгений, монтажер: В большинстве разговорных подкастов естественное дыхание, развитие мысли, некоторые переговорки или просторечия наоборот могут создавать приятную атмосферу. Такая речь звучит дружественно и располагающе. Каждый проект сам находит для себя эту границу неидеальности звучания, органичную этим ведущим и этой теме.
Наталья, тренер по речи: Живой дубль может быть лучше идеального. Совершили ошибку – признайте ее. Вам об этом написали или сказали – поблагодарите, значит вас слушают.
Как звучать естественно, но чисто:
- Работать над дикцией. Тогда вашей аудитории не надо будет вслушиваться и тратить на это внимание.
- Использовать простые предложения и избегать сложных оборотов.
- Делать паузы и менять интонацию, чтобы удерживать внимание. Голос не должен «затухать» к концу фразы.
- Дышать спокойно, «животом».
Так фокус будет не на речевых ошибках, а на слушателе, а это – то, что нужно.
Совет: переслушивайте свои записи
Евгений, монтажер: Если говорящий слышит свои исходники, например, редактирует их или монтирует, то прогресс в речи очевиден. Монотонное исправление своих ошибок или недостатков отлично мотивирует лучше следить за собой на записи. Некоторые решаются и на работу со специалистом.
А с этой артикуляционной гимнастики можно начать улучшать речь самостоятельно.
Главное
- Готовьте сценарий, но оставляйте место импровизации.
- Дышите и делайте паузы.
- Концентрируйтесь на пользе для слушателя, а не на своем страхе.
- Ошибки – это нормально, если они не мешают пониманию.
- Переслушивайте записанное, чтобы найти свои точки роста.



Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: